О текущем состоянии внешнеторгового оборота ОАЭ и основных тенденциях его развития

Эмират Дубай, один из лидеров той части сегмента экономики ОАЭ, которая не связана с энергоносителями, объявил о росте своей не нефтяной внешней торговли, в общей сложности, до 645 млрд дирхамов за первую половину этого года, что означает рост этого удельного показателя по сравнению с первой половиной прошлого года, на 5 млрд дирхамов.

В сообщении, опубликованном статистическим департаментом правительства эмирата во вторник, 18 сентября, говорится, что реэкспортная торговля в Дубае «зафиксировала значительный рост на 14 процентов, увеличившись на 24 миллиарда дирхамов до 203 миллиардов дирхамов, при этом импорт составил 377 миллиардов дирхамов и экспорт —  65 миллиардов дирхамов».

Шейх Хамдан бен Мухаммед бен Рашид, наследный принц Дубая и председатель Исполнительного совета эмирата, сказал: «Рост сектора внешней торговли является показателем успеха и превосходства экономического развития Дубая и его способности привлекать больше торговли из разных регионов мира».

По словам Х. М. бен Рашида, внешняя торговля Дубая через учрежденные в эмирате свободные зоны выросла на 20% в первом полугодии этого года на 43 млрд дирхамов до 257 млрд. Реэкспортная торговля через свободные зоны увеличилась на 31% до 112 млрд дирхамов.

Стоимость экспорта из свободных зон выросла на 23% до 8 млрд дирхамов, а стоимость импорта через свободные зоны выросла на 12% до 136 млрд дирхамов. Стоимость прямой торговли составила 383 млрд дирхамов, а стоимость торговли услугами таможенными складами составила 6 млрд дирхамов.

Данные показатели свидетельствуют об успехе концепции свободных экономических зон в Дубае, и прежде всего, зоны в Джебель-Али (JAZFA). Свободная экономическая зона Джебель Али, была организована в 1985 году, на сегодняшний день является одной из самых крупных и быстроразвивающихся СЭЗ в мире. На площади свыше 48 кв. км разместилось более 6400 компаний, 120 из которых являются крупнейшими в мире. На территории этой СЭЗ находится один из крупнейших морских портов федерации ОАЭ — Джебель Али.  На сегодня только на территории Дубая расположено более 20-ти свободных экономических зон. Свободная экономическая зона ОАЭ – это географически очерченная область города, или территории, где разрешено 100%-ое иностранное владение коммерческими: торговыми, промышленными или сервисными компаниями.

Внешняя торговля Дубая в стоимостном выражении следующим образом была распределена между различными видами транспорта: стоимость товаров, доставленных воздушным транспортом составляла 302 млрд дирхамов, а торговля через морские порты составила 237 млрд дирхамов, что касается стоимости грузов и товаров, транспортировавшихся автомобильным транспортом, то она равняется 106 млрд дирхамов.

По географическим направлениям отмечается, что Китай в первой половине этого года уверенно стал ведущим внешним торговым партнером для Дубая с оборотом стоимостью в 69 млрд дирхамов. Индия заняла второе место во внешней торговле эмирата с 56 млрд дирхамов, затем следуют США с 39 млрд и на четвертом месте расположилась Саудовская Аравия, ставшая лидером товарооборота с Дубаем из стран Персидского залива и, вообще, арабских стран, наторговав на 29 млрд дирхамов.

Структурно на первом месте находятся стационарные, мобильные телефоны и различные смартфоны стоимостью 75 млрд дирхамов, ювелирные изделия стоимостью 51 млрд дирхамов  алмазы на сумму 47 млрд дирхамов и транспортные средства, стоимостью 33 млрд дирхамов.

Вместе с тем, общефедеральная внешнеторговая статистика ОАЭ не столь безоблачна – не нефтяной экономический рост в ОАЭ снизился во втором квартале до 3,6% по сравнению с 3,8%, продемонстрированными в первом квартале, —  заявил в среду, 19 сентября Центральный банк, рассматривая экономические показатели по сравнению с предыдущим годом

Что касается энергетического сектора, по сравнению с прошлым годом, во втором квартале добыча нефти сократилась на 1,7% из-за сокращений, согласованных мировыми производителями сырой нефти, — констатируется в отчете Центрального банка ОАЭ.

Компенсируя уязвимость от нефтяной сырьевой конъюнктуры, ОАЭ стремятся развивать не только не нефтяной товарооборот, свободные экономические зоны и сферу финансовых услуг, но и концентрирует усилия на производстве продукции т.н. «высоких переделов», характеризующихся максимальной добавленной стоимостью. Прежде всего, нефтехимической. Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC) заявила в среду, что она достигла полной производственной мощности пропилена в той степени, которая необходима для производства полимера из недавно запущенного блока осушения пропана, базирующегося в Рувайсе.

Джассем аль-Саих, главный исполнительный директор ADNOC Refining, заявил «Блок осушения пропилена для производства пропилена является одним из краеугольных камней стратегии ADNOC по переработке для расширения своих операций с целью максимизации стоимости нефтеперерабатывающих и нефтехимических операций ADNOC».

«Эксплуатация этого агрегата при максимальной мощности подтверждает наше намерение продолжать расширять наши операции с целью создания крупнейшего в мире интегрированного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса, создаваемого в одном месте, в Рувайсе», — подчеркивает Д.аль-Саих.

Стремясь стать глобальным игроком в секторе переработки, ADNOC, ведущая нефтедобывающая, перерабатывающая, и как, следует из приведенного, в ближайшем будущем, нефтехимическая корпорация ОАЭ, в течение следующих пяти лет   планирует инвестировать 45 млрд долларов в расширение нефтеперерабатывающих и нефтехимических операций.

Увеличение производства пропилена превысит полмиллиона тонн в год, говорится в заявлении компании.

16 сентября ADNOC заявила, что планирует со своими партнерами инвестировать 165 млрд  дирхамов в течение пяти лет «для расширения своих операций по переработке нефти и газа».

В заявлении сообщается, в частности, что планируется расширить нефтеперерабатывающие заводы и нефтехимическое производство на комплексе в Рувейсе, где будет добавлен третий нефтеперерабатывающий завод, с тем чтобы 2025 году увеличить перерабатывающую мощность предприятия на 600 000 баррелей.

Чтобы понять о чем идёт речь, поясним это таким примером. В лучшее время, примерно, четыре-пять лет тому назад, добыча нефти «Лукойлом» на иракской концессии месторождения «Западная Курна-2», если и приближалась к этой величине, то это считалось неплохим показателем. Несмотря на многолетний опыт работы и, казалось бы, впечатляющий потенциал, эта компания, как следует из комментариев источников в Министерстве нефти Ирака так и не выполнила своих неоднократно данных обещаний, и не смогла приблизиться к уровню добычи на уровне 800 тыс. – 1 млн баррелей в сутки, опустив впоследствии добычу до средних значений в 300-400 тыс. баррелей в сутки. И причиной этого, по мнению иракских коллег, являлся чрезмерно раздутый бюрократический аппарат компании Lukoil Overseas, буквально сожравший почти все средства проекта, вместо того, чтобы вкладывать их в развитие инженерно-технического сегмента, ремонт обслуживание буровых станков, компания содержала десятки «эффективных менеджеров», годами живших в том же Дубае и не делавших ровным счетом ничего. Череда скандалов с Министерством нефти Ирака, последовавшая жесткая чистка и массовые сокращения бездельников в Lukoil Overseas пока не привели к желаемому для заказчика результату – а ведь речь идет об одном из лучших и перспективных месторождений нефти, в свое время бывшим предметом ожесточенной конкуренции, где всего то требуется качать нефть, что не так уж и сложно по сравнению с ее переработкой в продукты высоких переделов. Очевидно, управленческие и кадровые компетенции в ADNOC могут стать хорошим примером для российских компаний.

Возвращаясь к ОАЭ, отметим заявление главного исполнительного директора ADNOC, о том, что государственная энергетическая компания планирует увеличить перерабатывающие мощности удвоить и увеличить производство нефтехимической промышленности, которое утроится (!) к 2025 году, с особым упором на расширение товарной линейки и приобретения новых рынков.

«Для достижения этой цели ADNOC необходимо будет создать новые совместные предприятия и партнерства, а не просто полагаться на существующие активы», — сказал Султан аль-Джабер в интервью агентству Reuters в субботу, 15 сентября.

Он добавил, что компания также рассматривает различные варианты развития подразделений по переработке ADNOC, включая вступление в стратегические партнерства. Но при этом отметил, что первоначальное публичное предложение    (то есть продажа акций компании) в данный момент не стоит на повестке дня.

«ADNOC необходимо перенести свое внимание на деятельность по переработке нефти таким образом, чтобы помочь нам повысить нашу коммерческую жизнеспособность, увеличить нашу прибыльность и максимизировать ценность каждого барреля нефти который мы производим» — подчеркнул чиновник.  Было бы неплохо, что бы его слова каждое утро цитировались в штаб-квартирах российских нефтяных компаний.

Таким образом, подводя краткий итог текущему состоянию внешней торговли ОАЭ, можно прийти к следующему заключению: два ее главных движителя, Абу-Даби и Дубай, последовательно развивают и совершенствуют свои главные экономические составляющие, один – нефтяной сектор, все больше тяготеющий к трансформации в нефтеперерабатывающий, второй – товарно-финансовый с поддержанием высокого удельного веса перевалочных и транзитных товарно-денежных операций и дальнейшим развитием системы свободных экономических зон. Вкупе с эффективной системой тарифов и льготным налогообложением это обуславливает сохранение за ОАЭ репутации одной из самых стабильных и привлекательных в экономическом и инвестиционном планах, стран Персидского залива.

62.63MB | MySQL:102 | 0,521sec