О перспективах возобновления чартерного авиасообщения между Россией и египетскими курортами

Президент Египта прилетел в РФ 15 октября 2018 года с официальным трехдневным визитом. Согласно пресс-службе Кремля, В.В.Путин и А.Ф.ас-Сиси встретятся 17 октября в Сочи, где обсудят ключевые вопросы сотрудничества Москвы и Каира и по итогам переговоров, как предполагается, подпишут  соглашение о всеобъемлющем партнерстве и стратегическом сотрудничестве на высшем уровне между Египтом и Россией[i]. Также запланированы встречи с Д.Медведевым и другими официальными лицами, в ходе которых будут обсуждаться  экономическое сотрудничество Москвы и Каира, и, разумеется, возобновление  авиасообщения между Россией и курортами Египта[ii].

Напомним, что в ноябре 2015 года авиасообщение между РФ и Египтом было прервано. Такое решение РФ приняла после катастрофы над Синайским полуостровом российского авиалайнера А321  компании «Когалымавиа», летевшего из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. На его борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа, все они погибли. ФСБ признала случившееся терактом, ответственность за который взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство» (организация запрещена в России).

Основное требование, выдвинутое Россией для возобновления авиасообщения – это то, что аэропорты Египта должны соответствовать требованиям РФ в плане безопасности. По словам главы МИД АРЕ Самеха Шукри, «Египет должен был приобрести специальное оборудование и переподготовить сотрудников аэропорта», что и было сделано[iii]. Согласно египетским источникам, Каир уже потратил более 60 млн долларов на улучшение безопасности аэропортов, закупив новейшее оборудование по обнаружению взрывчатых веществ, досмотра пассажиров и их багажа и трехмерное досмотровое оборудование[iv]. Однако пока единственным городом, в аэропорту которого российские специалисты по безопасности увидели реальные позитивные изменения, стал Каир. Авиасообщение между Москвой и Каиром было успешно восстановлено 12 апреля 2018 года и продолжается до сих пор[v]. Что же касается курортов, то пока возобновление рейсов постоянно переносится, что не может не влиять негативно на экономику Египта, для которой туризм является одной из главных статей дохода[vi].  До сегодняшнего дня российские эксперты уже несколько раз посещали Египет с целью инспекции в его аэропортах, признавая  эффективными ряд методов контроля в аэропорту, но все еще не давая «зеленый свет» для возобновления авиарейсов, ссылаясь на «некоторые технические моменты, которые следует решить»[vii]. Тем не менее, по мнению президента РФ В.В.Путина, «египетская сторона уже проделала большую работу по повышению уровня безопасности в аэропортах»[viii].

В конце февраля 2018 года директор департамента по связям с общественностью авиакомпании EgyptAir Дина аль-Фули объяснила причину этого откладывания  отсутствием достаточного количества бронирований от российской стороны и подчеркнула, что в настоящее время «нет каких-либо препятствий для восстановления авиасообщения, однако дело именно в экономической нецелесообразности рейсов»[ix]. Однако это заявление кажется малодостоверным. Скорее всего, на отсутствие решения по возобновлению чартерных перелетов между Москвой и Каиром больше всего влияют две причины.

  1. Это отказ Египта допустить российских специалистов по авиабезопасности в свои аэропорты. Дело в том, что в меморандуме о возобновлении авиасообщения между странами четко оговаривалась необходимость присутствия   российских специалистов по авиационной безопасности в местных аэропортах. Но здесь АРЕ отказалась идти на компромисс, мотивируя это способностью собственными силами обеспечивать безопасность (в том числе российских туристов)[x]. Каир воспринял эту идею в штыки, поскольку для него подобное предложение расценивается как вмешательство в дела национальной безопасности и как признание его «некомпетентности» в данном вопросе.
  2. Разумно предположить, что российская сторона в целом трезво оценивает политическую ситуацию в Египте сегодня и понимает, что, несмотря на масштабную операцию «Синай-2018», в которой задействованы крупные армейские силы и полиция, и целью которой является   освобождение полуострова от террористических группировок, все же Каир пока очень далек от решения этой проблемы. Деятельность исламистских  террористических  группировок на Синае до сих пор остается одной из главных угроз национальной безопасности Египта. Ведь, по мнению российских экспертов, именно боевики «Вилаят  Синай» причастны к авиакатастрофе российского лайнера. Так что пока проблема терроризма на Синайском полуострове не будет решена, слишком рискованно отправлять чартерные рейсы в Египет.

С другой стороны, не будем забывать, что Россия опять же выбирает свои политические и экономические приоритеты. Почему Египет считается небезопасным для отдыха, а Турция, к примеру, нет? Ведь в ноябре 2015 Турцией был сбит российский бомбардировщик, отношения вроде бы разладились, но регулярные рейсы и чартеры вернули достаточно быстро, и это несмотря на то, что и в Турции не так спокойно, и теракты не редкость[xi].  Здесь ясно одно: Россия научилась использовать выездной туризм как мощный инструмент экономического и политического влияния. Но это «оружие» неодинаково эффективно в отношении разных стран. Для той же Турции отсутствие российских туристов болезненно, но не смертельно. И поэтому санкциям предпочли восстановление стратегического партнёрства, которое, необходимо России для решения военных задач в Сирии[xii]. Ведь  Турция контролирует Босфор и Дарданеллы, и это означает, что в случае серьезного конфликта имеет возможность перекрыть или ограничить транзит через проливы российских гражданских и/или военных судов, заперев их тем самым в Черном море. Зная, что снабжение российских войск в Сирии идет сейчас в основном по морю, несложно понять, что любые преграды на этом пути (под каким бы то ни было предлогом) тут же создали бы Москве серьезные транспортно-логистические проблемы и сразу же привели к резкому удорожанию и без того дорогостоящей сирийской операции. Не будем также забывать, что Турция — один из крупных торговых партнеров России, и его значение как поставщика продуктов питания возросло после введенного Москвой эмбарго на импорт продуктов питания из стран Запада. Таким образом, запрет на поставки турецкого мяса или овощей с фруктами еще больше сузит круг стран, снабжающих продовольствием российский рынок, что сделает прилавки более бедными, а цены — более высокими. Наконец, крупные российские финансовые, нефтяные, металлургические компании вложили в турецкий рынок значительные суммы[xiii]. Эти инвестиции могут пострадать в случае длительного ухудшения отношений. Также под угрозой срыва строительство в Турции газопровода «Турецкий поток» и атомной электростанции, которое уже стоило российской стороне немалых средств. Наконец, в связи с падением турецкой лиры, Турции как воздух нужны любые финансовые вливания, а туристы из России, число которых в этом году может превысить 5 млн человек,  обеспечивают стабильные вливания в турецкую экономику. Если сейчас откроется  туристическое направление Египет, то, по мнению турагентов, это возобновление авиасообщения между странами может отрицательно сказаться на турецком направлении и привести к множеству проблем. На данный момент по раннему бронированию безоговорочно лидирует Турция, но если россиянам станут вдруг доступны туры в Египет, они могут резко поменять свои планы и начать аннулировать брони.

Что же Египет? Россия старается извлечь максимум пользы из ситуации с чартерными рейсами на курорты Каира, поскольку знает, что для Египта полупустые пляжи на курортах Красного моря – это настоящая катастрофа, ведь туристическая отрасль  критически важна стране. Есть версия, что Москва стремится к созданию неподалёку от Александрии российской военной базы, и что задачи российских десантников, проводивших на Синае маневры «Защитники дружбы – 2016», были несколько шире официальной версии «обучения египетских коллег борьбе с терроризмом». Несмотря на то, что президент А.Ф.ас-Сиси уже сказал, что его страна не планирует предоставления своей территории иностранным военным, не факт, что в конце-концов он не согласится на это ради возвращения российских туристов в Египет.

Что же можно прогнозировать в ближайшем будущем? Скорее всего, Россия  и Египет пока повременят с возобновлением чартерных авиарейсов, поскольку и у Каира, и у Москвы есть по этому поводу ряд спорных моментов, которые не так легко решить.

[i] http://www.egypttoday.com/Article/2/59004/Putin-approves-comprehensive-partnership-with-Egypt

[ii] http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/64/313446/Egypt/Politics-/Russias-Putin-orders-signing-of-strategic-partners.aspx

[iii] https://www.nmisr.com/arab-news/egypt-news/وزير-النقل-الروسي-يؤكد-على-عودة-الطيرا

[iv] https://arabic.rt.com/business/898316-مصر-تنفق-مبالغ-طائلة-لتأمين-مطاراتها/

[v] https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/04/egypt-russia-resumed-flights-tourism-red-sea-revenues-summer.html

[vi] https://arabic.sputniknews.com/arab_world/201805081032194467-استئناف-رحلات-الطيران-الروسي-مصر/

[vii] https://arabic.sputniknews.com/arab_world/201808261034864297-مصر-روسيا-رحلات-طيران-سياحة/

[viii] http://www.egypttoday.com/Article/3/54330/Russian-Tourism-in-Egypt-What’s-Next

[ix] http://svegienovosti.ru/2018/02/20/nazvana-prichina-perenosa-vozobnovleniya-aviasoobshheniya-mezhdu-rossiej-i-egiptom/

[x] http://uawire.org/news/media-egypt-does-not-allow-russian-aviation-security-into-its-airports

[xi] https://edition.cnn.com/2016/08/09/world/turkey-russia-erdogan-putin-meeting

[xii] https://www.hotline.travel/obzory-i-analitika/pochemu-v-turtsiyu-turistam-mozhno-a-v-egipet-nelzya/

[xiii] http://valdaiclub.com/a/highlights/relations-russia-turkey/

62.59MB | MySQL:102 | 0,490sec