Сирия: дискуссии вокруг гуманитарных аспектов ситуации в Ракке

Спустя год после освобождения силами ведомой США коалиции сирийского города Ракки от террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), в международном сообществе продолжается острая дискуссия, в первую очередь, относительно того, какой ценой для гражданского населения далась эта победа и, во-вторых, по поводу реальной картины гуманитарной ситуации в Ракке на сегодняшний день.

Опубликованное неправительственной правозащитной организацией Amnesty International 15 октября с.г. новое исследование на тему гибели гражданского населения в ходе освобождения Ракки было приурочено к первой годовщине со дня освобождения этого города «Силами демократической Сирии» (СДС, основу которых составляют курды) под эгидой США 17 октября 2017 года, спустя четыре месяца затяжные боев и бомбардировок города. Расследование и его выводы базируются на четырех полевых миссиях экспертов этой правозащитной организации в Ракку, интервью и бесед со свидетелями, сборе информации и доказательной базы на местах. Дополнительно, компетентные военные эксперты проанализировали доступные спутниковые снимки.

По данным Amnesty International, тогда, во время штурма, было разрушено 80% Ракки и тысячи мирных жителей были убиты, в первую очередь в результате воздушных ударов коалиции. Согласно новому расследованию Amnesty International в октябре этого года, реальное количество гражданских жертв в Ракке оказалось больше, чем было ранее объявлено. Новые данные были раскрыты благодаря дополнительным источникам – как выяснилось, эти мирные жертвы образовались по причине массового использования террористами «Исламского государства» жителей Ракки в качестве «живого щита». При этом, в комментариях правозащитной организации также приводится ссылка на реакцию Министерства обороны США, в которой американское оборонное ведомство фактически отказалось брать какую-либо ответственность за гибель мирного населения в ходе освобождения города. В ответ на открытое письмо Amnesty International от 10 сентября с.г. было сказано, что коалиция не планирует также выплачивать компенсации семьям погибших и выжившим в результате авиаударов и не будет предоставлять никакой дополнительной информации на этот счет, включая подробности проведения операции и обстоятельств гибели мирного населения. Кроме того, Пентагон «не будет приносить никому извинений за гибель сотен мирных жителей Ракки».

Разумеется, публичная перепалка американского оборонного ведомства с руководством Amnesty International будет иметь широкий общественный резонанс, полагают международные эксперты. Новый генеральный секретарь этой правозащитной организации Куми Наиду, который недавно вернулся из полевого визита в Ракку, где встречался с семьями жертв, в достаточно резкой манере прокомментировал данную ситуацию. Он назвал недопустимым тот факт, что коалиция отказывается признать свою роль в большинстве жертв гражданского населения Ракки, при этом фактически «признавая ответственность, но отказываясь от несения каких-либо обязательств на этот счет».

Нужно при этом иметь в виду, что даже признавая свою ответственность в гибели мирных жителей, коалиция опирается на собственные данные, которые совершенно разнятся с данными правозащитных и иных гуманитарных организаций. Отказываясь от проведения дополнительных расследований на местах, коалиция официально признавала гибель 23 гражданских лиц, а не нескольких сотен мирных жителей, как считает, например Amnesty International, опираясь на свои расследования, опубликованные в комплексном докладе по Ракке в июне 2018 года. При этом, например, Министерство обороны Великобритании и вовсе официально заявляет, что количество жертв среди гражданского населения Ракки в ходе освобождения города было равно нулю. Позиция коалиции была скорректирована к сентябрю с.г. – без предания особой огласки было констатировано, что дополнительно к прежним данным еще 77 гражданских лиц погибло в ходе штурма  — это число по сути совпало с документально подтвержденными фактами, которые были приведены в июньском расследовании Amnesty International. При этом, разумеется, раскрывать детали и обстоятельства, при которых погибли мирные граждане в Ракке, представители коалиции напрочь отказываются. По мнению Amnesty International, эта тема весьма чувствительная для военных, поскольку позволяет прийти к выводу о тактических ошибках при планировании штурма, неразборчивом применении авиации и неправильном выявлении целей поражения. И здесь, задаются вопросом правозащитники, ключевым является понимание того, была ли такая стратегия ошибочной, либо преднамеренной ввиду игнорирования вероятности большого числа гражданских жертв.

Второй актуальный вопрос по Ракке, вокруг которого ведутся дискуссии – реально положение дел в городе с гуманитарной точки зрения и обозримая перспектива усилий по реконструкции. По данным неправительственных организаций – полностью разрушено 30 тысяч жилых домой, частично повреждено еще 25 тысяч, а под руинами находятся до 3 тысяч погибших. По свежим данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), в течение года – с октября 2017 по октябрь 2018 года в некогда город-миллионник Ракку всего вернулось 152 тысячи человек.  При этом эксперты ООН продолжают отмечать, что условия проживания в городе неблагоприятные, поскольку основная его часть продолжает оставаться разрушенной и начиненной самодельными взрывными устройствами. В итоге, внутренние перемещения по Ракки остаются также ограниченными, поскольку достоверная информация о степени и объемах заминированности отсутствует. Этот фактор также влияет на отказ внутренне перемещенных лиц возвращаться обратно в Ракку.

Таким образом, спустя год после освобождения Ракка продолжает оставаться городом-призраком с разрушенной социальной и городской инфраструктурой, при откровенной инвестиционной пассивности доноров и внешних игроков с точки зрения реконструкции и экономического восстановления Ракки. При этом примечательна риторика представителей коалиции, которые заявляют, что их страны активно работают именно на направлении «стабилизации» в Ракке, но не «реконструкции». Достаточно расплывчатый термин стабилизации, по идее, должен включать в себя шаги по разминированию, однако и эта работа продвигается медленно. При этом, ясно, что без сочетания стабилизационных мер с восстановительными усилиями, добиться ощутимого эффекта в ближайшие годы не получится. Принципиально важным было бы, например, налаживание системы образования и восстановление в Ракке системы школьных образовательных учреждений, равно как и восстановление коммунально-хозяйственных служб. Пока же никто из внешних игроков не настроен брать на себя ответственность в восстановительных усилиях, которые потребуют значительных финансовых и материальных ресурсов. По оценкам ООН, например, реконструкция всей Сирии в целом будет стоить 388 млрд долларов.  Администрация США блокирует на политическом уровне любые решения об инвестировании Сирию, даже в зоны своих интересов (включая Ракку). Другие потенциальные игроки – Саудовская Аравия, ОАЭ, европейские страны – также действуют с оглядкой на Вашингтон и ограничивают свою донорскую активность. Пока только Саудовская Аравия и ОАЭ совместно анонсировали выделение 100 млн долларов США на реконструкцию Ракки. В то же время, по мнению ряда экспертов, в случае разделения восстановительных усилий в Сирии на зоны ответственности внешних игроков (Россия, Иран, Турция, CША и коалиция), можно было бы добиться более активной игры доноров на сирийском фронте. В таком случае, вероятность наращивания содействия восстановлению Ракки со стороны западных стран и ряда арабских партнеров заметно вырастает.

52.22MB | MySQL:103 | 0,623sec