О среднесрочной программе экономического развития Турции. Часть 1

20 сентября с.г. министр казначейства и финансов Б.Албайрак в срочном порядке представил среднесрочную программу экономического развития страны. Почему «в срочном порядке»? – Потому что изначально предполагалось, что среднесрочная программа развития Турции на период с 2019 по 2021 год будет подготовлена и обнародована к ноябрю. Налицо двухмесячное опережение графика.

На самом деле, то, что мы сейчас наблюдаем со стороны турецкого руководства, можно назвать очень по-разному. Однако, выразимся в стиле, который соответствует высокому званию Института Ближнего Востока, — турецкое руководство поставило на поток и вовсю штампует различные программы. Так, собственно, было с Программой «100 дней», которая была представлена на суд турецкой общественности лично президентом страны Р.Т.Эрдоганом 3 августа с.г. Она была самым подробным образом разобрана нами на сайте ИБВ (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=46750).

Вердикт этому документы был вынесен не совсем утешительный – в «100 днях» отсутствует как ось, вокруг которой строится документ, так и необходимая однородность и стройность подачи материала. Он буквально надерган из программ различной степени срочности, важности и проч. ото всех турецких министерств и ведомств и представляет собой, в полном смысле этого слова, бессистемное «лоскутное одеяло». Собственно, поэтому из программы «100 дней», как бы руководство страны не старалось его обыграть, события не получилось и о ней забыли буквально через несколько дней после обнародования. И сегодня, спустя всего полтора месяца, если и вспоминают, то лишь бюрократы страны, когда им надо своё выступление «обвязать правильными отсылками», о которых ни один служащий не должен забывать.

Теперь же настала очередь выступать со своей программой министру казначейства и финансов Берату Албайраку. Сознательно воздержимся, в самом начале разбора документа, от цитирования его, достаточно оптимистичного, выступления и скептически настроенной оппозиции, а равно и делового сообщества, для сохранения свежести взгляда. Программу министр Б.Албайрак представлял вместе с 16-страничной презентацией. Вот, для начала, с ней и разберемся.

Документ озаглавлен как «Новая экономическая программа». Горизонт среднесрочного планирования установлен в 3 года, т.е. на суд публики был представлен экономический план развития Турции на период с 2019 по 2021 годы включительно. Программа предусматривает три этапа реализации, чьи заголовки вынесены также на титульную страницу презентации: «Стабилизация – Дисциплина – Изменения» (не будем излишне придираться, но эта тройка здорово напоминает анекдот про «ум, совесть и партийность», которые больше двух, как известно, не собираются – В.К.).

На втором слайде турецкий министр представил итоги экономической деятельности страны в период с 2002 по 2013 год. Разумеется, у любого человека со стороны, который просто читает документ, должен возникнуть законный вопрос, почему выбран именно такой период времени для демонстрации достигнутых в экономике результатов. Партия справедливости и развития продолжает единолично руководить страной и после 2013 года. Напрашивается закономерный вывод, что именно в 2013 году для турецкой экономики «пошло что-то не так».

Какие же результаты за период с 2002 по 2013 годы предъявлены собравшимся на презентации «Новой экономической программы»? – Более чем успешные.

Рост ВВП на душу населения: более чем в 3 раза с 3,6 тыс. долл. до 12,5 тыс. долл.

Инфляция: снизилась до однозначных показателей с 29,7% до 7,4%.

Занятость (с оформлением социального страхования): выросла с 12 млн до 19 млн человек, то есть, было создано 7 млн новых рабочих мест.

Экспорт: вырос с 36,1 млрд долл. (почему-то за базу взят 2005 год; единственное объяснение – в тот год прошла денежная реформа страны и турецкая лира, отбросив шесть нулей, превратилась в новую турецкую лиру – В.К.) до 151,8 млрд долл., иными словами был продемонстрирован 4-кратный рост.

Дефицит бюджета (центральных органов власти): продемонстрировано 10-кратное снижение с 11,4% до 1,0% от ВВП страны.

На следующем слайде слушателям предъявляется перечень испытаний, которым страна подверглась с 2013 года. Что и объясняет ограниченность периода экономических успехов Турции временным отрезком с 2002 по 2013 год.

Перечислим и мы события, произошедшие в Турции: парк Гези (май 2013 г.), новая монетарная политика Федеральной резервной системы США (май 2013 г.), бунт судебной системы (17-25 декабря 2013 г.), рост процентных ставок Федеральной резервной системы (декабрь 2015 г.), попытка военного переворота в Турции (15 июля 2016 г.), последние по времени события в отношениях между Турцией и США (2018 г.), новая финансовая политика европейского Центрального банка (без даты, последнее по времени событие).

Отметим, что на этом документе совершенно отсутствуют события в регионе – «арабская весна» – и участие Турции в них, отсутствует сирийская война и поток беженцев в страну. Хотя приведенный министром график и содержит в себе политику в том, что касается, в частности, отношений с США. Налицо желание министра в презентации избежать острых углов и ненужных ассоциаций.

62.5MB | MySQL:102 | 0,506sec