Израильские проекты развития Синая как элемент разрешения гуманитарного кризиса в Газе

Растущая протестная активность в Газе, на которую не исключен израильский ответ с применением силы, в сочетании с тяжелой гуманитарной ситуацией в Секторе и отсутствием прогресса на переговорах между враждующими фракциями ХАМАСа и ФАТХа создают сложности не только для Иерусалима, но и для Каира. При этом интересы последнего выходят далеко за рамки дипломатических усилий, направленных на объединение палестинцев, что потенциально сближает позиции двух региональных игроков. Египет, как и Израиль, опасается за собственную безопасность, прекрасно осознавая, что крепнущее недовольство населения Газы своим социально-экономическим положением, может распространиться и на границу с арабской республикой, попутно спровоцировав поток беженцев. Мало того, нельзя не учитывать, что в отношениях государств, а точнее в их энергетической составляющей, также многое зависит от спокойствия в регионе.

Последний фактор приобрел особое значение еще в конце сентября, когда американо-израильский консорциум Noble Energy и Delek, занимающийся разработкой газовых месторождений в исключительной экономической зоне Израиля, заявил, что ему удалось добиться прогресса в приобретении 39%-й доли в газопроводе East Mediterranean Gas (EMG). Как утверждалось ранее, он будет работать в реверсивном режиме, осуществляя поставки «голубого топлива» из Израиля в Египет. На первоначальном этапе Каир планирует использовать газ для нужд потребления страны, однако, после того, как разработка собственных месторождений выйдет на нужный уровень, не исключается, что газ из Израиля будет поставляться в Египет для сжижения с целью последующей транспортировки.

Данный проект имеет для Иерусалима большое значение в свете развития собственной газовой стратегии. Как отмечает эксперт израильского Института изучения национальной безопасности (INSS) О.Эран в опубликованном в начале текущей неделе дайджесте INSS, Египет является одним из немногих покупателей израильского газа. Более того, как потенциальный перевалочный пункт для поставок в Европу он также более надежен с политической точки зрения в сравнении с турецкой альтернативой,  и менее дорогостоящий и технически сложный, если сравнивать его с проектом подводного морского газопровода, над которым работают Израиль, Кипр и Греция. Однако в развитии данного направления совместной работы, равно как и многим другим областям, представляющим для Каира и Иерусалима взаимный интерес, способна помешать ситуация в Газе.

Основываясь на риске дестабилизации отношений в случае масштабной израильской операции против ХАМАС, о которой в последнее время звучит много упоминаний в СМИ, в экспертном сообществе и военно-политических кругах станы, бригадный генерал ЦАХАЛа в запасе, военный советник нескольких премьер-министров Ш.Шапира и израильский бизнесмен, ратующий за совместную работу с ближайшими соседями Ш.Фогель в рамках Иерусалимского центра общественной политики предложили на текущей неделе свой проект развития Северного Синая, обозначенный ими как «новая дипломатическая парадигма». Сводится идея к необходимости максимального совершенствования инфраструктуры названной территории с особым акцентом на Эль-Ариш, что должно включать строительство глубоководного морского порта, опреснительных установок, электростанции, аэропорта, а также соединение города железнодорожной сетью с Каиром и Газой. По замыслу авторов проекта, по сути, он нацелен на решение гуманитарных проблем Сектора, поскольку большая часть возводимых объектов должна быть ориентирована на обеспечение нужд населения там. Вместе с тем привлекать к работе планируется египтян, что будет способствовать улучшению экономической ситуации в республике. Израиль, в свою очередь, получит стабильность на южной границе, укрепление отношений с соседом, а также новые мощности, позволяющие обеспечивать транспортировку газа зарубежным потребителям.

Основной мыслью, пронизывающей весь текст публикации, является содействие, которое израильтяне окажут палестинцам и египтянам. Однако очевидно, что в значительной степени авторы подчиняют проект собственным интересам Израиля. Пишут Ш.Фогель и Ш.Шапира о том, что близко им самим, т.е. бизнесмену, участвующему в серии аналогичных инициатив, включая индустриальный парк «Ворота Иордана», и бывшему военному. Вместе с тем в широком смысле идея несет в себе определенный дипломатический и политический подтекст.

Если ранее много говорилось о том, что с приходом Д.Трампа на пост президента США Вашингтон и Иерусалим так или иначе пытаются вдохнуть новую жизнь в старую и мало популярную версию урегулирования, в соответствии с которой Иордания уже и есть палестинское государство, то теперь все чаще можно заметить свидетельство воплощения на практике переосмысленной инициативы территориальной компенсации. Она обсуждалась в 2004 г. Тогда в обмен на 600 кв. км, которые Каир передает палестинцам на Синае, египтяне должны были получить порядка 200 кв. км в Негеве. Параллельно фигурировали и некие нетерриториальные «бонусы» участникам «свопа». В последний раз в 2017 г. проект пытался воскресить депутат от партии Ликуд А.Кара, отмечавший, что лично обсуждал его с премьер-министром Б.Нетаньяху перед его первой встречей с Д.Трампом в должности президента США. Ни в начале 2000-х, ни со сменой американского лидера план не прижился, судя по всему, как раз из-за необходимости делать территориальные уступки друг другу. А вот обсуждение возможности снятия с Израиля ответственности за палестинцев в обмен на инвестиции и совершенствование инфраструктуры в глазах партнеров явно имеет смысл. При этом в отличие от Иордании, Египет кажется более сговорчивым в том, что касается повышения доли своего участия в дальнейшей судьбе населения Газы.

Таким образом, на различных уровнях, включая экспертное сообщество и предпринимательские круги, идет поиск путей сглаживания кризисной ситуации в Газе до тех пор, пока она не вылилась в очередную масштабную военную операцию с большим количеством жертв и серьезными экономическими потерями. В целом потенциал достижения договоренностей с Каиром можно оценивать высоко, во многом по той причине, что в республике довольно трезво подходят к осознанию действительной палестинской опасности. Вместе с тем отдельный газовый проект EMG при всей его привлекательности для обеих сторон в полной мере успешным считать пока нельзя, поскольку до конца не разрешены все споры между владельцами, а также есть риск очередного срыва поставок в случае дестабилизации на Синае.

52.24MB | MySQL:103 | 0,485sec