О среднесрочной программе экономического развития Турции. Часть 8

20 сентября с.г. министр казначейства и финансов Б.Албайрак представил Среднесрочную программу экономического развития страны, сработав, в этом смысле, с опережением графика на два месяца.

Продолжаем разбирать презентацию, продемонстрированную турецким министром. Напомним, что мы закончили на мерах, предложенных Министерством казначейства и финансов, с целью снижения дефицита турецкого бюджета.

Следующим, безусловно, проблемным вопросом для Турции является занятость населения.

Здесь, министром продемонстрированы следующие цифры.

Во-первых, занятость страны в абсолютных показателях (в «живой силе») в 2017 году составила 28,2 млн человек (население страны по данным февраля 2018 г. составило 80,8 млн чел.). Далее эту цифру планируется наращивать следующим образом: 2018 г. – 28,7 млн, 2019 г. – 29,1 млн, 2020 г. – 29,9 млн и, наконец, 2021 г. – 30,9 млн человек.

Во-вторых, занятость страны в относительных показателях, то есть – безработица. Тут мы видим ещё более фантастические цифры, чем было представлено выше.

Безработица в 2017 году, согласно официальной статистике, продемонстрирована на отметке в 10,9%.

Где тут фантастика? – Во-первых, даже чисто визуально это не соответствует реальности жизни в Турции. Понимая, что это – слабый аргумент, сообщим, что есть альтернативная статистика, которая говорит о том, что безработица среди молодежи давно превысила 25%. Но главное лукавство в этой статистике заключается не в том, как определять число занятых и трудоустроенных. Тут, как раз, можно впрямую опираться на данные Соцстраха, который четко фиксирует отчисления за каждого работника. Лукавство – в знаменателе, то есть, как именно была определена численность работоспособного населения. Согласимся, что цифры в 28,2 млн работающих при 80,8 млн населения вызывают большой вопрос реалистичности оценки, где приблизительно только 1/3 населения может работать (остальные – дети, инвалиды, пенсионеры?).

Это немного напоминает рассуждения о том, как можно увеличить товарооборот между Россией и Турцией до 100 млрд в 2023 году, когда будет отмечаться 100-летний юбилей Турецкой Республики. По итогам 2017 года, он составил 22 млрд долл. и понятно, что при нынешнем уровне цен на энергоносители и достаточно стабильно, но «вяло» растущем спросе на энергоносители и прочие полезные ископаемые в Турции, цифра 22 млрд долл. никак не дотягивается до 100 млрд долл. Но можно чуть-чуть подправить методику расчета, включив туда разного рода услуги – от строительства до туризма. Благодаря такой «чуровщине», цифра товарооборота может наращиваться, вообще, без каких-либо фактических действий с обеих сторон и предъявлена общественности, в качестве демонстрации успехов.

Возвращаясь к нашему вопросу: если верить турецкому министру, то никаких принципиальных изменений экономический кризис в Турции, в показатели занятости не принес и не принесет (и это при том, что первая волна банкротств в стране уже пошла – В.К.). В 2018 г. безработица должна составить 11,3%, в 2019 г. – 12,1%, в 2020 г. – 11,9% и в 2021 г. – 10,8%. То есть, Турция балансирует на грани столь желаемых для турецкого руководства однозначных показателей безработицы.

Какие же меры предлагаются турецким министром с целью «бежать быстрее», чем рост численности населения страны?

Б.Албайрак говорит о том, что будет проведена реформа в части выплаты премий по выслуге лет при увольнении с работы. Условно говоря, если человек отработал Х лет, то при увольнении в нынешних условиях он должен получить от работодателя Х среднемесячных окладов. Здесь, конечно, хотелось бы услышать поконкретнее от турецкого министра, реформа будет в сторону уменьшения или увеличения выплат. Но, коль скоро речь идет о увеличении занятости, то понятно, что государство должно создавать условия, которые с одной стороны должны делать невыгодным увольнение работника со службы, а с другой стороны – не пугать возможными выплатами работодателей при приеме служащего на работу, заставляя его отказываться от этой идеи или принимать «серых работников». То есть, речь идет о соблюдении золотой середины.

Далее, в госсекторе планируется ввести гибкую занятость. В целом же, планируется полностью пересмотреть ныне существующий комплекс мер, поощряющих официальную занятость. Параллельно этому будет развернута борьба с нелегальной занятостью, для чего будет активизирована работа контрольно-регулирующих органов.

Важным направлением политики турецкого государства остается профессиональное образование, которое, как заявляют на протяжении ряда лет турецкие руководители, должно исходить из реальных потребностей экономики, производства и услуг, страны и проводиться в жизнь при активном сотрудничестве с частным сектором страны.

Итак, каким образом должны выглядеть главные макроэкономические показатели в период планирования Среднесрочной экономической программы (с 2019 по 2021 г.)? – Министерство казначейства и финансов закладывает следующие цифры., которые подтверждают турецкие амбиции находиться в ряду самых быстрых экономик, даже среди развивающихся и даже в условиях экономического кризиса в стране 2018 года.

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
ВВП, млрд долл. 763 795 858 926
Рост ВВП 3,8% 2,3% 3,5% 5,0%
Безработица 11,3% 12,1% 11,9% 10,8%
Дефицит текущих операций к ВВП -4,7% -3,3% -2,7% -2,6%
Годовое изменение индекса потребительских цен TÜFE 20,8% 15,9% 9,8% 6,0%
62.82MB | MySQL:102 | 0,843sec