Иорданский актив Сил специальных операций ВВС США в свете передислокации дополнительных БПЛА MQ-9

По данным китайских и зарубежных источников, в конце сентября – начале октября 2018 г. американские военные перебросили девять разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов MQ-9 Reaper в Иорданию. Вероятно, часть БПЛА перемещена на передовую авиационную базу под обозначением Н4 Королевских ВВС Иордании, которая располагается всего в 50 км к югу от границы с Сирийской Арабской Республикой.  Анализ фотоматериалов показывает, что на АвБ Н4 имеется одна взлетно-посадочная полоса длиной 2180 м с асфальтобетонным покрытием и одна стоянка для БПЛА, на которой расположены три каркасных сборно-разборных ангара песочного цвета.

Вполне вероятно, что вторая часть MQ-9 дислоцирована на АвБ  Al Shaheed Muwaffaq Salti (названа в честь иорданского пилота сбитого ВВС Израиля), которая расположена в 80-100 км от Аммана. Данная база имеет код в системе Международной Организации Гражданской Авиации – OJ40, что указывает на возможность применения в качестве запасного аэродрома для гражданских самолетов.

Известно, что база Al Shaheed Muwaffaq Salti (сокр. Muwaffaq) была введена в строй в 1981 г. и с тех пор только благодаря военно-экономической помощи из Вашингтона на ней ведется строительство необходимых инженерных сооружений и выполняется модернизация оборудования. По данным из открытых источников, только в 2011 г. военно-политическое руководство США выделило на строительные работы и модернизацию АвБ Muwaffaq 143 млн. долл. США, тогда как для крупнейшей в регионе АвБ Аль-Удеэйд (Катар) в 10 раз меньше. Следует отметить, что официальный Амман в 2016 г. получил из США крупнейший транш в рамках военно-финансовой помощи в размере 1,275 млрд долл. США, часть которого также была направлена на модернизацию инфраструктуры двух указанных АвБ.

В отношении базы Muwaffaq известно, что на ней построены две ВПП с асфальтобетонным покрытием, длиной 2747 и 2980 м соответственно (ширина 45,1 м), которые позволяет совершать полеты практически любых типов военных самолетов. Следует отметить, что американские военные инженеры грамотно выстроили рулежные дорожки и постепенно выстраивают систему укрепленных железобетонных ангаров, хотя большую часть времени летательные аппараты (преимущественно дежурные силы истребителей F-16) находятся на открытых стоянках.

Известно, что на постоянной основе на АвБ Muwaffaq дислоцирована 407-я экспедиционная авиационная группа из состава 332-ого экспедиционного крыла, которое организационно подчиняется Центральному командованию ВС США.

В связи с передислокацией дополнительных сил беспилотных летательных аппаратов представляется необходимым рассмотреть вопрос о принадлежности упомянутых БПЛА к определенным подразделениям. Вполне вероятно, что новая группа МQ-9 относится к 33-ей эскадрильи специальных операций (место постоянной дислокации АвБ «Кэннон», шт.Нью-Мексико) 27-й группы специальных операций ВВС США, которая в свою очередь подчиняется 3-ему Командованию специальных операций.   Следует отметить, что БПЛА MQ-9 прибыли в Иорданию «не собственным ходом», а были доставлены турбовинтовыми военно-транспортными самолетами МС-130J Commando II 12-ой эскадрильи специальных операций.

Необходимо учитывать, что перед командировкой в Иорданию 33-я эскадрилья специальных операций приняла участие в очередном этапе международных учений ВВС под обозначением Red Flag 18-3, который прошел в районе АвБ «Неллис» (шт.Невада). В рамках данных учений, операторы беспилотников отработали взаимодействие с группами спецназа, поскольку этот момент до сих пор остается проблемным.

Как известно, БПЛА MQ-9 Reaper это самые тяжелые разведывательно-ударные аппараты, стоящие на вооружении ВВС США, которые позволяют вести разведку, наблюдение и наносить точечные удары по ценным целям/объектам. Традиционно данные аппараты применяют по двум схемам. Первая схема имеет условное обозначение F2T2EA – т.е. операторы боевого поста управления управляют БПЛА для последовательного выполнения следующих этапов: обнаружение цели, сопровождение ее до момента остановки, наведения авиационных средств поражения, нанесение удара, облет района поражения, оценка результатов.

Вторая схема под обозначением F3EA подразумевает, что БПЛА под управлением операторов выполняет обнаружение, принимает цель на сопровождение, наносит удар, а после такового обнаруживает вторичные цели и проводить оценку обстановки. В номенклатуру авиационных средств поражения входят противотанковые управляемые ракеты AGM-114 Hellfire, многофункциональные управляемые ракеты AGM-178 Griffon, корректируемые авиационные бомбы GBU-49/B PavewayII, GBU-12 Paveway  GBU-38/B JDAM.

Следует отметить, что до 2017 г. в большинстве случаев американские военные использовали ПТУР AGM-114 для нанесения ударов, поскольку бортовые системы БПЛА не позволяли обеспечить точность для указанных бомб, которые обладают меньшей стоимостью по сравнению с ракетным вооружением. В максимальной комплектации каждый MQ-9 оснащают четырьмя ПТУР AGM-114 и двумя бомбами, при этом более тяжелые боеприпасы размещают на внешних точках подвески, которые расположены ближе к фюзеляжу.

Фактически, специалисты 26-ой оружейной эскадрильи 432-ого крыла ВВС только к 2017 смогли решить все технические и программные проблемы, которые не позволяли применять именно бомбы. Следует отметить, что только GBU-39/B может быть оснащена боевой частью пониженного огневого могущества BLU-126/B, которая предназначена для снижения риска поражения своих подразделений, находящихся  в огневом контакте с противником.

По данным американских специализированных изданий, специалисты компаний Textron и Orbital ATK работают над более экономичными вариантами легкого ракетного вооружения для MQ-9. В настоящее время они конструкторы указанных компаний осуществляют НИОКР Fury, Hatchet Hammer. Одновременно компания-производитель самих БПЛА активно работает над совершенствование своего аппарата.

Известно, что в 2018 г. ВВС США подписали контракты на приобретении 36 новых БПЛА MQ-9 в модификации Block5 и модернизацию 122 действующих аппаратов. К основным отличиям MQ-9 Block5 следует отнести наличие винглетов на  крыльях и возможность применения двух подвесных топливных баков для выполнения разведывательных задач большой продолжительность.

Благодаря дополнительному топливу рассматриваемые БПЛА могут выполнять полет в течение 27 часов, тогда как модель предыдущего поколения могла находиться в воздухе не более 12 часов. Также новые аппараты будут оснащены системой космической связи Ku-диапазона и новым компьютером BADDC для передачи данных тактическим наземным группам.  Следует отметить, что мощность двигателя и грузоподъемность MQ-9 остается без изменений.

Обозреватели китайских специализированных изданий полагают, что передислокация рассмотренных БПЛА в Иорданию связана с тем, что ВВС США и ВВС Израиля спланировали проведение разведывательных операций с участием наземных групп специального назначения, которые будут осуществлять поиск места расположения ЗРС С-300. Цель такого поиска наведение авиационных средств поражения. Для скрытного перемещения по территории подконтрольной правительственным силам американские военные могут использовать автомобили марок китайского производства Changan или GEELY. Представительства данных компаний уже возобновили работу в Сирии.

По оценкам китайских аналитиков С-300 вполне способна обнаружить MQ-9, если он выполняет полет на большой высоте, однако эти аппараты вполне способны выполнять скрытных подход к цели на малой высоте. В таком случае основным препятствием для них являются ЗРПК «Панцирь-С1», ЗРК «Бук-М2Э» или комплексы РЭБ, блокирующие передачу данных по спутниковым каналам управления и GPS.

52.81MB | MySQL:107 | 0,508sec