Турция-Сирия: о развитии ситуации в Манбидже. Часть 2

После того, как возможный кризис вокруг сирийской провинции Идлиб миновал, а масштабная военная операция официальным Дамаском и Россией была отложена, в фокус пристального турецкого внимания (по крайней мере, СМИ) вновь попал Манбидж и дорожная карта по выводу из региона курдских сил, подписанная в июне месяце этого года между Турцией и США.

Продолжаем рассматривать текущую ситуацию в регионе глазами турецких СМИ (ссылка на первую часть публикации: http://www.iimes.ru/?p=48689). В частности, сообщается о том, что первая группа американских военнослужащих прибыла в Турцию 2 октября для подготовки со своими турецкими коллегами с целью последующего совместного несения службы в районе Манбиджа, как предусматривается турецко-американской дорожной картой, подписанной в 4 июня 2018 г.

Однако, как это подчеркивается многими официальными лицами Турции, включая министра иностранных дел страны М.Чавушоглу, дорожная карта работать до сих пор так и не начала. Хотя, разумеется, турецкие дипломаты облекают это в более округлые формулировки из серии «дорожная карта работает, но медленно» и «было бы неправильно говорить о том, что она не работает». Но на счет последнего, турецкие СМИ, в частности, влиятельная газета Milliyet, говорят об отсутствии у СДС, костяк которой составляют отряды РПК и СНС, намерений по уходу из Манбиджа. При этом они ссылаются на слова пресс-секретаря этой структуры и приводят далее конкретные факты о том, что СДС не только не готовятся к выходу из региона, но и еженедельно ставят под ружье все новых бойцов.

Какие же факты приводит здесь турецкое издание?

А говорит оно о том, что со стороны США выплачивается заработная плата в 200 долл. каждому, кто несет в регионе воинскую службу и задействован в обеспечении правопорядка. При этом, как пишет Milliyet, в дополнение к заработной плате со стороны сил международной коалиции оплачиваются и все сопутствующие несению службы дополнительные расходы. Вдобавок к растущей военной активности армии США в регионе, текущая ситуация также отмечена ростом поставок американского оружия и боеприпасов в Манбидж. Руководство СДС при этом находится постоянно на региональной военной базе США.

Формально, в рамках соглашения с США, СДС не будут в одностороннем порядке, без информирования США, вести какой-либо деятельности в регионе и не будут принимать участия ни в каких военных операциях. После неоднократных предупреждений со стороны ВС Турции, представители США все же убрали в регионе различную символику, включая постеры с изображением лидера Рабочей партии Курдистана А.Оджалана.

Впрочем, комментарии властей США звучат отличным образом от того, как рассматривает ситуацию турецкая сторона. В частности, 18 сентября официальный представитель сил международной коалиции полковник Шон Раян отметил: «В Манбидже присутствует очень мало (представителей) Сил народной самообороны. Мы привержены соглашению (с Турцией). СНС не будут частью Манбиджа».

Но в ответ на это, турецкое издание ещё раз подчеркивает тот факт, что США ещё не предприняли никаких шагов по выходу из Манбиджа РПК / СНС. Более того, оно сообщает о том, что РПК / СНС укрепляют центр района, протяженность вырытых окопов, к настоящему времени, оценивается в 30 километров. И говорит о том, что деятельность эта была активизирована после того, как Турция в августе 2016 года приступила к военной операции «Щит Евфрата», которая продолжалась вплоть до марта 2017 года. Второе ускорение эта деятельность, по превращению Манбиджа в укрепрайон (с окопами, туннелями и оборудованием точек для снайперов), получила после того, как США и Турция подписали пресловутую дорожную карту по Манбиджу в июне с.г.

Итак, подводим черту: подписанную между США и Турцией дорожную карту по Манбиджу ни одна из сторон не отменяет. Однако, единственным положительным сдвигом для Турции, с июня месяца, являются совместные патрулирования границ региона (55 раз) с американскими военнослужащими. Далее следуют лишь глубоко настораживающие Турцию сигналы: вооружение региона, создание укрепрайонов, укрепление военных баз США, наращивание численности сил СДС за счет новых рекрутов, оплачиваемых американцами. При этом, СДС действуют под флагом США, которые на турецкие протесты и отсылки к дорожной карте говорят лишь о немногочисленности СНС и, следовательно, об отсутствии угрозы для Турции. Турками считалось, что можно подписанием Дорожной карты «принудить» США к отказу от поддержки курдских ПДС / СНС в Манбидже. Как теперь турецкая сторона убедилась, подобные документы США не рассматривают для себя в качестве обязывающих и будут всячески педалировать договоренности. И вывод: для изменения существующего статус-кво у Турции нет абсолютно никаких рычагов –  ни военных, ни дипломатических. Единственная возможность у Турции в этой ситуации – предельно локализовать для себя угрозу и, по возможности, пытаться изолировать её от внешнего мира, что также представляется крайне затруднительным ввиду нахождения сирийских курдов под американским зонтиком.

62.81MB | MySQL:102 | 0,520sec