Президент ИРИ М.Ахмадинежад о реформе системы ООН

Одним из главных пунктов выступления президента ИРИ М.Ахмадинежада на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало озвучивание позиции Тегерана по широко обсуждаемой в мире проблеме реформы Организации Объединенных Наций.

Не удивительно, что выступление иранского президента по ооновской проблематике было подано сквозь призму актуального «ядерного досье». И поэтому главный акцент был сделан на необходимость трансформации деятельности Совета Безопасности ООН. М.Ахмадинежад уличил «некоторых постоянных членов ООН» в стремлении воспользоваться Совбезом ООН в качестве инструмента для решения личных задач, в частности – обеспечения собственной безопасности, запугивания и принуждения других субъектов мировой политики. В частности, он упрекнул СБ в том, что этот важный орган системы ООН не может помешать «отдельным государствам» препятствовать научно-техническому прогрессу других (читаем – попытки США заблокировать создание в Иране национальную ядерную программу полного топливного цикла молчаливо сносятся другими постоянными членами Совета). А сооружение таких барьеров, по глубокому убеждению президента ИРИ, уже не что иное как «нарушение неотъемлемых прав» государств.

Иранский президент также раскритиковал СБ ООН в неспособности выполнять главную функцию – играть ключевую роль в урегулировании международных и региональных конфликтов. Подразумевается, что СБ проявляет недостаточную оперативность и последовательность в выполнении им своих функций. По мнению иранского президента, недавние события в Ираке, Ливане и Палестине наглядно демонстрируют неспособность СБ ООН эффективно разрешить ни один из текущих конфликтов.

«Главным вызовом» для успешного функционирования СБ ООН президент ИРИ назвал поведение США и Великобритании, которые при возникновении разногласий с какой-либо третьей страной (например, с Ираном) моментально затягивают её в Совбез, где выступают одновременно «в роли и обвинителя, и судьи, и палача». По его мнению, именно действия Вашингтона и Лондона подрывают основы эффективной работы СБ ООН в качестве универсального мирового органа по установлению мира и безопасности.

В конкретном плане М.Ахмадинежад предложил рецепты реформирования структуры СБ ООН, являющегося, по его словам, «наследием Второй мировой войны». В частности, он предложил расширить число постоянных членов СБ, включив в него представителей Движения неприсоединения (ДН), Организации Исламская конференция (ОИК) и Африканского континента (с наделением их права вето). Ранее иранская сторона активно высказывалась за превращение СБ ООН в гораздо более представительный, чем сейчас орган (до 26 государств), а также за постепенную отмену права вето.

Таким образом, выступление М.Ахмадинежада по реформе ООН оказалось сконцентрированным на различных аспектах деятельности Совета Безопасности ООН, в рамках которого сегодня протекает острая дискуссия о путях выхода из иранского ядерного кризиса. Что же касается концептуальных основ иранской позиции по реформированию других элементов системы ООН, то она в целом остается без существенных изменений. Как известно, Тегеран настойчиво и последовательно выступает за укрепление роли и статуса ООН в международных отношениях, рассматривает органы и механизмы системы ООН как универсальные инструменты поддержания стабильности и безопасности в региональном и глобальном масштабе. Цели, зафиксированные в Декларации тысячелетия ООН, иранское руководство рассматривает в контексте мер, направленных на совершенствование деятельности Организации. В Тегеране поддерживают работу Специального комитета по Уставу ООН, выступают за расширение полномочий Генассамблеи ООН, относя их к главным элементам реформирования ООН.

Иран традиционно солидарен с большинство развивающихся стран в вопросе совершенствования механизма финансирования ООН, выступая за обеспечение при расчетах шкалы взносов ООН базовых принципов «справедливости, прозрачности, универсальности». По мнению Тегерана, необходимо четкое формулирование целей и мандатов ОПМ (Операций по поддержанию мира), проведение различия между миротворческими и гуманитарными операциями, осуществление коалиционных или региональных ОПМ на основе строгого соблюдения главы VIII Устава ООН при обеспечении их подотчетности и транспарентности.

Иран выступает за дальнейшее продвижение в рамках ООН комплекса вопросов, связанных с темой Международной информационной безопасности (МИБ). Последующие шаги в этом направлении Тегеран видит на базе поэтапного расширение географии и сфер обсуждения проблемы, выступает за создание справедливого и эффективного глобального информационно-коммуникационного порядка, основанного на свободном и сбалансированном обмене информацией. Иран – противник использования информационных средств и технологий в террористических и криминальных целях. Иран активно содействует совершенствованию международной базы защиты прав женщин и детей. Иран ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка, в процессе ратификации находится документ о присоединения Ирана к Конвенции ООН о борьбе с дискриминацией женщин. Иран является членом большинства международных экологических конвенций, рассматривает возможность ратификации Киотского протокола и Рамочной конвенции об изменении климата. Защиту окружающей среды Иран рассматривает наряду с экономическим ростом и социальным развитием в качестве одного из главных элементов устойчивого развития. Иран поддерживает идею Генсекретаря ООН о создании Глобального фонда по борьбе со СПИДом, подчеркивая при этом, что залогом её успешного осуществления является универсальность и деполитизация этого вопроса, императивность моральных и религиозных ценностей, института семьи и брака.

В целом, выступление М.Ахмадинежада по реформе системы ООН не стало неожиданностью и было выдержано в русле традиционных иранских подходов к международным проблемам, в частности, по ооновской проблематике. В то же время, в конечном итоге все свелось к критике политики США в рамках СБ ООН и, соответственно, противостоянию с Вашингтоном по актуальной ядерной проблематике. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает, что ядерная тема по-прежнему является главным вектором внешнеполитической активности Тегерана, на укрепление которого брошены все силы и средства иранской дипломатии.

62.83MB | MySQL:102 | 0,589sec