Как мы писали в материале на сайте ИБВ, в ходе своего последнего по времени визита в Германию президент Турции Р.Т.Эрдоган объявил о том, что в самое ближайшее время должна состояться встреча в Турции с ведущими представителями немецких деловых кругов.
Итак, 25 октября встреча между представительной немецкой делегацией (из 80-ти приехавших — 35 представителей крупного бизнеса Германии), под руководством министра экономики Петера Альтмайера, с их турецкими коллегами – как официальными лицами, так и бизнесменами – состоялась.
От общих «духоподъемных» заявлений сторон переходим к рассмотрению конкретных результатов состоявшихся встреч для двух сторон. Результаты неизбежно должны были возникнуть, просто потому, что не только отечественное, но и зарубежное начальство, как официальные лица, так и бизнес, крайне не любят ездить с общими презентационными целями, которые не заканчиваются подписанием, хотя бы декларативных, документов, направленных на реализацию вполне конкретных проектов.
Итак, что же привезла немецкая делегация из Турции?
- Стороны согласовали дорожную карту по сотрудничеству в сфере энергетики. Об этом заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Дёнмез. В дорожной карте, по его словам, отражены сферы возможного сотрудничества и сферы концентрации усилий сторон. Для практической реализации мер, предусмотренных дорожной картой, сформировано 4 рабочих группы. Предсказуемым образом, энергетическое сотрудничество между Германией и Турцией будет включать вопросы возобновляемой энергетики и энергоэффективности.
- Подписан меморандум о намерениях между немецкой компанией Siemens и турецкой электромеханической компанией Temsan. Это соглашение предполагает сотрудничество в сфере ремонтов и модернизаций газовых электростанций, принадлежащих государственной генерирующей компании EUAS. Первым проектом должна стать станция Ambarli, которую планируется перевести с простого в комбинированный цикл, что позволит увеличить КПД с 45% до 60%. Ожидается, что время возврата инвестиций составит от 5 до 7 лет. При этом потребление газа в Турции планируется сократить на 2%. Общая стоимость проекта составит около 1,5 млрд евро. При этом соглашение о сотрудничестве между Германией и Турцией предусматривает и финансовый пакет. Иными словами, Германия предоставляет экспортное финансирование на свои поставки и услуги для проектов государственного сектора Турции (понятно, что Министерство энергетики Турции собственными источниками средств для подобного проекта не располагает).
Комментируя эту сферу сотрудничества между странами, министр экономики и энергетики Петер Альтмайер напомнил, что Германия к 2022 году планирует полностью отказаться от использования атомной энергии. И в этом смысле, главными направлениями сотрудничества Германии и Турции становятся использование последней местных низкокалорийных углей, а также импортного природного газа. Равно как, Германией высказывается намерение содействовать становлению Турции в качестве газового хаба.
Прокомментируем и мы эти действия двух сторон.
Производственные возможности турецкого партнера Siemens Temsan – весьма ограничены и ни о каком полноценном технологическом партнёрстве между этой компанией и Siemens речи идти не может. Зато, во-первых, Temsan – турецкая компания, а, следовательно, при торгах государственной закупки к ней будет применяться 15%-я ценовая преференция. А, во-вторых, Temsan – вообще-то, государственная компания и есть законодательные способы отдавать ей проекты напрямую. Вот, собственно, за эти возможности Siemens и борется. В противном случае, даже им придется вставать в общую очередь распределения государственных подрядов и до них дело, вполне, может и не дойти.
То есть, Temsan входит в проект административным ресурсом. А Siemens входит в него своими технологиями в сфере создания газовых и паровых турбин, а также, что не менее важно, своими кредитами. С учетом того количества старых газовых электростанций, которые находятся в собственности турецкого государства, проект обещает быть достаточно продолжительным и масштабным. Получается, что таким образом Германия может обойти всех своих многочисленных конкурентов на этом рынке, включая Францию, США и Японию.
Кстати, остается только, в очередной раз, удивляться тому, что Россия, как держательница крупнейших в мире газовых месторождений, ни во времена СССР (что странно), ни во времена РФ (что менее странно) не создала своих технологий газовых турбин и попала в полную технологическую зависимость в этом вопросе от зарубежья. Результатом такой недальновидности, не сказать – недееспособности, стало очень и очень многое. Сюда можно, к примеру, отнести поставку газовых турбин Siemens для Крыма, вылившуюся в большой скандал и санкции США к целому ряду российских предприятий, включая и флагман российского энергетического машиностроения – «Силовые Машины». Который одномоментно утратил почти все то немногочисленное, что ещё имел за рубежом и скатился из полноценной международной компании просто в местного производителя, которого после ухода большей части экспортных контрактов государству, к тому же, придется и поддерживать проектами и бюджетом.
А Siemens в лице Турции, если им удастся задуманное, получает эксклюзив на емком турецком рынке и загрузку на долгие годы вперед.