О проекте создания фонда содействия палестинской экономике

Как стало известно в конце прошлой недели, в Конгрессе США появилась инициатива, направленная на содействие развитию палестинской экономики. Её коспонсорами стали республиканцы Л.Грэм (Южная Каролина) и К.Гарднер (Колорадо), а также представители Демократической партии, Т.Кейн (Вирджиния) и К.Кунс (Делавэр), а это означает, что проект является предметом т.н. двухпартийного консенсуса. Согласно представленному на сайте Конгресса первоначальному тексту законопроекта, его рабочее название, предложенное сенаторами, звучит как «Акт о фонде палестинского партнерства» (Palestinian Partnership Fund Act). В соответствии с ним  предполагается учреждение фонда с предполагаемым бюджетом в размере 100 млн долларов. Эти средства будут направлены на финансирование программ в области экономического и технологического сотрудничества палестинцев с Израилем и США, а также на интеграцию палестинского частного сектора в мировую экономическую систему. При этом территориально инициатива должна распространяться как на Газу, так и на Западный берег Иордана.

Серьезный упор авторы законодательной инициативы делают на технологический сектор. По представленной ими информации, добавленная стоимость в расчете на одно замещенное рабочее место в год в этой отрасли составляет 98 000 долларов, в то время как в других лишь 16 000 долларов. Также как утверждается в тексте: «примирение и поощрение толерантности могут служить в качестве вакцины против ложной пропаганды террористических групп и растущего подстрекательства». В связи с этим от участия в проектах, реализуемых при поддержке Фонда, будут исключаться все частные лица и объединения, имеющие какое-либо отношение к организациям, признанным в США террористическими.

По сообщениям израильских СМИ, включая порта Walla и газету Jerusalem Post, авторы проекта настаивают, что их инициатива не имеет прямой связи с планами команды американских переговорщиков в ближайшие месяцы предложить и начать осуществление их мирного проекта. Хотя те же источники утверждают, что презентации акта в Конгрессе предшествовала консультация между посредниками Д.Трампа в деле разрешения палестино-израильских противоречий и авторами идеи нового механизма помощи палестинцам. Однако об её итогах подробностей не сообщается. Помимо этого, если проанализировать текст самого акта, обращает на себя внимание то, что уже во втором разделе сообщается, что данный документ призван обеспечить общественную поддержку американских дипломатических и политических усилий по возвращению сторон противостояния к переговорам. В третьем разделе отдельно упоминается, что построение стабильной палестинской экономики необходимо для реализации принципа создания двух государств для двух народов.

С одной стороны, для американской администрации выгодно успешное прохождение названного акта, поскольку часть его условий отвечает потребностям, возникшим перед Вашингтоном после сокращения своего участия в привычных каналах оказания поддержки палестинцам, таким как БАПОР. Стремясь сохранить в своем внешнеполитическом активе роль главного посредника, власти должны предложить нечто новое, коим и может стать проект сенаторов от обеих партий. Так, в случае своего успешного утверждения и реализации на местах программа фактически заменит проект палестино-израильских обменов, лишившийся бюджета из-за решений США. Более того, стимулируя других игроков, особенно региональных, Вашингтон пытается породить тенденцию, при которой мировые и ближневосточные акторы будут не переводить дополнительные средства в тот же БАПОР, а пойдут по пути, предложенному США. Это в перспективе может означать и пересмотр подхода к проблеме палестинских беженцев, который навязан агентством в составе ООН.

Как показали итоги сентября, по данным БАПОР на конец месяца, агентство получило порядка 118 млн долларов от стран-доноров для преодоления последствий бюджетных сокращений. Среди тех, кто направил большую часть средств, выделились Кувейт, Евросоюз в целом, Германия и Ирландия в частности, а также Норвегия. В итоге дефицит годового бюджета БАПОР составляет в настоящий момент около 68 млн долларов. Помимо этого нельзя не учитывать, что деньги – это, пожалуй, единственный рычаг воздействия, который применяет сейчас Брюссель, проводя свою политику в зоне конфликта. Именно с их помощью ЕС пытается наладить контакты с палестинцами и навязать свое видение урегулирования, для которого, в числе прочего, характерно резкое неприятие поселенческой активности.

С другой стороны, неясным пока остается то, как именно будет отлажен механизм сотрудничества в условиях сохраняющейся вражды палестинских фракций. При нынешнем разладе такая ситуация, скорее, выгодна Вашингтону, т.к. позволяет постепенно реализовывать принцип «сначала Газа» в обстоятельствах, когда полномасштабные переговоры осложняет решение главы ПНА М.Аббаса отказаться от любых контактов с американскими посредниками. Более того, ранее комментируя сокращения средств, выделяемых палестинцам, Д.Трамп подчеркивал, что альтернативные программы будут предложены лишь в том случае, если Рамалла изменит свой подход. Как мы помним, никаких публичных заявлений от имени М.Аббаса на этот счет в недавнее время не звучало.

Помимо этого сложности с точки зрения корреляции с ближневосточной политикой Д.Трампа может создать и механизм управления Фондом. В соответствии с текстом законопроекта, для руководства им предполагается учредить некий орган, в составе которого должны быть представлены кандидаты, предложенные лидерами большинства и меньшинства в Сенате, спикером и лидером меньшинства в Палате представителей. В случае успеха демократов на ноябрьских промежуточных выборах, структура руководства способна заложить основу последующих трудностей в поиске компромисса по управлению активами, а также согласования действий с мирным проектом администрации Д.Трампа, если таковой будет предложен.

Таким образом, можно констатировать, что власти США сейчас находятся на стадии поиска путей заполнения вакуума, образовавшегося после того, как американская администрация избрала курс на последовательное сокращение средств, выделяемых палестинцами. Новая законодательная инициатива, предложенная сенаторами от обеих партий, потенциально создает условия для задействования финансовых рычагов влияния на палестинцев, одновременно не ставя под угрозу интересы Вашингтона и Иерусалима. Наибольшие сложности в процессе утверждения законопроекта могут быть связаны с внутриполитической ситуацией в стране, где многие опасаются попыток демократов ограничить действия президента после возможного успеха партии на промежуточных выборах. Помимо этого намерение распространить полномочия создаваемого Фонда на Газу и Западный берег потребует необходимости единого представительства данных территорий с палестинской стороны, что пока не представляется возможным и не отвечает американским интересам. Однако можно ожидать, что часть противоречий будет снята в процессе работы над документом.

52.24MB | MySQL:103 | 0,411sec