Размышления об оценках американских экспертов об использовании Израиля для противодействия иранскому военному присутствию в Ираке и Йемене

На фоне попыток Вашингтона создать новую ось своей стратегической опоры в регионе Ближнего Востока в лице КСА, ОАЭ и Израиля в рамках прежде всего антииранской активности, ряд американских экспертов стали взвешивать вариант использования израильского силового компонента для купирования и минимизации иранского военного присутствия в  Йемене и Ираке. В  этой связи обсуждается тема более активной поддержки со стороны израильских военных усилий аравийской коалиции в Йемене против проиранских хоуситов и нанесения ударов по позициям шиитской милиции в Ираке.  При этом имеется ввиду, что недавнее решение Ирана предоставить боевикам в Ираке баллистические ракеты также может спровоцировать в той или иной форме ответные действия Израиля. При этом однако американцы допускают вариант того, что любой израильский удар по проиранским силам в Ираке резко увеличит антиамериканские настроения и потенциально подтолкнет Багдад еще больше в иранскую орбиту влияния. Американцы считают, что нынешнее обострение антииранской политики со стороны Вашингтона и соответствующее расширение иранской модели укрепления своего влияния в различных странах региона Ближнего Востока путем использования ливанского алгоритма создания вооруженных шиитских милиций делает весьма вероятным нанесение ударов со стороны Израиля даже по относительно небольшим угрозам для своей безопасности, о чем свидетельствуют прошлые операции израильтян от Туниса до Уганды. Поправим американцев: вопрос здесь только в том, что эти операции в своей массе  были точечными и очень локальными. Везде речь шла (за исключением может быть только бомбардировки иракского ядерного реактора) исключительно о работе израильских спецслужб. А в данном случае речь уже идет о военной операции в классическом ее варианте, а это совершенно иные вещи. Израиль с тревогой следит за тем, как Иран размещает баллистические ракеты в Ираке, а поддерживаемые Тегераном повстанцы-хоуситы угрожают израильским торговым кораблям у берегов Йемена. Именно последнее обстоятельство применительно к йеменском досье является самым большим вызовом для Израиля: в год товарооборот израильских грузов, который идет через Баб-эль-Мандебский пролив,  составляет примерно 15 млрд долларов. На фоне этого прозвучали угрозы  премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху отправить израильские военные корабли для того, чтобы гарантировать безопасное судоходство через Баб-эль-Мандебский пролив. В этой связи, по оценке американских экспертов,  Израиль будет стремиться повлиять на иранские позиции в двух этих странах, но его тактика действий  в каждом случае  будет различной. Недавняя констатация израильской разведки того факта, что Тегеран уже доставил баллистические ракеты своим союзным шиитским  ополченцам в Ираке, побудило израильское руководство самым серьезным образом рассматривать иракское направление, как новый фронт в рамках своего глобального противостояния Ирану. При этом американские эксперты отмечают, что любые действия Израиля в Ираке станут настоящим испытанием для отношений Вашингтона  с Багдадом и безусловно сыграют на интерес Ирана, который однозначно воспользуется этой вспышкой антиизраильских и антиамериканских настроений. В Йемене Израиль скорее всего откажется от нанесения прямых военных ударов в пользу  укрепления более тесных отношений в сфере безопасности с  Саудовской Аравией. Он может содействовать операциям под руководством КСА в Йемене путем обмена разведывательными данными и передачи технологий. В конце концов, спутники-шпионы Израиля являются активом, который может дать некоторую полезную информацию для Саудовской Аравии, особенно, если Соединенные Штаты свернут свой обмен разведданными в ответ на внутренние политические проблемы в Конгрессе, где  солидарная двухпартийная коалиция стремится наказать Саудовскую Аравию за ее предполагаемую ответственность за гибель гражданских лиц в Йемене, а также за убийство саудовского диссидента и журналиста Джамаля Хашогги. Американские эксперты в этой связи также рассматривают вариант того, что израильское лобби может посодействовать трансформации позиции американского Конгресса и Белого дома в пользу снятия эмбарго на передачу оборонных технологий саудовцам. Эти мечтания выглядят наивно. США на такие шаги никогда не пойдут, и прежде всего в силу опять же принципиальной позиции Израиля по этому вопросу. А она заключается именно в невозможности передачи КСА оборонных технологий в ключевых сферах, что само по себе самым кардинальным образом дополнительно лимитирует возникновение реального пакта между КСА и Израилем в области обороны и безопасности.  Отход от такой позиции с израильской  стороны  практически полностью исключен, а возможные риски для судоходства в Красном море уверенно будут минимизированы теми же США и силами НАТО. Для этого Израилю совершенное необязательно полностью пересматривать свои принципиальные  позиции по экспорту оборонных технологий первого порядка в арабские страны.  При этом отметим, что американские эксперты как-то слабо просчитывают саудовскую реакцию на такие попытки Израиля повлиять на ситуацию в Йемене путем установления видимого партнерства в области безопасности. А она будет априори неоднозначной: получать поддержку «от сионистского врага» означает для Эр-Рияда резкое повышение своих репутационных рисков в мусульманской среде и обострение ситуации для своих союзников и своих военных внутри не только Йемена, но и самого королевства. Кстати, те же египтяне стараются особо не афишировать свою кооперацию в рамках обмена данными радиоперехвата с израильских средств радиоразведки на Синае. И делает это Каир не случайно. То же самое справедливо и в отношении позиции Эр-Рияда по этому вопросу.  Не может быть никаких сомнений в способности Израиля поразить цели в Ираке или Йемене, но последствия такого удара заставляют не только израильское руководство, но и американское,  в первую очередь,  серьезно продумывать последствия использования Израиля как инструмента в рамках боевых операций против Ирана. Как это, кстати, было, в период двух иракских кампаний, когда Вашингтон жестко запретил любое участие израильтян в  боевых действиях прежде всего с учетом мнения на этот счет своих арабских партнеров по антисаддамовской коалиции. Новые широкомасштабные военные операции Израиля в таких местах, как Ирак и Йемен, сопряжены со значительным риском, особенно в Ираке. Там Иран, как сообщается, создает пункты базирования для своих  баллистических ракет, что в принципе укладывается в стратегию Тегерана по диверсификации площадок запуска своего ракетного оружия  по израильским и, возможно, американским целям. Эта тактика четко прослеживается в т Сирии, Йемене, Ливане, а сейчас — еще и в Ираке.  Причины такого наращивания своего ракетного потенциала иранцами на разных участках очень просты: они создают оптимальные площадки для осуществления ответных мер в случае нападения на Иран со стороны США и Израиля.  Таким образом, уже будет совершенно недостаточно нанести удар исключительно только по целям внутри самого Ирана, надо будет  одновременно работать по целям в Ливане, Ираке, Йемене и Сирии, что уже сильно проблематично в силу военных и политических резонов. При этом, если мы рассматриваем иракское направление, то нанесение превентивных ударов со стороны Израиля может столкнуться  с рядом дипломатических, политических и военных препятствий. Во-первых, Израиль должен определить, насколько он готов резко обострить  отношения Вашингтона с Багдадом. Если Израиль нанесет удар по Ираку, иракские политики всех мастей — даже националистические, суннитские и антииранские шиитские, однозначно будут вынуждены сомкнуть ряды и осудить нападение. В такой ситуации они также, вероятно, направят свою критику на Соединенные Штаты, как крупнейшего покровителя Израиля. Даже такие номинально дружественные Соединенным Штатам политики, как бывший премьер-министр Хайдер аль-Абади, не смогут проигнорировать такую тенденцию. В такой ситуации весь спектр иракской политической элиты однозначно  подвергнет сомнению роль Соединенных Штатов, как нейтрального гаранта иракского суверенитета, особенно, если Вашингтон не сможет дать соответствующую резкую реакцию на такие шаги Израиля. А он точно не сможет с учетом позиции президента Д.Трампа и его зятя Д.Кушнера. И вероятный дипломатический кризис может только усугубиться, если иракцы собьют или захватят израильских пилотов. Как собственно, и в том случае, если в результате таких ударов пострадают иранские военные и мирное население. Во-вторых. Такой удар самым непосредственным образом повлияет на расстановку сил в новом иракском кабинете министров в пользу усиления там откровенно проиранских элементов.  Такой сценарий будет означать серьезную внутриполитическую  неудачу для Соединенных Штатов, которые стали нащупывать сейчас базу в Ираке для формирования некой устойчивой фронды нарастающему иранскому влиянию в свете антииранских протестов на юге Ирака. Кроме того, организации, связанные с Соединенными Штатами, включая группы гражданского общества и НПО, однозначно столкнутся в этой ситуации со значительными рисками. При этом ограниченные удары Израиля не дают никаких гарантий того, что Иран  оперативно не восполнит возможный ущерб. В-третьих, такие действия Израиля сыграют прежде всего на интерес как суннитских, так и шиитских националистов, которые одинаково критикуют американское и иранское влияние в Ираке. Интересно, но американские эксперты практически единодушно делают вывод о том, что по мере обострения регионального соперничества между Ираном и США в Персидском заливе Израиль будет идти на более рискованные шаги в отношении  Ирана. Даже ценой причинения сопутствующего политического вреда своим союзникам. И вот в этом мы с американскими экспертами позволим себе не согласится.  Очень возможно, что внутриполитическая конъюнктура и вынудит нынешнее израильское руководство решиться на ограниченные удары где-нибудь в Ираке или Ливане. Но при этом ни о какой реально широкомасштабной военной операции (а только она дает однозначно положительный результат в рамках нейтрализации ракетной угрозы со стороны Тегерана) со стороны Израиля без участия в ней США говорить не стоит по определению.

52.23MB | MySQL:103 | 0,509sec