К развитию политической ситуации в Ливане

Основным фактором развития политической ситуации в Ливане является продолжающийся пять месяцев правительственный кризис. Премьер-министру Сааду Харири до сих пор не удалось сформировать кабинет министров. При этом на пути формирования нового правительства стоят три основных препятствия, о которых мы писали в предыдущих статьях. К ним относятся неопределенность в суннитском лагере (депутаты-сунниты, не принадлежащие к движению «Мустакбаль», требуют министерских постов); претензии «Ливанских сил», набравших на майских выборах гораздо больше голосов, чем ранее и претензии Прогрессивно-социалистической партии (ПСП) и ее лидера Валида Джумблата на то, чтобы взять все три министерских портфеля, зарезервированных за друзами. Ливанские СМИ назвали эти проблемы «узлами».

За последний месяц наметились некоторые позитивные подвижки в разрешении данных узлов. Например, президент республики Мишель Аун и премьер-министр Саад Харири обсудили вопрос о предоставлении министерских портфелей суннитам, не входящим в «Мустакбаль», за счет президентской квоты. Большая часть правительства в Ливане формируется за счет квоты парламентских партий по итогам выборов, однако ряд портфелей распределяет сам президент. Мишель Аун пообещал предоставить один из министерских постов в правительстве влиятельному суннитскому политику и оппоненту движения «Мустакбаль» Фейсалу Караме за счет президентской квоты.

Определенные конструктивные изменения произошли и в позиции Валида Джумблата. Первоначально он выступал за то, чтобы все министерские портфели, закрепленные за общиной друзов, достались его Прогрессивно-социалистической партии (ПСП). Однако 4 октября В.Джумблат неожиданно объявил о том, что готов довольствоваться двумя министерствами друзов и одним христианским министерством (христиане составляют значительную часть электора в его округах Алей и Шуф). При этом он согласен, чтобы одно друзское место досталось его сопернику, друзу Талялю Арслану, представляющему Демократическую партию Ливана. Т.Арслан является союзником партии Свободное патриотическое движение (СПД) Мишеля Ауна. Валид Джумблат готов пойти на уступки при выполнении двух условий. Во-первых, он сделает это при условии, если лидеры других партий (СПД и «Ливанских сил») также умерят свои требования. Во-вторых, его партия претендует на два важных министерства: сельского хозяйства и здравоохранения или общественных работ. В настоящее время эти министерства закреплены за движением «Хизбалла» и партией «Марада», что может создать трения в отношениях этих политических движений с ПСП. Одновременно В.Джумблат умерил свой агрессивный тон по отношению к СПД и его номинальному лидеру Джебрану Басилю. До этого, 17 сентября он выступил с неожиданно резким выступлением в Твиттере, в котором обвинил СПД в узурпации власти в Ливане и сравнил Джебрана Басиля (зятя президента М.Ауна) с зятем президента США Д.Трампа Джаредом Кушнером.

Достаточно драматично развивалась в сентябре-октябре и ситуация вокруг христианского узла в формировании правительства. 7 октября лидер СПД Джебран Басиль провел пресс-конференцию, на которой отметил, что формирование нового правительства должно удовлетворить все политические силы Ливана, но при этом оно должно базироваться на результатах выборов и уважать волю ливанского народа. По его мнению, есть политические силы, которые этого не понимают (камень в огород «Ливанских сил» Самира Джаджаа). Джебран Басиль опроверг слухи о том, что СПД, якобы стремится к блокирующей трети  (11 министерских портфелей из 30) в новом правительстве, чтобы диктовать свою волю другим партиям. Министр иностранных дел Ливана констатировал необходимость скорейшего создания нового правительства. Несмотря на то, что конституция Ливана не предусматривает предельного срока для создания кабинета, он призвал президента определить «дедлайн» для создания кабинета. Партии, которые в него не впишутся и продолжат саботаж, останутся вне состава кабинета министров.

16 октября Джебран Басиль вновь заявил о том, что формирование правительства должно базироваться на результатах выборов. При этом пропорциональная доля каждой партии должна, по его мнению, составлять по одному министру на каждые пять депутатов. Исходя из этого, «Ливанские силы» (ЛС), по его убеждению, могут претендовать только на три министерских места. Напомним, что на майских выборах 2018 года «Ливанские силы» Самира Джаджаа существенно увеличили свое представительство (с 8 до 15 мандатов). В связи с этим они требуют большего представительства в новом кабинете. В настоящее время представители «Ливанских сил» Самира Джаджаа требуют 5 министерских портфелей или 4 но с условием предоставления им поста вице-премьера и одного «королевского» поста (министра иностранных или внутренних дел или министра финансов). Он сразу же был подвергнут разгромной критике со стороны заместителя генерального секретаря ЛС Жоржа Адвана. Ж.Адван обвинил лидера СПД в том, что он систематически сокращает долю ЛС в правительстве: с 5 до 4, а затем и до 3 министров. При этом Басиль, по мнению Адвана «успел перессориться со всеми политическими силами Ливана».

Ливанские наблюдатели отмечают парадоксальность ситуации, при которой большинство политических сил страны заинтересовано в скорейшем формировании нового правительства, но из-за споров о министерских портфелей его не удается реализовать. Скорейшее формирование правительства необходимо президенту Мишелю Ауну для того, чтобы осуществить свой план реформ и начать реальную, а не декларативную борьбу с коррупцией. В противном случае он легко потеряет популярность и лишится мандата доверия, который получил на выборах в октябре 2016 года. Оно также, безусловно, в интересах Саада Харири, так как сможет сохранить его влияние на суннитской улице и придать ему имидж эффективного политика. В ускоренном формировании нового кабинета заинтересованы шиитские партии «Хизбалла» и «Амаль», одержавшие относительную победу на выборах и желающие упрочить свое положение в новом правительстве. В интересах Валида Джумблата также ускорить формирование нового кабинета, что даст ему возможность выполнить свои обещания перед друзской общиной.

Ливанские эксперты и политологи определили четыре возможных сценария дальнейшего развития ситуации. Первый, самый маловероятный, заключается в том, что новое правительство будет сформировано на основе результатов майских парламентских выборов. В случае реализации второго сценария новое правительство будет мало чем отличаться от нынешнего. Это подразумевает присутствие в нем всех значимых политических партий Ливана, чтобы «никого не обидеть». Такое правительство будет по определению малоэффективным. Третий вариант развития событий заключается в продолжении правительственного кризиса. В четвертом случае, который ряд экспертов считают наиболее реальным, новое правительство возникнет под давлением из-за рубежа. Скорее всего, это будет французская инициатива, учитывая, что после прошлогоднего участия в освобождении Саада Харири в Эр-Рияде, президент Франции Эммануэль Макрон существенно увеличил свое влияние на ливанскую политику.

52.2MB | MySQL:103 | 0,632sec