О роли монополии движения «Талибан» в препятствовании усиления ИГ в Афганистане

В мировой прессе и среди экспертных кругов многих стран мира продолжаются дискуссии о усилении роли террористической группировки «Исламское государство» (ИГ) в Афганистане и области Хоросан. Вопрос о присутствии «Исламского государства» в Афганистане по-прежнему остается дискуссионным. Автор этих строк много писал по этой теме. Кроме того, многие эксперты в России, Афганистане, США и других странах много рассуждают об этой проблематике. Однако многие не касаются вопроса о фундаментальной и естественной роли талибов для Афганистана и общества этой страны. С военно-политической точки зрения, территория Афганистана не является местом, где зарубежные, неафганские экстремистские организации могут без труда обосноваться. Например, союз движения «Талибан» с «Аль-Каидой» и Исламским движением Узбекистана (организации запрещенные в России) показал, что иностранные экстремистские группировки могут действовать на территории Афганистана только в одном случае: при полном подчинении генеральной линии талибов и признании их в качестве главной «джихадистской» силы. Очевидно, что «Талибан», несмотря на отсутствие реально действующего центрального аппарата и, как следствие, раздробленность движения, не собирается терять монополию в Афганистане и части Пакистана, тем более, уступать ее в основном арабской группировке. Интересы «Талибана» направлены исключительно на внутриполитические и социально экономические реалии Афганистана, не более того. Данный факт закреплен в полном названии организации на языке пушту: Исламское движение учащихся медресе Афганистана (Талибан – да афганистан да талибано ислами тахрик). Цели ИГ, по крайней мере, на уровне риторики превосходят территорию какой-либо отдельной страны. В реальности же цели ядра ИГ сводились к борьбе против власти шиитов Ирака и Сирии. Несмотря на то, что географически Афганистан находится на окраине исламского мира, эта страна занимает особое место в сердцах представителей исламской уммы. Особым уважением и почтением земля афганцев пользуется отчасти благодаря успешному и первому в истории «джихаду» против иностранного военного вторжения – ввода войск СССР. Есть, помимо всего прочего, и другие причины, в том числе исторические. Назовем лишь одну из них – вклад мусульманского деятеля, одного из авторов идей панисламизма Джамалуддина аль-Афгани. Автор не ставит своей целью исследовать деятельность великого афганца в данной статье. Жизни Джамалуддина аль-Афгани посвящено огромное количество книг и научных работ. Поэтому ограничимся ссылкой на некоторые работы для того, чтобы показать генезис и эволюцию существующих панисламских идей в Афганистане. Главной задачей своей жизни аль-Афгани видел пропаганду учения панисламизма. Вот что он писал по этому поводу: «Я обратил самое серьезное внимание на Восток, и все свои умственные силы направил на выяснение причин болезни Востока, поиски лекарств для ее лечения. Наконец, я понял: самая распространенная болезнь Востока – разобщенность, отсутствие единства в мыслях и идеях, отсутствие согласия относительно объединения и союза, и отсюда и проистекают все противоречия». Действительно, сложно найти человека, который внес бы такой вклад в развитие идей панисламизма, общности и единства уммы, какое внес Джамалуддин аль-Афгани. Однако афганец говорил о здоровом панисламизме, а не о радикальном его толковании и применении на пути осуществления этих идей салафитско-джихадистского инструментария. Теперь сошлемся на движение «Талибан», которое помимо своей националистической составляющей использует панисламистскую риторику. Здесь автор видит необходимость отметить, что многие часто смешивают два понятия: здоровые панисламские идеи, высказываемые в разное время мусульманскими деятелями (Д.аль-Афгани, М.Абдо и др.), и деятельность воинственных радикалов, которые под прикрытием данной риторики преследуют свои политические и экономические цели. Действительно, международные террористические организации наподобие «Аль-Каиды» и ИГ активно используют риторику панисламизма. Присутствует такая риторика и в заявлениях «Талибана». Согласно заявлениям лидеров движения, «поскольку все мусульмане мира связаны между собой божественными узами общей религии», им следует выполнять свой «священный долг», оказывая военную, экономическую и политическую поддержку своим единоверцам, где бы они ни боролись против произвола «неверных», за освобождение своих исконных земель от «захватчиков». Дефинитивной целью радикалов является создание всемирной «исламской империи» в целях противостояния «неверным». Более того, создав на рубеже веков Исламский Эмират Афганистан, талибы объявили, что он «станет первой ступенью к всемирному халифату мусульман». Более того, идеологическая база «Талибана» и ИГ имеет и другие сходства. Так, например, обе организации активно апеллируют необходимость к возвращению к временам праведных халифов (салаф-ас-салихин). Так, если цели и задачи «Талибана» и ИГ в целом совпадают, почему же они не объединятся в союз? Дело в том, что исторически идеал единого и общего исламского государства всегда превалировал в странах с мусульманским населением. На начальном этапе в этом не было ничего похожего на то, что сегодня практикует ИГ. Эти идеи были чем-то вроде мечты мусульманского мира и проявлением общей мусульманской солидарности. О подобных идеях высказывался еще в конце XIX века академик В.Бартольд. По его мнению, идеи панисламизма проявляются «в виде доктрины не столько религиозной, сколько политической, большей частью как средство для достижения вполне определенных политических целей». То есть подобные идеи не являются веянием XXI века, они существовали и раньше. Наличие риторики в реальности не означает, что ее обязательно будут претворять в жизнь, тем более что в сегодняшних условиях очевидно, что это неосуществимо. В случае с движением «Талибан» озвучивание панисламских идей, помимо всего прочего, было частью риторики, направленной на укрепление своего влияния в Афганистане, а также инструментом пропаганды. В качестве доказательства данного тезиса приведем цитату, подтверждающую, помимо религиозно-идеологического аспекта (псевдорелигиозного), националистический характер «Талибана». Талибы как «носители идей прекращения войны и объединения страны под эгидой пуштунов получили растущую поддержку от измученного войной населения, в первую очередь в зоне пуштунских племен». Движением «Талибан» руководят не только идеи панисламизма в той или иной трактовке. В основе этой организации лежит Пуштунвали – многовековой неписанный свод законов одного из основных народов Афганистана – пуштунов. Во-вторых, пуштуны до сих пор народ, чье социальное поведение во многом продиктовано трайбализмом. Одним словом, пуштуны живут и существуют во многом племенами. Таким образом, идеи панисламизма, безусловно, лежат в фундаменте «Талибана», однако не они основа движения. Идеи, которые разделяют талибы, находят определенную поддержку в части афганском общества. Это вне сомнения говорит о том, что арабский джихадизм панисламского толка (псевдопанисламского) не может без труда закрепиться в афганском обществе. Этому есть фундаментальные преграды естественного и социального характера. Сегодня в Афганистане «Талибан» — монополист в области фундаментализма и радикального оппонирования официальной повестке.

52.24MB | MySQL:103 | 0,490sec