В задачи военной группировки Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ИСАФ), созданной по решению Стамбульского саммита, входит помощь — посредством своего присутствия — в создании безопасной обстановки, развитие афганских структур безопасности, определение потребностей в процессе восстановления, а также в обучении и создании афганских сил безопасности. Эти задачи включают помощь в обучении частей и подразделений афганской Национальной армии, национальной полиции, восстановлении школ и больниц, системы водоснабжения, техническом содействии в сельском хозяйстве и на других многочисленных гражданских объектах. В настоящее время в операции ИСАФ принимают участие 37 стран.
Военная группировка НАТО в Афганистане расширяется в соответствии с принятой командованием НАТО 4 мая 2006 г. новой версией оперативного плана при вступлении в командование Великобританией Корпусом быстрого реагирования, сменившего Корпус быстрого развертывания. В соответствии с этим планом предусмотрено более жесткое применение силы для противодействия талибам и прочим элементам, мешающим Афганистану в дальнейшем развитии.
Вопросы расширения НАТО обсуждались 8 июня на встрече министров обороны стран НАТО с коллегами из стран, не входящих в НАТО, но военнослужащие которых находятся в Афганистане.
В это расширение включаются «провинциальные группы восстановления (ПГВ) под руководством Великобритании в Мазари-Шарифе и Маймана, «провинциальная группа восстановления» под руководством Нидерландов в Баглане. С учетом имевшейся ПГВ в Кундузе эти пять ПГВ составили «часть постепенного процесса гибкого расширения ИСАФ с включением в них в будущем других ПГВ». Первая ПГВ под руководством НАТО была создана Германией в Кундузе в начале 2004 г. и включала представителей Франции, Венгрии, Румынии и Швейцарии. Четыре другие созданы перед состоявшимися 9 октября 2005 г. президентскими выборами в Афганистане. В Мазари-Шарифе ПГВ создавалась под руководством Великобритании с участием Дании, Германии, Финляндии, Норвегии, Румынии и Швеции, в Файзабаде — под руководством Германии, в Пули-Хумри (провинция Баглан) — под руководством Нидерландов, в Маймана — под руководством Великобритании с участием Норвегии и Финляндии. Совет НАТО уполномочил ВКГ ОВС НАТО в Европе создать вблизи Мазари-Шарифа передовую базу поддержки (центр тылового обеспечения), а также временное сопутствующее присутствие в Сари-Пуле, Самангане и Шибиргане.
ИСАФ помогает Афганской национальной армии (АНА) в боевой подготовке. Для этой цели в ее состав включают группы инструкторов и группы связи в органах военного управления, организуют обучение командного состава на шестинедельных учебных курсах, которые функционируют с 2005 г. Промежуточной целью наращивания потенциала АНА является расширение действий ИСАФ на юг. Кроме того, ИСАФ оказывает содействие афганскому правительству в разоружении незаконных вооруженных формирований.
Расширенное присутствие ИСАФ до 2006 г. охватывало девять провинций на севере страны общей площадью 185 тыс. кв. км в дополнении к приблизительно 3600 кв. км в Кабуле и его окрестностях. В течение лета 2006 г. ИСАФ распространили свое присутствие еще на шесть южных провинций. При этом численность Международных сил содействия безопасности в Афганистане планировалось увеличить с 9 до 18,5 тыс. человек. Наиболее крупные контингенты в ИСАФ составляют военнослужащие Великобритании — 5400, Канады — 2300, Нидерландов — около 1400 человек. Польша до февраля 2007 г. пообещала довести численность своих военнослужащих в составе ИСАФ от 100 до 1100 человек для действий на востоке страны.
Однако в последнее время наметилась тенденция основных стран (Турция, Испания, Италия и Франция), ранее соглашавшихся сформировать ядро дополнительного контингента и принимать участие в афганской эпопее, отказываться от сомнительной миссии и дополнительно направлять в Афганистан своих военнослужащих. При этом они постарались не услышать призыва Генерального секретаря Яап де Хооп Схеффера, на экстренном заседании 13 сентября в бельгийском городке Монсе, о «проявлении солидарности». Позже не удалось уговорить представителей этих стран и госсекретарю США Кондолизе Райс. Германия сослалась на отсутствие «физических возможностей». Испания заявила, что уже «участвует более чем достаточно». Примерно так аргументировала свой отказ и Великобритания. Поддержать НАТО в Афганистане и дополнительно выделить своих военнослужащих согласились Латвия, Эстония и Хорватия. Вместо запрашиваемых командующим Объединенными силами НАТО в Европе американским генералом Джеймсом Джонсом необходимых 2500 человек Эстония увеличивает число своих военнослужащих с 79 до 120, Латвия к находящимся 36 добавляет еще 20, а Хорватия увеличивает свой контингент с 150 до 300 человек. Поэтому в сентябре численность контингента НАТО в Афганистане увеличится до 23-25 тысяч человек только за счет США, когда под юрисдикцию альянса перейдут части подразделения США, дислоцированные в Афганистане.
Несмотря на наращивание сил ИСАФ ситуация в стране постепенно выходит из-под контроля НАТО и США. И примеров этого достаточно. Начавшаяся 7 октября 2001 г. контртеррористическая операция унесла жизни 475 военнослужащих, в том числе 335 американцев, 40 англичан, 32 канадцев, 19 испанцев, 18 немцев, 9 французов, 6 итальянцев. В ходе столкновений за этот период были ранены более 900 американских военнослужащих, 9 гражданских лиц из США. В то же время убитыми считаются около 5000 членов движения «Талибан», 1500 членов «Аль-Каиды», 2000 афганских военнослужащих и полицейских и более 3500 мирных граждан.
Из американского бюджета за пять лет проведения Америкой операций в Афганистане и Ираке потрачено: в Афганистане 88 млрд долларов, на войну в Ираке — 319 млрд, на усиление безопасности и охрану американских объектов за рубежом — 26 млрд долларов. В 2007 году американское правительство планирует потратить на борьбу с терроризмом дополнительно 50 млрд долларов.
Анализ действий коалиционной группировки в Афганистане показывает, что американское командование и их союзники по НАТО с трудом удерживают ситуацию в Афганистане от дестабилизации. Характерное признание в этом плане сделал в конце мая председатель Союза германского бундесвера Бернхард Гертц в газете «Мitteldeutche zaitung», который сказал, что «мы ошиблись в резонансе наших усилий» и что «миссия ИСАФ в Афганистане находится на гране провала».
Это подтверждают недавние, самые крупные после 2001 г. антиамериканские волнения в Кабуле, во время которых погибли 14 жителей афганской столицы; бомбардировка 22 мая афганской деревни в провинции Кандагар, в ходе которой погибли 34 мирных жителя; бои в середине мая с талибами у города Мусса-Кала (провинция Гильменд), после которых начались практически ежедневные обстрелы патрулей, подрывы автомобилей, нападения на полицейских. К этому можно добавить проведение в июне в южных провинциях крупнейшей войсковой операции «Горный удар», в которой было задействовано более 10 тыс. военнослужащих, а также в конце августа – начале сентября операции «Медуза»: по сообщениям командования коалиционных сил, об ожесточенном характере боев в ходе этой операции говорят потери «Талибана», насчитывающие несколько сотен человек.
Можно говорить, что в летний период талибы впервые за пять лет попытались взять реванш. Отмечается системный характер террористических действий. Четко просматривается резкое увеличение покушений на сотрудников гуманитарных, медицинских, религиозных миссий, дорожных рабочих и других социальных структур. При этом декларируемой целью сопротивления, которую поддерживает большая часть населения, является полный вывод коалиционной группировки из Афганистана. Об ожесточенности боевых действий говорит тот факт, что только за последние неполные полтора месяца (август – сентябрь) были убиты 35 натовских солдат и офицеров.
Если нынешнюю ситуацию в Афганистане сравнивать с ситуацией 25-летней давности, то поневоле напрашивается аналогия с развитием ситуации во времена Советского Союза. В настоящее время совместная группировка в Афганистане: 90-тысячная Афганская национальная армия, контингенты США (20 тысяч военнослужащих) и НАТО (численность которых в течение года превысит 23 тыс. военнослужащих), контролирует примерно такую же территорию, которую контролировал в 80-х гг. СССР. Не ссылаясь на исторический опыт Советской армии, фактически части союзников занимают примерно те города, что и советские войска, и контролируют примерно от 3 до 5% территории, то есть территорию только тех городов и баз, где они дислоцируются, да и то только в светлое время суток.
Существует одно отличие: 20 лет назад это была одна армия, сейчас на севере (Мазари-Шариф, Кундуз), северо-востоке (Герат), в центре (Баграм, Кабул, Узурган) и на юге (Кандагар) страны дислоцируются части НАТО, а вдоль афгано-пакистанской границы на юго-востоке и юге, в Кабуле и Баграме развернуты части и подразделения ВС США. Штабы армейских корпусов ВС АНА дислоцируются: 1АК — Джелалабад, 2 АК — Кандагар, 3 АК — Гардез; 4АК — Герат, 5АК — Чарикар, 6 АК — Кундуз, 7АК — Мазари-Шариф, 8 АК — Шибирган, 9АК — Бамиан.
Как СССР тогда, так и США сейчас делают похожие ошибки в определении цели, оценке ситуации и выборе способов действий. Поставленная СССР цель построения социалистического государства Афганистан не была достигнута из-за противодействия основной массы населения и большей части руководства. Очевидны провал политики США в насаждении в этой горной стране западных демократических ценностей и недостижимость цели разгрома движения «Талибан». Как и 25 лет назад, денежные потоки, направленные на восстановление экономики, в большей части разворовываются. По данным ООН, около 2,5 млн афганцев нуждаются в обеспечении продовольствием. Как после прошлой войны, так и после нынешней в состав правительства Афганистана входили и входят влиятельные полевые командиры, практически не подконтрольные правительству в Кабуле. Как и в прошлой войне, нынешняя центральная власть не контролирует 90% территории, на которой проживают пуштунские племена. Учебные лагеря и базы «Талибана» расположены на пакистанской территории в «зоне племен», фактически не подконтрольной властям Пакистана. Как в прошлой войне, так и сейчас ситуация контролируется войсками практически только на тех территориях, где в основном проживают таджики и узбеки.
По совпадению, обострение обстановки и начало активных боевых действий началось после четырех–пяти лет пребывания иностранных войск на афганской территории, когда основной массе афганцев стало понятно, что экономическое улучшение ситуации не наступит. Как СССР в 80-х годах, так и США сейчас начинают все больше и больше увеличивать военный контингент, проводят все более мощные операции и все больше и больше увеличивают силу удара. И если сейчас США не использует максимально все силы и средства, то к следующему году не исключено применение и стратегической авиации, как ее использовал СССР.
Правда, есть одна, но существенная разница в ситуации. Если во время советской оккупации Афганистана повсеместно армия вела борьбу с опиумными торговцами, то нынешние коалиционные силы не считают борьбу с наркотиками приоритетными. Это либо сговор с лидерами наркопромышленности, либо сговор с нынешним правительством, либо правительство Карзая фактически не контролирует ситуацию в регионах страны, производящих наркотики, поскольку основные районы выращивания опийного мака находятся в районах, которые игнорируют власть Кабула и где нет гарнизонов иностранных войск. Повсеместно сокращаются посевы сельскохозяйственных культур и одновременно разрастаются посевы опиумного мака. Наибольшие площади посевов отмечаются в провинциях Бадахшан, Узурган, Забуль, Фарах, Гильменд и Кандагар. Если на всей территории Афганистана происходит выращивание опийного мака и экстрагирование опия-сырца, то в провинциях Нангархар, Хост, Пактия, Гильменд, Кунар, Балх и городах Кундуз и Файзабад создан замкнутый цикл производства от выращивания мака до производства героина, его складирования и крупнооптовой реализации.
После начала антиталибской операции на территории Афганистана в октябре 2001 г. и последовавшим за ней падением режима талибов из-за недальновидной и близорукой политики администрации США Афганистан вышел на первое место в мире по производству наркотиков опийной группы, в первую очередь героина.
Можно предполагать, что эскалация боевых действий на территории Афганистана, даже с учетом двойного и тройного увеличения коалиционной войсковой группировки, будет продолжаться не один год и периоды улучшения и ухудшения обстановки будут чередоваться: увеличиваться в весенне-летний период с расцветом «зеленки» и замедляться в осенне-зимний период. И по аналогии с 80-ми годами, завершения боевых действий следует ожидать после полного вывода коалиционной группировки с территории Афганистана.