О среднесрочной программе экономического развития Турции. Часть 9

20 сентября с.г. министр казначейства и финансов Б.Албайрак представил Среднесрочную программу экономического развития страны, сработав, в этом смысле, с опережением графика на два месяца.

Продолжаем разбирать презентацию, продемонстрированную турецким министром. Напомним, что мы закончили на таблице, которая сводит воедино основные макроэкономические показатели, которых Турция планирует достичь в период планирования — с 2019 по 2021 годы.

Самым интересным во всем этом является то, что Турция, согласно опубликованному прогнозу, невзирая на наблюдающийся экономический кризис, продолжит демонстрировать высокие темпы экономического роста, даже на фоне развивающихся стран, в число которых она, разумеется, входит.

2018 год, в этом смысле, будет отмечен для нее «провалом» — понижением экономического роста с 7,6% (!) в 2017 году до 3,8%. И далее, страна, пройдя через 2,3% в 2019 г. и 3,5% в 2020 г., должна вернуться к прежним, «повышенным», показателям роста. В 2021 году стране прогнозируется 5,0%-й рост.

При этом ВВП страны в 2021 году достигнет 996 млрд долл. США. По сути, это констатация того факта, что ни к 2023 году (100-летний юбилей Турецкой Республики – В.К.), ни в обозримой перспективе, в принципе, Турция не войдет в десятку крупнейших мировых экономик по объему ВВП, поскольку граница десятки уже сегодня пролегает на уровне свыше 1,6 трлн долл. Разумеется, и другие страны не будут стоять на месте.

Далее министр в своей презентации говорит о тех элементах, которые и должны создать «отличия» для опубликованной ими программы. В терминах ВАКа это бы называлось «научной новизной». В терминах Турции это – объяснение что такого нового в этой «новой» экономической программе, чего не было во всех «новых экономических программах» вплоть до сегодняшнего дня за более чем 16 лет нахождения во власти Партии справедливости и развития.

Первой компонентой в этом смысле является так называемый «Офис по преобразованиям и изменениям в государственных финансах», который предполагается учредить и в состав которого должны войти представители как Министерства казначейства и финансов, так и эксперты из «соответствующих ведомств».

Далее министром приводится так называемая «модель работы» учреждаемого офиса, а, говоря проще, — это те задачи, которые перед этой структурой ставятся. Перечислим их: офис определяет набор мер и инициатив, направленных на рост экономии и увеличение дохода (бюджета – В.К.), на основе в/у инициатив определяются набор конкретных целей, которые будут ставиться между различными министерствами и ведомствами, формируется и реализуется на практике дорожная карта мероприятий, отслеживаются достигнутые на практике показатели и готовится отчет о проделанной работе.

Каковы ожидания от работы учреждаемого офиса в 2019 году?

С одной стороны, ставится задача по изысканию источников экономии на 60 млрд тур. лир (около 10 млрд долл. по текущему курсу — В.К.). Эта экономия будет обеспечиваться: снижением инвестиций – 31 млрд тур. лир, уменьшением различных льгот – 13,7 млрд тур. лир, снижением расходов на социальное обеспечение – 10,1 млрд тур. лир, прочими мерами – 2,7 млрд тур. лир.

С другой стороны, на 16 млрд тур. лир (2,6 млрд долл.) должны возрасти доходы. Отдельно, с разбивкой, здесь источников роста доходов министр не приводит, но из предыдущих слайдов мы помним, что речь шла о росте экспорта и технологичности выпускаемой в Турции продукции, то есть о типичных «мантрах», которые из года в год повторяются турецкими руководителями и экспертами. Применительно к этой цифре турецким министром говорится о том, что упомянутая цифра (16 млрд тур. лир) в последующие годы будет расти.

Второй компонентой успешности реализации программы являются меры в банковском секторе и в реальном секторе турецкой экономики.

Говоря о текущей ситуации в банковском секторе, министр Б. Албайрак приводит график изменения достаточности капитала (отношение собственных средств к суммарным активам – В.К.): 2014 г. – 16,3%, 2015 г. – 15,6%, 2016 г. – 15,6%, 2017 г. — 16,8%. Показатель на 1 июля 2018 г. составляет 16,1% и коэффициент просроченной дебиторской задолженности  — 3%. Целевых показателей на период министр финансов не приводит.

Какие же действия здесь планируется предпринять? — Перечисляем: провести работу по анализу финансовой структуры банков на предмет оценки качества их активов, результатом чего должен стать набор мер – в форме всеобъемлющей политики — направленных на укрепление финансового положения банков, а также реструктуризация существующей кредитной задолженности, с целью поддержки реального сектора экономики. Далее сфера деятельности Турецкого банка развития (Turkiye Kalkinma Bankasi) будет существенно расширена, а сам он – реструктурирован. Кроме того, Турецкий банк недвижимости (Turkiye emlak bankasi) также будет реструктурирован с целью обеспечения дальнейших инвестиций в отрасль.

52.26MB | MySQL:103 | 0,495sec