К итогам американо-израильских переговоров на сессии ГА ООН

В среду на полях ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча президента США Д.Трампа и премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху. Будучи традиционным явлением  как с точки зрения периодичности личного общения двух лидеров, так и самого мероприятия, предполагающего обилие переговоров представителей различных государств, на этот раз беседу ждали особенно. Причина тому проста – ситуация в Сирии, которая должна серьезно осложнить реализацию интересов Москвы и Вашингтона в условиях заявления РФ о поставке в республику ЗРК С-300. Впрочем, данная проблематика была далеко не единственной, обозначенной в повестке дня.

Палестинский вопрос

Несмотря на упомянутый ажиотаж вокруг встречи в связи с ситуаций в САР, в оценке её итогов обращение к палестинкой теме чуть ли не затмило реакцию Иерусалима и Вашингтона на политику Кремля. Произошло это потому, что Д.Трамп в беседе прямо подчеркнул, что склоняется к идее создания двух государств для двух народов как способу урегулирования палестино-израильского  конфликта. Как сказал президент США журналистам на совместной пресс-конференции: «Мне нравится идея двух государств… Я думаю, она будет работать лучше. Я даже не должен советоваться с кем-то, это мое собственное убеждение…». Таким образом, он фактически впервые так явно и открыто заявил о согласии с принципом, в демонстративном отходе от которого его старательно обвиняли на заре президентства.

Впрочем, на этом судьбоносность момента не была исчерпана, поскольку и премьер-министр Израиля открыто поддержал своего друга и контрпартнера в данном начинании. На той же пресс-конференции глава правительства ближневосточной страны подчеркнул, что не был удивлен словами Д.Трампа, сделав при этом ремарку: «все понимают термин “государство” по-своему», что, по сути, означает сохранение свободы действий в отношении подхода к палестинской проблеме после его возвращения и избавляет от массы объяснений. Так, министр образования Н.Беннет уже написал в твиттере, реагируя на саммит в Вашингтоне, что руководимая им партия «Еврейский дом» выйдет из состава правительства в том случае, если палестинское государство будет создано.

Во избежание разногласий во внутриполитической сфере, абсолютно лишних на фоне внешнеполитических сложностей, созданных Москвой, Б.Нетаньяху также отметил в разговоре с журналистами, что независимо от конфигурации урегулирования и того, как палестинское образование будет называться, он надеется на признание США факта необходимости израильского контроля над Западным берегом Иордана. Помимо этого, премьер-министр отметил, что возможность палестинского самоуправления, безусловно, важна, в чем, как кажется, видится стремление максимально снять с Иерусалима бремя ответственности за содержание палестинского недогосударства в его нынешней конфигурации, однако, палестинцы должны строить свою власть таким образом, чтобы не создавать угрозу Израилю.

Ремарки эти, как уже было сказано, важны с точки зрения внутриполитического подхода к проблеме, где заявлениями Б.Нетаньяху озаботились не только политики, такие как Н.Беннет, но и представители СМИ. Так, газета Haaretz написала о «дилемме для левых», спровоцированной словами главы правительства. По мнению обозревателей издания, эта часть политического спектра Израиля сейчас оказалась перед выбором, поверить ли премьер-министру, заявляющему, что он готов на урегулирование, при этом делая уступки за счет населения страны, особенно поселенцев, или видеть в этом шаге исключительно политический ход, спровоцированный расследованием в отношении Б.Нетаньяху и его ближайшего окружения. Как бы то ни было, факт остается фактом, из уст политика признание принципа двух государств прозвучало в точной формулировке впервые с момента его речи в Бар-Илане в 2009 г. Впрочем,  как утверждает обозреватель Haaretz А.Бенн, полностью повторить заявленный тогда план действий премьер-министр все же не готов, прежде всего, по соображениям живучести правительственной коалиции.

Сирийская проблематика

Гораздо более ожидаемым, а потому и скрытым от журналистов оказался именно данный вопрос. В итоговом заявлении перед журналистами Б.Нетаньяху сообщил: «Я получил то, что просил», не уточнив, с какими конкретными запросами обращался к американскому лидеру. Вместе с тем очевидно, что основными моментами, интересующими Иерусалим, являются свобода действий в отношении Ирана и его прокси в САР, а также сохранение американского присутствия в САР и деятельного участия в урегулировании. Первое от Д.Трампа, к сожалению, не зависит, а израильская сторона в той или иной степени теперь действительно будет вынуждена четче выверять свои действия, опасаясь преимущественно даже не ЗРК С-300, а российских систем радиоэлектронной борьбы. Хотя, как уверяет Б.Нетаньяху, на самом факте необходимости борьбы с Тегераном и его прокси этот фактор не скажется, и Иерусалим не оставит идею проведения операций.

В том, что касается американского присутствия в САР, за президента в серии недавних заявлений ответили его помощники. Так, министр обороны Д.Мэттис счел «стратегической ошибкой» уход из САР до тех пор, пока не будет достигнуто прогресса в урегулировании. Помимо этого администрация США подчеркнула, что не хочет оставить после себя «вакуум силы», который займет Россия и Иран. Наконец, свое продолжающееся присутствие власти объясняют тем, что победа над террористами также еще не достигнута. Из такого расклада вытекает, что конкретная ситуация, сложившаяся на российско-израильском треке и в САР не является главным фактором в принятии решения об американском участии в сирийских делах, да и, как мы помним, в ближайшем окружении президента достаточно противников идеи ухода из республики. Таким образом, с высокой долей вероятности можно говорить, что некие гарантии Б.Нетаньяху были даны, однако, серьезно на динамику событий они не влияют и прозвучали бы даже без учета последнего инцидента с ИЛ-20.

Важнее другое, а именно то, что при обострении отношений с Москвой у Иерусалима нет иного варианта, кроме как обратиться к Вашингтону. При этом израильские власти явно осознают, что проблема должна разрешаться на уровне американо-российских, а не российско-израильских переговоров. В этой связи, как отметил израильский эксперт, обозреватель Yedioth Ahronoth Н.Эйяль, именно Д.Трамп может предложить В.В.Путину что-то, что восстановит стратегические позиции Израиля, однако, готов ли президент США на это, пока загадка.

Таким образом, встреча Б.Нетаньяху и Д.Трампа в США выдает большую заинтересованность Израиля в том, чтобы, с одной стороны, сбалансировать свой кризис с Москвой полным пониманием с Вашингтоном, а также намерение добиться выведения нынешней проблемы с передачей Дамаску С-300 на более высокий уровень обсуждений, выходящий за рамки двусторонних переговоров с Кремлем. Судя по всему, именно так и звучал тот самый запрос главы израильского правительства. При этом власти ближневосточной страны понимают, что, в свою очередь, они должны предложить американской администрации нечто в ответ. В качестве такой уступки мог быть избран палестинский вопрос. Комментируя так и не представленный пока проект урегулирования, который, по последним анонсированным данным теперь ожидается в ближайшие 2-3 месяца, американские переговорщики, да и сам Д.Трамп отмечали, что и Израилю придется чем-то поступиться. Своим заявлением Б.Нетаньяху показал, что готов на это. Публичность этого признания явно обращена к М.Аббасу, которого США, по словам американского президента, пообещали на 100 % вернуть за стол переговоров. Оговорки, же обращались к израильским политикам, для которых тема мирного процесса служит своего рода «красной линией».

52.19MB | MySQL:103 | 0,679sec