К вопросу о политике Турецкой Республики в отношении Центральной Азии и Пакистана. Часть 1

Начинаем обзор политики Турецкой Республики на направлении Центральная Азия – Пакистан, на основе Альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году», подготовленного анкарским Фондом политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.).

Соответствующий материал для SETAV подготовил доктор Тамер Кашыкчи – преподаватель Факультета международных отношений Университета Эскишехир Османгази.

Заметив неслучайность подобного географического объединения, приступаем к разбору материала.

Во вводной части автор указывает на то обстоятельство, что регион Центральной Азии – важен для Турции с точки зрения «альтернативных поисков в своей внешней политике». Фундаментом для развития отношений с упомянутыми странами является религиозная и этническая близость. В результате, на протяжении всего 2017 года Турция не раз подчеркивала твердое намерение и дальше развивать политические, экономические и культурные связи со странами региона. В рамках материала рассматриваются отношения Турции с Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Киргизией, Афганистаном и Пакистаном.

Т.Кашыкчи демонстрирует региональный подход, то есть, в следующем разделе «Политические отношения» разбирает не отношения с в/у странами по отдельности, а со всеми в комплексе. Автор предлагает, прежде всего, сфокусироваться на встречах на высшем уровне, которые, по его словам, являются наилучшей возможностью для реализации политических, экономических и культурных проектов, преследующих своей целью расширение сотрудничества.

В этой связи Т.Кашыкчи упоминает встречу Организации экономического сотрудничества (ОЭС), организованную в Пакистане (Исламабаде). Напомним, что ОЭС была основана в 1985 году при участии перечисленных выше стран, а также Ирана и Азербайджана. Суммарное население стран-участниц организации составляет 400 млн человек.

На Саммите Турция была представлена президентом страны Р.Т.Эрдоганом. Его важнейшим тезисом стала недостаточная развитость торгово-экономических отношений в ОЭС, для преодоления чего было предложено подписать Соглашение о свободной торговле. Также им был предложен План по развитию организации на период до 2025 года вместе с пакетом реформ ОЭС.

В своем выступлении выбранный глава ОЭС премьер-министр Пакистана (теперь уже бывший) Наваз Шариф подчеркнул важность формирования единого экономического и социального пространства в границах ОЭС.

Результатом Саммита стало подписание Исламабадской декларации, указывающей на то, что с целью развития политического, экономического и культурного сотрудничества между странами будут предприняты «необходимые меры» с сферах коммуникаций, транспорта, технологий и энергетики.

Другим важным событием для региона стал состоявшийся в Пекине в мае месяце 2017 г. Форум «Пояс и Путь». Разумеется, Турцию на форуме представил президент страны Р.Т.Эрдоган, наравне с 29 главами других государств. В своем выступлении президент указал на необходимость развития проекта на основе подхода win — win, при котором в политическом, экономическом и культурном выигрыше окажутся все страны, принимающие участие в реализации. В качестве регионов, чьему развитию «Пояс и Путь» должен поспособствовать, турецкий лидер назвал Азию, Африку, Европу и даже Южную Америку.

Отдельно стоит отметить следующее: известно, что Турция в качестве одной из важных компонент своего экономического роста определила развитие транспортной инфраструктуры, включая аэропорты (третий терминал в Стамбуле планируется открыть ко Дню Республики 29 октября), морские порты, железнодорожное сообщение и автомагистрали. Министерство транспорта – пожалуй, последнее из турецких министерств, непосредственно осуществляющих пока крупные инвестиции. Хотя модели государственно-частного партнёрства (ГЧП) находят все более широкое применение. Отсюда и логичность следующего тезиса турецкого руководителя.

В частности, президент Р.Т.Эрдоган отметил, что транспортные пути, которыми обладает страна – сухопутные, воздушные и морские – представляют, с точки зрения проекта, стратегическую важность.

По итогам мероприятия участниками была принята итоговая декларация. В ней, в частности, было подчеркнуто, что реализуемый при лидирующей роли проект «Один пояс — Один путь» будет способствовать международному экономическому развитию и ускорит интеграцию. Страны, подписавшие документ, выразили в этом свою уверенность и подтвердили участие в китайской инициативе.

Касательно восприятия китайской инициативы в Турции, необходимо сказать, что вызывает она неподдельный энтузиазм со стороны как государства, так и частного сектора. Безусловно, Турция является потенциальной транзитной точкой для поставок китайских товаров в целый ряд регионов – как минимум, в Европу и Северную Африку. Заметим, что реализация так называемого «Нового Шелкового пути» будет способствовать ещё большему повышению роли Суэцкого канала. Выскажем мнение, что «Новый Шелковый путь» открывает возможности и перед «Каналом Стамбул». Понятно, что без кардинального наращивания судоходного потока через Проливы убедить страны Черноморского бассейна, прежде всего — Россию, перейти на альтернативную и платную, к тому же, транспортную артерию вряд ли удастся. Однако, если «Канал Стамбул» окажется «пристегнут» к «Новому Шелковому пути» и если часть китайских товаров пойдет через российские порты (в частности, Новороссийск) перспективы «Канала Стамбул», при «непротивлении» или даже поддержке России, могут резко возрасти. Вряд ли, турецкое руководство упускает это соображение из виду.

52.25MB | MySQL:103 | 0,534sec