О некоторых причинах отсутствия российско-американского взаимодействия по Афганистану

Москва открыта к сотрудничеству с Вашингтоном по Афганистану, но пока не видит желания с американской стороны. Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге в четверг. «Мы считаем, что делаем и предпринимаем эффективные шаги и усилия для нормализации ситуации в Афганистане. Мы действительно не можем согласиться с рядом действий США, которые предпринимаются этим государством в отношении Афганистана, потому что они ведут, к сожалению, не к улучшению, а к ухудшению ситуации на земле. За много лет есть много свидетельств», — отметила дипломат. «Но при этом мы открыты к диалогу с США по этому направлению, по этой повестке», — добавила она. Однако, по ее словам, Россия пока не видит с американской стороны «реального желания» поддерживать такой диалог. «Как только дело доходит до практической стороны, до обмена представителями, начала конкретных переговоров, все уходит в тень. По неизвестными причинам диалог блокируется», — констатировала Захарова. Напомним, что в московском формате участвуют представители Афганистана, России и стран региона. Последний раунд таких консультаций состоялся в апреле прошлого года. Ранее представители радикального движения «Талибан» (запрещено в России) не принимали в них участие. В МИД РФ неоднократно подчеркивали необходимость запуска процесса национального диалога в Афганистане, в том числе с участием талибов, которые представляют одну из ведущих военно-политических сил в стране. Рискнем все-таки предположить, что в российском  МИДе прекрасно понимают, почему Вашингтон крайне прохладно относится ко всем подобного рода инициативам со стороны Москвы. Мы уже неоднократно сообщали и повторим, что США в контексте нынешнего состояния двусторонних отношений совершенно точно не пойдут на то, чтобы предоставить Москве право организовывать под своей эгидой какие-то международные переговорные форматы по афганскому досье, в котором по сути именно Вашингтон, но не Москва, играет роль основного международного игрока. В этой ситуации какие-то идеи на этот счет, рожденные в недрах российского МИДа в рамках то ли необходимости публичной демонстрации отсутствия у США «доброй воли», то ли просто для того, чтобы напомнить о своем существовании на афганском направлении, как некой системообразующей силы, были обречены на неудачу с самого начала всех этих действий. Особенно с учетом того, что Кабул в общем-то не имеет никакого желания переходить под дипломатический зонтик Москвы в ущерб Вашингтону. В данном случае существует простая истина, на основании которой и надо оценивать перспективы тех или иных инициатив того или иного государства (и не только России) на афганском направлении. А именно, насколько та или иная страна имеет военный и экономический вес в этом регионе, а также в какой степени она контролирует те полюсы военно-политических сил, которые являются системообразующими в самом Афганистане. Поэтому сравнивать такие рычаги влияния Москвы или того же Вашингтона на Кабул, или Исламабада — на талибов, просто некорректно. И тогда в чем смысл для американцев каких-либо контактов именно в глобальном масштабе с российскими коллегами по афганскому досье? Никакого, поэтому они и стараются вести диалог с Исламабадом в первую очередь. Посредники им в данном случае не нужны. Это уже не говоря о вообще глобальном сдерживании (чуть ли не блокировании) Москвы на всех международных площадках. Соответственно и реакция Кабула на такие предложения Москвы были априори прохладными. Заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов обсудил 20 сентября со своим афганским коллегой Насиром Ахмадом Андишей двусторонние отношения и подготовку заседания в московском формате. Об этом говорится в сообщении МИД РФ. «В ходе беседы состоялось обсуждение актуальных вопросов российско-афганских отношений, а также подготовки очередного заседания московского формата консультаций в целях содействия скорейшему запуску процесса национального примирения в Афганистане», — отметили в дипведомстве. Как ранее сообщил ТАСС дипломатический источник, дата проведения встречи пока не определена. На 4 сентября в российской столице были намечены консультации по Афганистану в московском формате. Приглашение принять участие во встрече было направлено 12 странам, включая США, которые ответили отказом. Кроме того, на заседание было приглашено руководство политического офиса движения «Талибан» в Дохе. 27 августа состоялся телефонный разговор главы МИД РФ Сергея Лаврова с президентом Афганистана Ашрафом Гани, во время которого стороны договорились перенести встречу из-за кадровых перестановок в правительстве исламской республики и согласовать новую дату консультаций в Москве по дипломатическим каналам. Позднее Моргулов сообщил, что Россия надеется провести встречу московского формата до конца года. В этой связи отметим, что все перестановки уже проведены, и новым советником по безопасности президента Афганистана стал компьютерный инженер по образованию Хамдулла Мохиб, который был назначен на эту должность по двум основным причинам.

  1. За свою лояльность лично А.Гани, а не за его эффективные ноу-хау в области безопасности.
  2. Он был послом Афганистана (а читай: личным посланцем нынешнего президента Афганистана) в Вашингтоне до 2015 года, где он стал близким и доверенным контактом нового специального посланника Белого дома в Кабуле Залмая Халилзада, на которого сейчас в Белом доме делают основную ставку, как на фигуру, которая должна обеспечить прогресс американской стратегии на афганском направлении.

По оценке ряд экспертов, назначив своего доверенного человека на этот пост, А.Гани одновременно решает две задачи: старается ослабить свою внутреннюю оппозицию в преддверии выборов в следующем году, и одновременно четко следует указаниям из Вашингтона в рамках необходимости для Кабула устанавливать тесные связи с новым своим посланником в Афганистане. Мохиб как раз нужен для поддержания таких доверительных контактов без всяких оговорок. Между тем, ожидается, что на президентских выборах будет баллотироваться ушедший советник по национальной безопасности Мохаммад Ханиф Атмар. Возможно, что именно с его позицией или какими-то обнадеживающими сигналами и были связаны надежды Москвы на оживление московского формата. Но после такого рода кадровых перестановок о нем можно просто забыть. А.Гани четко взял курс на свое политическое выживание и переизбрание на новый срок, а для этого он должен прежде всего подтвердить свою верность Вашингтону, а не Москве.
И собственно, похоже, что на Смоленской площади этот начали этот очевидный факт осознавать. Последние  по времени попытки оживить московский формат был, как мы видим , в конце сентября. А 3 октября уже прозвучали более осмысленные заявления российского представителя в Совбезе ООН. Россия предлагает распространить санкции Совета Безопасности ООН на участников афганского крыла запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство». Об этом заявил в среду заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков на заседании Совбеза. «С учетом нарастающего присутствия ИГИЛ (прежнее название группировки — прим. ТАСС) в Афганистане с угрозой дальнейшей экспансии джихадистов в государства Центральной Азии, одной из приоритетных задач считаем распространение антитеррористического санкционного режима Совета Безопасности на лица и организации, входящие и непосредственно связанные с афганским крылом экстремистской организации «Исламское государство»», — сказал дипломат. Все это идет в унисон с мнением росссийских силовиков. Запрещенная в РФ международная террористическая организация «Исламское государство» (ИГ) пытается создать новые опорные центры «халифата» в Центральноазиатском регионе и активизировать уже созданные спящие ячейки. Об этом заявил руководитель Антитеррористического центра (АТЦ) Андрей Новиков, открывая во вторник 20 сентября двухдневный сбор руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и спецслужб стран СНГ, где подведены итоги первого этапа учений «Иссык-Куль-Антитеррор-2018». В частности, он отметил угрозу попыток ИГ создать на территории региона новый опорный центр так называемого «халифата» и активизировать уже созданные «спящие джамааты». «Мы приняли во внимание оценку исполнительного Директората Контртеррористического комитета ООН о том, что в результате излишков оружия, поступающего из зон политической нестабильности, в регионе стимулируется торговля по принципу «оружие за наркотики», усугубляемая фактором недостаточной защищенности границы», — сказал Новиков. Как сообщил вице-премьер Киргизии Жениш Разаков, террористическая угроза стране, исходящая из Афганистана, усиливается, а члены международных террористических организаций просачиваются в страны Центральной Азии. «Все это делает террористические угрозы в нашем регионе и в СНГ в целом долговременными. Особую озабоченность вызывает тот факт, что члены террористических организаций не оставляют попыток проникновения с севера Афганистана на территорию Центральноазиатского региона с целью дестабилизации обстановки», — сказал он. Собственно все эти заявления являются лишь констатацией позиции Совета национальной безопасности РФ. Мы сейчас не будем останавливаться на конкретных причинах возникновения такой рода рисков для региона Центральной Азии со стороны Афганистана, отметим два важных момента.

  1. На фоне блокирования со стороны Кабула робких попыток Москвы поучаствовать в качестве генерального посредника в процессе внутриафганского урегулирования победила линия силовиков, но не МИДа. Последний на полном серьезе пытался привлечь к работе в московском формате представителей катарского бюро талибов, которое является как раз политическим крылом того самого пуштунского ИГ в южных областях Афганистана. При этом никого особо не смущало, что эта группа вообще запрещена на территории РФ. Кроме, конечно, российских силовиков, которые выступали против этого и полагают, что воевавшие в составе ИГ (и не только его) таджики и узбеки на севере Афганистана и пуштуны-сторонники ИГ на юге — это одно и тоже. Такое искусственное единение позволяет рассматривать всех сторонников ИГ скопом, как врагов, и соответственно распространять на таджиков жупел ИГ. Тем самым убираются «в тень» все вопросы внутреннего напряжения в самом Таджикистане, что вызвано сломом Душанбе существовавшего в Таджикистане с середины 1990-х годов баланса межклановых сил. Собственно именно угрозами со стороны внутренних оппонентов президента Э.Рахмона и обусловлены все эти заявления по линии Совбеза и ОДКБ об угрозе экспансии ИГ с афганского направления. В этой связи заявления Сафронкова надо расценивать как факт признания Смоленской площадью правильности и безальтернативности такой позиции. Но не только.

2. Попытка организовать международное санкционной давление на афганское ИГ без разделения его собственно на таджикскую и пуштунскую части со стороны Москвы сейчас решает и еще одну цель на фоне своего фиаско по вопросу артикулирования своей роли посредника в афганском урегулировании. Отсюда важный момент. Это попытки за счет ооновских санкций в отношении всего афганского ИГ без разбора поставить вне закона те самые силы, которые американцы полагают необходимым оживить и инкорпорировать в политический внутриафганский процесс в рамках реанимации в новой редакции так называемого «Северного альянса» (они называют его зачем-то «Северной шурой» талибов) с точки зрения создания политически живучей системы в Афганистане с максимальной степенью ее самодостаточности хотя бы в военном отношении. И соответственно, все инициативы Москвы по этому санкционному давлению на афганское ИГ (всех и вкупе) американцы заблокируют однозначно. Это просто не отвечает их интересам на сегодня.

52.29MB | MySQL:103 | 0,508sec