Некоторые проблемы восстановления Сирии

Перед любой властью в Сирии на этапе переходного периода и в ближайшем будущем, неизбежно встанет вопрос о восстановлении экономики страны, которая оказалась фактически разрушенной в результате гражданской войны и иностранного вмешательства в сирийский конфликт.

По оценкам  ряда сирийских и международных экспертных кругов, к началу 2014 года экономика Сирии оказалась на 50% уничтоженной в результате вооруженного конфликта. По данным ряда сирийских оппозиционных структур, требующим дополнительной проверки, около 60% жилого и промышленного фонда страны находилось в состоянии полного или частичного разрушения.

По тем же сведениям, общие затраты на восстановление национальной экономики могли составить 100-120 млрд долларов США (в текущих ценах). Материальный ущерб сопровождался колоссальными (по сирийским меркам) потерями  в людских ресурсах. Данные ряда международных и сирийских правозащитных организаций фиксировали на указанный период 130 тысяч убитых, около 500 тысяч раненных, около 2 млн внутренних мигрантов и 6 млн беженцев (за рубежом). Фактически Сирия (общая численность населения на начало конфликта 24 млн. человек) переживала подлинную гуманитарную катастрофу.

При этом социально-экономическое положение страны имело  тенденцию к дальнейшему ухудшению, что выражалось в растущей нехватке местных и импортных товаров, постоянном росте цен на предметы первой необходимости, прежде всего продукты питания, опасном снижении стоимости  местной валюты (сирийского фунта) к иностранным валютам. Так, если  в  начале кризиса обменный курс доллара США к сирийскому фунту  составлял 1:30, то в дальнейшем этот показатель оказался подвержен серьезным колебаниям и в отдельные месяцы достигал своего пика – 1:300.

К концу 2013 года стоимость 1 доллара США равнялась 156 сирийским фунтам. К тому же страна испытывала хронические перебои в снабжении электроэнергией и ГСМ, а также резкое снижение уровня работ и качества в сфере услуг населению, прежде всего в  области здравоохранения, образования, транспорта, связи.

Сирийский конфликт привел к практически полной остановке работы большинства отраслей национальной экономики и резкому снижению деловой активности в стране.

С начала протестных движений в Сирии в середине марта 2011 года эксперты предсказывали  снижение на 37% к 2013 году показателей ВНП, который уже сократился на 19% в 2012 году.  Доход на душу населения снижался на 18% ежегодно с  марта 2011 года. Одновременно росли темпы инфляции  с 6,6% в 2011 году до 68% в 2013 году. К концу 2013 года уровень стремительно растущей безработицы превысил 69%.

Наибольшие потери страна несла в ключевых секторах национальной экономики.

Так,  согласно официальным данным, общие потери в нефтяной отрасли составили за указанный период в стоимостном выражении 17,7 млрд долларов США. Уровень добычи нефти сократился на 90% с 380  в 2011 году до 39 тыс. баррелей в 2013 году. Сильно снизились инвестиции в сферу туризма и доходы от него. Туристический сектор, который в течение нескольких последних лет до начала протестов обеспечивал около 12% всех бюджетных поступлений, фактически прекратил функционировать в стране. Не лучше обстояли дела и в сфере промышленного производства, где общие потери составляли 2,2 млрд долларов США, из которых 500 млн долларов пришлось на госсектор и 1,7 млрд долларов на частный сектор.

Наиболее серьезный урон понесли производства, сосредоточенные вокруг Дамаска и Алеппо. Так, по данным ряда региональных финансовых структур, 75% промышленных предприятий Алеппо полностью прекратили работу. Особенно сильный удар был нанесен по целому ряду производств в отраслях легкой промышленности, что, по оценке экспертов, могло иметь отрицательный «кумулятивный» эффект для будущего сирийской экономики. Серьезный ущерб был причинен и сельскохозяйственному производству, особенно в сельских районах Дераа, провинции Дамаск, Идлибе, где многие сельскохозяйственные площади вместе с посевами и урожаем были фактически уничтожены обеими конфликтующими сторонами.

Военные действия, охватившие практически всю территорию страны, самым отрицательным образом сказались на внешней торговле Сирии.  По данным сирийской статистики, общая стоимость сирийского экспорта за указанный период сократилась примерно на 95% с 1,9 млрд долларов США в первом квартале 2011 года до 94,7 млн долларов США в этот же период 2013 года. Сирийский импорт за тоже время упал в стоимостном выражении на 88%, с 4.1 млрд долларов США до 818 млн долларов США.

Особенно сильный удар в результате конфликта был нанесен по финансовой системе страны. Валютные резервы Сирии достигли рекордно низкого уровня, составив 1,8 млрд долларов США в 2013 году против 19,5 млрд долларов США в конце 2010 года. Доходы государства в бюджетной сфере также резко сократились в результате серьезного снижения финансовых поступлений по его доходным статьям, в том числе за счет зарубежных инвестиций и денежных переводов сирийских граждан, работавших за границей, ежегодный размер которых прежде равнялся 800 млн долларов США.

Общий объем капиталов, вывезенных за рубеж с 2011 по 2014 г.г., составил около 22 млрд долларов США. 60% представителей сирийского бизнеса, главным образом крупного и среднего звена, выехали за границу.

В условиях избранного Дамаском курса на силовое подавление протестных движений львиная доля скудных бюджетных поступлений тратилась режимом на содержание армии и служб безопасности, в том числе денежное довольствие их личному составу и закупку вооружений

Необходимо отметить, что сведения, касающиеся истинных размеров государственного бюджета, путей и средств его пополнения, прежде всего золотовалютных запасов, особенно тщательно охраняются в настоящее время. Ряд экспертов считали, что финансовая и экономическая система страны должна была бы рухнуть на рубеже 2011-2012 гг., если бы не  экономическая помощь и финансовая поддержка, своевременно полученная режимом Б.Асада от его зарубежных союзников.

Так, по некоторым данным, в начале 2012 года только Тегеран открыл Дамаску специальную кредитную линию на 3,6 млрд долларов США.

Указанные выше показатели  состояния сирийской экономики имели отрицательную динамику развития. Данное обстоятельство с учетом затягивающегося перехода к этапу мирного политического решения конфликта, позволяли предположить, что в краткосрочной перспективе кризисные явления в экономике страны будут нарастать быстрыми темпами, произойдет резкий спад промышленного производства, усилится дисбаланс в социально-экономическом положении различных регионов страны.

Действительно, к  2017 г. в Сирии перестала существовать единая экономика. Большая часть страны вышла из-под контроля центрального правительства. В результате непрекращающихся боевых действий более 6 миллионов сирийцев эмигрировали из страны, и вышли из производственного цикла сирийской экономики. Производство нефти практически остановилось, снизилась добыча газа, тысячи фабрик были уничтожены, сельское хозяйство, и транспортная система оказались сильно повреждены, туризм полностью прекратился, экспорт остановился, снизился импорт, ВВП упал до уровня менее четверти ВВП 2010 года.

Резкое ухудшение экономического положения не могло не сказаться на состоянии сирийского общества. После того, как сирийский конфликт приобрел ярко выраженные черты конфессиональной и этнической розни, враждебность между разными категориями сирийского общества выросла.  Многие сирийцы стали относиться друг, к другу исходя из признаков религиозной и этнической принадлежности. В обществе усилился религиозный радикализм, и явно обозначилась тенденция национального сепаратизма. В результате того, что сотни тысяч сирийцев стали частью вооруженного конфликта, сирийское общество оказалось подвержено таким отрицательным явлениям как насилие, преступность, коррупция. Социальное расслоение достигло своего пика, половина школьников Сирии лишились возможности получать образование, что создавало угрозу для будущих поколений сирийцев.

В результате восстановление сирийской экономики с опорой на собственные ресурсы может оказаться практически неразрешимой задачей, что на долгие годы превратит Сирию в страну-должника с постоянно растущим внешним долгом.

Действительно, Сирия не располагает достаточными самостоятельными источниками для финансирования реконструкции. Во многом это объясняется тем, что к началу 2018 г. режим использовал практически все стратегические финансовые ресурсы. Доходы центрального казначейства также ограничены из-за провала экономики, миграции капитала, остановки бизнеса.

В этой связи, следует предположить, что Сирия в своей реконструкции будет опираться в основном на внешнюю помощь и зарубежное финансирование, рассчитывая при этом, главным образом, на поддержку стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

В то же время участие России и Ирана в реконструкции Сирии, возможно, не столь масштабное как  стран ССАГПЗ, может сыграть важную роль в процессе восстановления сирийской экономики.

С учетом той роли, которую обе страны играют в сирийском конфликте и его завершении, российская и иранская финансовая и экономическая помощь, может создать необходимые условия и обеспечить определенные гарантии для появления других источников финансирования, в том числе в виде прямых инвестиций в сирийскую экономику. В то же время, вряд ли стоит ожидать крупных кредитов от международных финансовых учреждений, которые с большим скепсисом и осторожностью будут инвестировать в страну, где отсутствуют существенные местные ресурсы из-за развала экономики и ограниченности налогов, которых можно собрать с населения.

Наиболее важную роль в ходе выполнения проектов по восстановлению сырьевой производственной базы, обеспечения экономики оборудованием, управленческими кадрами, рабочей силой будут играть прямые инвестиции. И здесь, важную роль может сыграть национальный капитал в качестве инициатора в привлечении арабских и иностранных прямых инвестиций, в том числе из России и Ирана.

Именно сирийский капитал способен создать в стране привлекательный инвестиционный климат, что может в дальнейшем обеспечить приток солидных вложений из-за рубежа.  Как было показано выше национальный капитал до событий 2011 г. имел значительный потенциал роста, но не мог его реализовать в полном объеме из-за ошибок в управлении и определенных  ограничений в политической и экономической сферах. С учетом этого, в случае удержания власти нынешним правящим режимом, он будет вынужден пойти на серьезные политические компромиссы и с большей толерантностью отнестись к тому факту, что в своем большинстве национальный капитал в конфессиональном отношении представлен суннитской буржуазией. Только в этом случае правящий в Сирии режим сможет раскрыть скрытый потенциал сирийской буржуазии в восстановлении национальной экономики.

Восстановление сирийской экономики во многом будет определяться степень эффективности и оптимальной организации любых проектов реконструкции, с точки зрения использования имеющихся материальных и людских ресурсов. Налаживание полноценного и сбалансированного  взаимодействия между центральной  властью и местными советами может стать решающим условием в успешности выполнения различных проектов реконструкции страны. Это особенно важно в условиях поствоенного периода, когда, власть центра еще слаба, а  власть на местах окрепла еще в условиях вооруженного конфликта и пользуется доверием и поддержкой населения.  В этом плане,  одним из первых шагов в процессе восстановления страны, могло бы стать создание Центрального агентства по реконструкции и развитию с сетью местных отделений.

Важным условием успеха реконструкции сирийской экономики может стать  верное определение приоритетности восстановительных проектов. Возможно, сельскохозяйственное производство и отдельные отрасли легкой промышленности могли бы сыграть важную роль настать на первом этапе  реконструкции с точки зрения  создания рабочих мест и обеспечения населения продовольствием и предметами первой необходимости. К тому же, с учетом того, что многие  участники вооруженной оппозиции не являются профессиональными военными и имеют гражданские специальности и являются в большинстве выходцами из провинций,  развитие сельского хозяйство и местных производств могло бы обеспечить их занятость мирным трудом.

Большую роль в процессе восстановления страны может сыграть создание особого органа финансового и политического контроля – фактически народного контроля – над  соблюдением необходимых условий, гарантирующих учет интересов широких слоев населения и способного противостоять попыткам политического давления и угрозе коррупции.

Восстановление сирийской экономики, несомненно, будет сталкиваться на своем пути с большими трудностями и препятствиями. Процесс экономической реконструкции Сирии естественно займет не один год и окажется растянутым по времени. Главным условием успешного начала этого процесса является в настоявшее время прекращение военных действий и достижение стабильного и прочного мира в стране.

52.26MB | MySQL:103 | 0,538sec