О ситуации вокруг сектора Газа после ракетного обстрела Беэр-Шевы

Израильская разведка «с очень высокой степенью достоверности» определила, что ракетный обстрел территории Израиля в ночь на 17 октября 2018 года был вызван ударом молнии»[i]. В результате атаки из сектора Газа был разрушен частный жилой дом в Беэр-Шеве, и чудом спаслась семья из четырех человек, тогда как другая ракета по счастливой случайности упала в море, в центральной части страны, недалеко от Тель-Авива. Заместитель министра обороны Эли Бен Дахан объявил, что в Беэр-Шеве оперативно будет развернута ​​еще одна батарея системы ПРО «Железный купол».

С момента атаки израильская общественность (больше, чем экспертное сообщество или СМИ) задаются вопросом – почему в Беэр-Шеве не сработала израильская система ПРО «Железный купол» («Кипат барзель», она же Iron Dome), которая была обязана перехватывать такую цель, и почему вообще террористам позволяют обстреливать израильские города?

Бригадный генерал Ронен Манлис, пресс-секретарь Армии обороны Израиля по следам инцидента в очередной раз озвучил позицию армейского руководства: «Система не может защитить герметично». Однако, как отмечали некоторые израильские комментаторы,  о «негерметичности» израильской ПРО ранее говорили лишь в случае массированного обстрела, когда система, известная тем, что не способна отреагировать на все запуски ракет, сбивает лишь наиболее опасные. Но в этот раз «Железный купол» пропустил одиночный залп, который чуть не убил целую семью. Однако после брифинга представителя ЦАХАЛа этот вопрос тогда так и остался открытым. Р.Манлис предпочел сменить тему, заявив, что «сегодня особую опасность представляет гражданское сопротивление в секторе Газа». «ХАМАС создает атмосферу терроризма, еженедельные террористические атаки на забор безопасности на границе Сектора с территорией Израиля, когда разбушевавшаяся толпа сбрасывает самодельные бомбы, поджигает автомобильные покрышки, кидает бутылки с «коктейлем Молотова» – все это создает атмосферу террора в секторе Газы, и мы не можем и не должны с этим мириться».

Дело в том, что атака 17 октября с.г. произошла после того, как министр обороны Израиля Авигдор Либерман предупредил, что израильские военные готовы к мощному удару по Газе, чтобы остановить продолжающееся насилие вдоль границы с Сектором.

В день ракетного обстрела премьер-министр Биньямин Нетаньяху и высокопоставленные представители оборонного ведомства приняли участие в заседании по оценке ситуации. Б.Нетаньяху сказал следующее: «Израиль с большой серьезностью рассматривает нападения на забор безопасности в секторе Газа и Беэр-Шеву – везде. Я сказал на открытии заседания кабинета на этой неделе, что если эти атаки не прекратятся, то мы их остановим». «Я хочу сказать всем, – добавил премьер-министр, – Израиль будет действовать с большой силой».

Руководство «Исламского движения сопротивления» (ХАМАСа), в свою очередь, накануне визита египетской делегации в Газу в очередной попытке наладить контакты между ФАТХом и ХАМАСом, заявило, что палестинцев не пугают угрозы Израиля начать военную операцию в секторе Газа в ответ на продолжающееся насилие вдоль границы. Наоборот, израильские «угрозы являются стимулом для более активного участия в «Марше возвращения», его продолжения и развития», – говорится в заявлении организации. Напомним, что «Марш возвращения» – это организованные ХАМАСом и рядом других палестинских группировок еженедельные акции массового протеста вдоль границы сектора Газы с Израилем, которые начались в конце марта этого года. По словам исламистов, вместо того, чтобы разбрасываться «пустыми угрозами», Израиль должен прекратить блокаду сектора Газы.

По факту, заявления исламистов оказались не беспочвенными. Крупномасштабного и «мощного» ответа Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) так и не последовало. В предыдущих публикациях мы приводили оценки израильских экспертов возможного развития ситуация. Высказывались предположения, что военно-политическое руководство Израиля планирует подождать завершения посреднических усилий египтян во главе с генералом Аббасом Камалем, который после сообщений о ракетном обстреле Израиля отменил свой визит в Израиль, сославшись на необходимость сопровождать президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси в Россию. Планировалось также, что вскоре будет назначена новая дата визита главы египетской разведки по вопросу Газы.

В Египте ракетный обстрел Беэр-Шевы из сектора Газа также расценили как попытку срыва переговоров по урегулированию между ХАМАСом и Израилем. Категорически против достижения соглашения между Израилем и ХАМАСом выступает глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас. В этих условиях египтяне стараются убедить ХАМАС прекратить насилие. В частности, согласно сообщениям в израильских СМИ, они уверяли хамасовцев в том, что если в пятницу, 19 октября 2018 года, на границе Сектора с Израилем беспорядки продолжатся, Израиль начнет масштабную военную операцию.

Действительно, 18 октября израильские СМИ сообщали о скоплении на южном участке границы с сектором Газа десятков единиц тяжелой военной техники – танков, артиллерии, бронетранспортеров. В тот же день управление аэропортов Израиля сообщило об изменении направления маршрутов рейсов в аэропорту им. Бен-Гуриона в связи с обострением ситуации на юге страны. 19 октября оргкомитет «Марша возвращения» призвал участников не приближаться к пограничному забору. Несмотря на это, 19-20 октября на границе с сектором Газа в беспорядках участвовали 10 000 человек, 77 были ранены. В результате запуска воздушных шаров с зажигательными смесями на израильской территории вспыхнуло не менее пяти полевых и лесных пожаров. ВВС ЦАХАЛа за два дня нанесли два превентивных удара по группам поджигателей на территории Сектора. Тем не менее, как сообщают в израильских СМИ, по сравнению с предыдущим периодом уровень напряженности на границе снизился. В воскресенье, 21 октября, А.Либерман даже распорядился возобновить работу контрольно-пропускных пунктов «Эрез» и «Керем Шалом» на границе сектора Газа (закрытые с 17 октября), т.к. «сократилось число инцидентов на границе Газы»[ii].

В понедельник, 22 октября, израильское издание Ynet со ссылкой на министров военно-политического кабинета сообщило о том, что причина, по которой правительство решило не начинать военную операцию в секторе Газа после ракетной атаки по Израилю, заключается в данных израильской разведки. Согласно проведенному расследованию, «с очень высокой степенью вероятности было определено, что ракеты были запущены в связи со сбоем, вызванным молнией, которая была как раз в ночь на 17 октября. По словам одного из министров, «ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» были смущены инцидентом и даже обменялись взаимными обвинениями, прежде чем пришло осознание того, что запуск ракеты стал результатом неправильного срабатывания».

Напомним, что на следующий день после ракетного обстрела Израиля ответственность за атаку на себя взяли боевики «Бригад моджахедов» во главе с Мухаммедом Азизом, который выступает с резкой критикой попыток ФАТХа и ХАМАСа вести переговоры с Израилем через египетских или иных посредников. Военный обозреватель Ynet Рон Бен-Ишай даже указывал на то, что за атакой мог стоять Иран, т.к. использованные снаряды боевики могли получить именно от иранцев. Израильские комментаторы и эксперты запуск ракет по территории Израиля рассматривали как результат «двойной, лживой игры» исламских группировок из сектора Газа. Исламисты, по их оценкам, преследовали цель, с одной стороны, оказать давление на Египет, чтобы тот активизировал усилия по снятию блокады сектора Газа, а с другой – предостеречь политиков Израиля от принятия решения о масштабной военной операции против ХАМАСа[iii]. И не имеет значения, какое название у группировки, которая запустила ракеты, т.к. без ведома контролирующего Сектор ХАМАСа такого произойти не могло. Это означает, что виноват ХАМАС и после ряда громких заявлений премьер-министра и министра обороны Израиль должен ответить, если и не сокрушительно, то хоть как-то.  Однако действий не последовало, но была выдана версия о том, что во всем виноваты погодные условия, а потому правительство «действовало очень ответственно». «Нельзя идти на войну из-за погоды». Министр также подчеркнул Ynet, что, несмотря на напряженность на границе с Газой, Израиль предоставляет возможность Египту и ООН содействовать достижению договоренности между Израилем и ХАМАСом.

Сообщается, что версия о молнии, которая и привела к ракетному обстрелу, впервые появилась 17 октября вечером, когда военно-политический кабинет собрался для обсуждения возможного ответа на атаку. Сначала министры с трудом поверили в эту версию и даже позволили себе шутить по этому поводу, но «после получения разведывательной информации они пришли к выводу, что имеется достаточно доказательств, указывающих на то, что запуск ракет был произведен в результате неисправности».

Министр обороны Авигдор Либерман, который выразил сомнение в том, что египетское посредничество может принести плоды, по-прежнему убежден в том, что сильный удар по ХАМАСу необходим, правда, оговорившись, что он будет действовать в соответствии с решениями кабинета министров.

Израильские комментаторы до того, как на заседании военно-политического кабинета вина была возложена на молнию, говорили о том, что не зависимо от масштабов ответного удара  ЦАХАЛа, «ясно одно – Израиль не должен достигать соглашение под огнем и прежде, чем будет восстановлена политика сдерживания»[iv].

 

Сдерживание после военной операции «Нерушимая скала» в Газе в 2014 году продолжалось три года и восемь месяцев. Политическое руководство не воспользовалось этим периодом спокойствия, чтобы добиться договоренности с ХАМАСом на приемлемых условиях, и это была его главная ошибка. За последние шесть месяцев к ХАМАСу пришло понимание, что израильтяне понимают только силу. Если реакция Израиля не изменится после серьезного инцидента 17 октября, ситуация только ухудшится.

ХАМАС решил изменить соотношение сил 29 марта 2018 года, и ему это удалось: «Маршем возвращения» на границе, масштабными беспорядками, запуском зажигательных и взрывных воздушных шаров, боевыми действиями и в последнее время массовыми проникновениями на территорию Израиля. Израильские военные и правительство не смогли грамотно справиться с ситуацией – не пресекли запуски воздушных шаров; не провели результативную военную операцию в ответ на серию боевых вылазок исламистов. Кроме того, несмотря на проникновение в Израиль, ЦАХАЛ не возобновила запрет на въезд палестинцев в 300-метровую буферную зону на границе.

«В течение шести месяцев премьер-министр и министр обороны были заняты в основном тем, что расточали угрозы, которые оказались пустыми», что привело к ухудшению ситуации до такой степени. Ракетный обстрел 17 октября удивил как ЦАХАЛ, так и политическое руководство Израиля. Все они были заняты подготовкой к прибытию главы египетской разведки Аббаса Камаля в сектор Газа, Рамаллу и Иерусалим, чтобы завершить переговоры по заключению соглашения о прекращении огня.

Несмотря на то, что ХАМАС утверждает, что он не несет ответственность за ракетный обстрел Беэр-Шевы и центральной части Израиля, только две организации в Секторе имеют такой вид ракет – ХАМАС и «Палестинский исламский джихад». Пусковые установки произвели запуск ракет с расчетом. Это, безусловно, не результат удара молнии, как, кстати, утверждал ХАМАС, а скорее той ситуации, «когда кто-то [ХАМАС] хотел добиться еще одной победы перед соглашением, которое он также надеется достичь, и поэтому было выгодно сделать еще так, чтобы предстать в образе того, кто стремится остановить огонь». Как писал обозреватель Ynet до заседания военно-политического кабинета, Израиль не должен допускать такой ситуации, и поэтому требуется ответ, прежде чем Израиль согласится на заключение соглашения. Однако ответные атаки ЦАХАЛа были не такими значительными, несмотря на видеоролики, выпущенные пресс-службой армии.

Тем временем, некоторые из лидеров ХАМАСа ушли в подполье, и организация эвакуировала свои командные пункты, чтобы ограничить способность ЦАХАЛа нанести по ним удар. Как пишет обозреватель Ynet, ясно, что военно-политическому руководству не удается пустить в ход хитрость, с помощью которой Израиль преуспел во время операции «Литой свинец» (2008 г.) и «Облачный столп» (2012 г.). В 2008 году министр обороны Эхуд Барак приказал открыть пограничные переходы в Газе, несмотря на нескончаемый ракетный обстрел, а на следующий день он приказал ударить по десяткам объектов ХАМАСа. В 2012 году Э.Барак и Б.Нетаньяху отправились на Голанские высоты для того, чтобы отвлечь внимание СМИ на Сирию, в то время как израильские ВС нанесли точечные авиаудар по позициям ХАМАСа, ликвидировав лидера боевого крыла организации Ахмеда Джабари.

Обе операции проходили накануне всеобщих выборов в Израиле. В первом случае Б.Нетаньяху возглавлял оппозицию во время правления Эхуда Ольмерта. Тогда он пообещал уничтожить ХАМАС. Спустя десять лет исламистская организация находится на пике своего военного могущества, и ее лидеры ведут непрямые переговоры с Израилем. Вторая операция была ближе к концу второго срока премьерства Б.Нетаньяху. Он вел себя так, как Э.Ольмерт до него: остановился вовремя, не затягивая ЦАХАЛ в тяжелое и бессмысленное наземное наступление в секторе Газа, несмотря на воинственные призывы со стороны  «правого» лагеря». Степень ответственности, которую он продемонстрировал, стоила Ликуду мест в Кнессете – они отошли в пользу партии «Еврейский дом» во главе с Нафтали Беннетом[v].

С марта 2018 года по сегодняшний день политика сдерживания Б.Нетаньяху и А.Либермана не работает. Нет оснований полагать, что если они продолжат идти по тому же пути, то это внезапно начнет приносить плоды. Как отмечают израильские обозреватели, для премьер-министра ситуация в секторе Газа в настоящее время представляет собой патовую ситуацию. При этом необходимо учитывать внутриполитические предвыборные обстоятельства, которыми руководствуется действующий премьер-министр страны.

[i] Кабинета министров: неисправность вызвала ракетный обстрел из Газы // Ynet. 23.10.2018. URL: https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-5377704,00.html (на англ. яз.)

[ii] Возобновляют работу КПП на границе сектора Газы // NEWRU.co.il. 21.10.2018. URL: http://newsru.co.il/israel/21oct2018/gaza_103.html

[iii] Двойное послание ХАМАСа Израилю  Египту // JCPA. 18.10.2018. URL: http://jcpa.org/hamas-double-message-for-israel-and-egypt/ (на англ. яз.)

[iv] Цена израильской сдержанности в Газе // Ynet. 18.18.2018. URL: https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-5374533,00.html (на англ. яз.)

[v] Анализ: Почему Нетаньяху действительно не жаждет войны в Газе // Haaretz. 20.10.2018. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-why-netanyahu-really-isn-t-eager-for-a-gaza-war-1.6573337/.premium-why-netanyahu-really-isn-t-eager-for-a-gaza-war-1.6573337?fbclid=IwAR1Uc85zVQ2F25E7Gx7HyPlGXrylU50DHTuN39cTMJxgwqvk7x4sdvxJJKY (на англ. яз.)

62.88MB | MySQL:102 | 0,556sec