К вопросу о проведении «Стамбульского квартета» по Сирии. Часть 2

27 октября с.г. состоялся так называемый «Стамбульский квартет» по Сирии между Россией, Турцией, Германией и Францией, при участии президента В.Путина, президента Р.Т.Эрдогана, канцлера А.Меркель и президента Э.Макрона.

По его итогам была принята Совместная декларация (ссылка на полный официальный текст на сайте Кремля: http://kremlin.ru/supplement/5351).

Посмотрим какие подробности дают турецкие СМИ в отношении состоявшейся встречи, а также какие оценки звучат в отношении принятого документа.

Как указывается влиятельным турецким изданием Hurriyet, до начала многосторонней встречи был раунд двусторонних переговоров. Первой для президента Турции Р.Т.Эрдогана стала встреча с канцлером Германии А.Меркель (приблизительно 30 мин.). За ней прошли переговоры между Р.Т.Эрдоганом и В.Путиным, которые продолжались 45 минут. После чего прошла получасовая встреча Р.Т.Эрдоган – Э.Макрон. После предварительного раунда переговоров стороны приступили к многосторонней встрече.

В составе делегации турецкого президента присутствовали министр иностранных дел М.Чавушоглу, министр казначейства и финансов Б.Албайрак, министр национальной обороны Х.Акар. В российской стороны, кроме президента В.Путина, участвовали министр иностранных дел С.Лавров, а также министр обороны С.Шойгу. Как указывает издание, со стороны Германии и Франции присутствовали «частные консультанты и представители».

По итогам переговоров, которые продлились 2 часа 45 минут, было принято и опубликовано Совместное заявление на русском, турецком, немецком и французском языках. За этим последовали выступления глав делегаций.

Первым выступал президент Турции Р.Т.Эрдоган. Приведем некоторые, характерные цитаты из его выступления:

«У нас есть цель по немедленному прекращению продолжающегося кровопролития через обеспечение всеобъемлющего режима прекращения огня на поле боя и установление над ним контроля. Также у нас была возможность всем вместе обсудить вопросы удовлетворения законных требований сирийского народа и, таким образом, достижения политической стабильности в стране. Очень многие страны осознали реальную опасность кризиса только после того, как он достиг их границ. Этому равнодушию пора положить конец. Это и есть та главная причина, по которой мы сегодня все вместе собрались в Стамбуле. Сотрудничество в формате Астаны стало примером для международного сообщества. Сегодня мы увидели, что ту синергию, которую удалось обеспечить в формате Астаны, можно развивать и дальше с участием Франции и Германии».

Продолжаем:

«Мы подтвердили свою уверенность в том, что нельзя найти военное решение разногласиям, а также (свою приверженность – В.К.) территориальной целостности Сирии. Мы отметили продвижение, обеспеченное соглашением, подписанным по Идлибу, с моим дорогим другом Путиным. Мы особенно подчеркнули важность следования соглашению, а также защите существующего в Идлибе режима прекращения огня. Разумеется, о тех шагах, которые мы предпринимаем, мы будем информировать и Иран».

«Мы призвали рассмотреть, в кратчайшие сроки, условия формирования конституционного комитета и, сказав «это – фундамент», завершить (формирование комитета – В.К.) к концу года. Другим важным вопросом, рассмотренным нами в ходе встречи, стала террористическая угроза сирийского происхождения. В этом вопросе, как между 4 (собравшимися – В.К.) странами, так и на уровне международного сообщества, мы договорились о наращивании своего сотрудничества. Турция, ввиду наличия у нее протяженной  911-километровой границы, стала одной из наиболее сильно пострадавших стран от террористической угрозы, которая гнездится в Сирии. Турция не будет терпеть никакого торга с террористическими группами ни на своих границах, ни в каком из районов Сирии. Мы никогда не примем упорствование в создании новой реальности на земле под видом борьбы с терроризмом. Как мы это сделали на западе от Евфрата, мы продолжим уничтожать в корне угрозы и на востоке (от Евфрата – В.К.)».

Кроме того, как сообщает турецкое издание, в ходе встречи президент Турции Р.Т.Эрдоган отметил единство взглядов в вопросе возвращения в места своего прежнего проживания беженцев в рамках международного законодательства, безопасным образом и при координации с ООН.

Итак, как мы видим, невзирая на то, что в риторике турецкого президента не прозвучало ровным счетом ничего нового, важным являлось само по себе то, в какой «компании» эти слова были произнесены – то есть, в присутствии пусть и не самых влиятельных в Сирии игроков, но игроков, способных придать политическому процессу в стране, охваченной гражданской войной, легитимность. То есть, присутствие Германии и Франции придало переговорам международного веса.

Важнейшими тезисами турецкого президента надо считать упоминание об удовлетворительном для сторон (во всяком случае, это – взгляд на ситуацию Р.Т.Эрдогана) хода процесса размежевания террористов и оппозиционеров в Идлибе. Далее, президент озвучил конкретный срок для формирования Конституционного комитета в Сирии – конец текущего года. А также, в очередной раз, отметил решимость страны бороться с террористической угрозой (читай, с сирийскими курдами) по обоим берегам реки Евфрат, хотя, по-прежнему, и неясно каким образом Турция собирается это делать при наличии прямого противодействия со стороны США.

52.23MB | MySQL:103 | 0,434sec