К вопросу о политике Турецкой Республики в отношении Африки. Часть 5

Турецкая Республика все последние годы пытается проводить активную политику на Африканском континенте. Продолжаем разбор политики Турецкой Республики на африканском направлении, на основе Альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году», подготовленного анкарским Фондом политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.).

Напомним, что мы закончили на 99-летней аренде Турцией у Судана острова Суакин, которая многими отечественными комментаторами была прокомментирована в том духе, что «Турция по кусочкам собирает утраченные Османской Империей территории». Не будучи склонны усматривать в произошедшем признаки возвращения Империи – значение острова все же больше культурно-историческое, нежели стратегическое – тем не менее, заметим, что тем самым Турция обозначает глобальность своих интересов. Один из которых направлен в сторону Африки.

Из Судана турецкий президент Р.Т.Эрдоган отправился в столицу Чада Нджамену, что стало первым визитом президентского уровня в эту страну. В ходе поездки в Чад было подписано 7 соглашений, охватывающих политические, экономические и торговые отношения. Выступающий на пресс-конференции Р.Т.Эрдоган отмечал наличие сильных исторических связей между Чадом и Турцией, уходящих своими корнями в 16-е столетие. Также в ходе этой поездки состоялся двусторонний деловой форум.

Помимо визитов президентского уровня, в течение 2017 года активно страны Африки посещал и турецкий министр иностранных дел М.Чавушоглу. В частности, 13-15 июня он совершил рабочий визит в Бурунди, где встречался со своим коллегой — министром внешних сношений и международного сотрудничества Республики Бурунди Аланом Эме Ньямитве. Авторы отмечают важность этого визита со многих точек зрения, помимо того факта, что на его полях было подписано 4 соглашения. Выступающий на совместной пресс-конференции М.Чавушоглу отметил тот факт, что Турция и Бурунди имеют по целому ряду вопросов общую позицию и положительным образом встретил открытие страной в Анкаре своего дипломатического представительства в 2014 году. Также он пообещал, что и Турция, в свою очередь, в кратчайшие сроки откроет свое Посольство в Бурунди.

10 июля 2017 года министр М.Чавушоглу посетил Кот-д’Ивуар, где, в столице страны – Абиджане, состоялось заседание министров иностранных дел стран Организации исламского сотрудничества (ОИС), где Турция в 2017 году временно председательствовала. В ходе мероприятия, министр подчеркнул ту активную и влиятельную роль, которую пытается играть Турция в деле решения проблем исламского мира. Также М.Чавушоглу был открыт отремонтированный при содействии Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (турецкое агентство «мягкой силы» TIKA – В.К.) образовательный центр для женщин. За поездкой в Кот-д’Ивуар последовало посещение М.Чавушоглу Либерии и Буркина-Фасо (и тот и другой визиты — первые уровня министра иностранных дел – В.К.).

Как указывают авторы, в ходе всех своих визитов в страны Западной Африки, одной из важнейших целей министра было закрытие школ секты Фетхуллаха Гюлена и запрещение её деятельности (заметим то обстоятельство, насколько система турецких школ этих религиозных сектантов проникла в те же африканские страны, если до них только-только начинает добираться турецкий МИД; а ведь делалось это в прошлом при непосредственной если не помощи, то благословении турецкого государства – В.К.).

От политических и дипломатических отношений со странами Африки южнее Сахары авторы материала переходят к быстро развивающимся, усилиями как руководства страны, так и частного бизнеса, экономическим связям. В частности, 16 октября 2017 года Конфедерацией турецких промышленных предпринимательниц и предпринимателей (SANKON) в Стамбуле была организована Турецко-Африканская конференция экономического сотрудничества (как раз, когда пишется эта статья Африканский форум аналогичной направленности проходит в Стамбуле, об итогах которого мы сообщим отдельно – В.К.). Президент Конфедерации г-жа Незакет Эмине Атасой отметила, что параллельно несомненному укреплению политических контактов, растут и экономические связи: в 2002 году торговый оборот Турции со странами африканского континента составлял 3 млрд долл.; а по состоянию на 2017 год эта цифра уже приблизилась к 20 млрд долл.

Крупнейшим торгово-экономическим партнером Турции со странами Африки южнее Сахары является ЮАР: торговый оборот между двумя странами в 2017 г. составил 2 млрд 229 млн долл. Также важными для Турции партнёрами в регионе стали Нигерия (товарооборот – 491 млн долл.), Эфиопия (370 млн долл.) и Кот-д’Ивуар (443 млн долл.). Для сравнения, товарооборот с другой важной для Турции североафриканской страной – Суданом — составляет 481 млн долл.

В заключение раздела про торгово-экономические отношения Турции со странами региона, отметим, что, безусловным образом, в них доминирует Китай. В отдельных странах сильно постколониальное французское влияние. На третьей и иногда даже на второй строчке в африканских странах идет, серьезно вкладывающаяся в свои отношения со странами, Турция, которая за последние годы кардинально увеличила свою представительность в регионе. Громко объявленное «Второе российское открытие Африки», по-прежнему, остается в наши дни пустым звуком. Российское присутствие в Африке очень точечно и ограничено лишь отдельными направлениями сотрудничества, такими как ТЭК, оружие и ЧВК. Деятельность Турции, в этом смысле, выглядит куда как более системной, диверсифицированной и активной.

52.19MB | MySQL:103 | 0,487sec