О среднесрочной программе экономического развития Турции. Часть 4

20 сентября с.г. министр казначейства и финансов Б.Албайрак представил среднесрочную программу экономического развития страны, сработав, в этом смысле, с опережением графика на два месяца.

Продолжаем разбирать презентацию, продемонстрированную турецким министром. Напомним, что мы закончили на мерах, предлагаемых Министерством казначейства и финансов, которые направлены на обуздание инфляции в стране. В принципе, там — достаточно тривиальные тезисы, относительно создания необходимости комиссии по инфляции и по дедолларизации турецкой экономики (это, вообще, похоже – тренд, впрочем, речи о принудительной конвертации долларовых вкладов турецких граждан в турецкие лиры пока Министерство казначейства и финансов Турции не ведет – В.К.).

От инфляции турецкий министр, в своей презентации, шагнул в сторону дисциплины в государственных финансах.

В 2017 году дефицит бюджета того, что входит в понятие «центральных органов власти», составил 1,5% от ВВП страны. Как ожидается Министерством финансов, эта цифра возрастет в 2018 году до 1,9%. Далее будет наблюдаться «гармошка»: 2019 г. – 1,8% ВВП, 2020 г. – 1,9%, 2021 г. – 1,7%.

На самом деле никакого тренда эти цифры не демонстрируют, а, следовательно, непонятно зачем их приводить. Тем более, что отнесение дефицита бюджета к ВВП страны, неизбежно вызывает вопросы и относительно прогнозов на рост знаменателя. На данном слайде этих цифр нет и не совсем понятно, если снижается дефицит бюджета к ВВП, то это потому, что ВВП сильно вырос или государство стало лучше управлять своими финансами?

Далее министр приводит цифры по профициту бюджета, очищенного от выплаты процентных ставок (по кредитам), в отношении к ВВП страны. В 2017 г. этот показатель составил 0,3%, в 2018 г., как ожидается, — 0,1% и далее по годам: 2019 г. – 0,8%, 2020 г. – 1,0% и 2021 г. – 1,3%. Иными словами, можно сделать вывод о том, что, сами по себе, государственные финансы демонстрируют улучшение своей ситуации, если извлечь из них долговую компоненту.

Теперь переходим непосредственно к тем мерам, которые были предложены Министерством финансов. Прежде всего, Б.Албайрак анонсировал создание в структуре министерства Офиса по преобразованиям в сфере государственных финансов и изменениям. Главной целью вновь образуемой структуры Б.Албайрак назвал обеспечение устойчивого роста бюджетных доходов, с одной стороны, и экономии госсредств, с другой стороны. Как мы можем видеть, логика предельно понятная, только зачем для этого отдельная структура.

В 2019 году министр пообещал, за счет роста доходов и экономии средств, создать дополнительные источники финансирования в размере 76 млрд тур. лир (около 12 млрд долл.).

Далее становится интересно: по тем конкурсным процедурам, связанным с инвестиционными проектами, которые, на момент обнародования Программы среднесрочного развития, не были проведены или были проведены, но работы не были начаты, будет объявлена пауза.

Иными словами, министр Албайрак говорит о том, что государство приостанавливает проведение своих инвестиционных проектов – в той части, которая ещё не вышла на этап практической реализации. Вряд ли, конечно, это коснется 100% проектов. Однако, видим тревожный симптом из серии «денег нет» для поставщиков и подрядчиков госсектора.

Развивая эту мысль, презентация говорит о том, что инфраструктурные мегапроекты будут реализовываться методом прямых иностранных инвестиций и через привлечение международного финансирования.

Тут тоже, не совсем понятна мысль турецкого министра, которая смотрится, некоторым образом, популистской. Все подобные проекты проходят через этап торгов, где предполагается открытая конкуренция. И что, предполагается запрещать участие частных компаний страны, привлекших финансирование внутри страны, в мегапроектах? – Это невозможно. Главным мегапроектом страны, кроме 3-го аэропорта в Стамбуле, конечно, который собираются торжественно пустить в День Республики 29 октября, является «Канал Стамбул». С регулярностью чуть ли не каждый день прочие министерства, включая Министерство транспорта и Министерство градостроения, рапортуют о том, насколько быстро развивается «Канал Стамбул», как проект, и  о скором объявлении торгов потенциальных инвесторов. Иными словами, мы видим «путаницу в показаниях», которую можно объяснить известной долей популизма – министр говорит то, что публика хочет услышать. А услышать турецкая публика сегодня хочет то, что государство снизит свою активность в мегапроектах и перестанет залезать в долговую кабалу само и загонять туда частный бизнес страны. Но государство не может остановиться – весь строительно-подрядный сектор страны, включая пресловутый «ближний круг», кормится с этих мега-подрядов.

Следующий пункт, озвученный турецким министром, напрямую вытекает из предыдущего – он касается моделей государственно-частного партнерства (ГЧП), которые предполагается развивать в том направлении, чтобы обеспечить им большую эффективность и выгодность с финансовой точки зрения.

Как лозунг это хорошо, но не совсем понятно, каким образом это предполагается делать. И так, турецкое государство минимизировало свои обязательства и расходы по ГЧП. Что ещё тут можно модернизировать, по большому счету, сказать сложно. Хотя, допускаем, что место для определенных поправок в законодательство – всегда найдется.

52.17MB | MySQL:103 | 0,476sec