Что стоит за критикой США действий Саудовской Аравии в Йемене

На этой неделе министр обороны США Джим Мэттис и госсекретарь Майкл Помпео призвали все стороны в йеменском конфликте договориться о прекращении огня в течение ближайших 30 дней. Эти призывы представляют собой самый сильный скоординированный сигнал со стороны высших чиновников нынешней американской администрации по прекращению поддерживаемой Саудовской Аравией кампании йеменского правительства по разгрому повстанцев-хоуситов. Мэттис призвал все стороны встретиться со специальным посланником ООН по Йемену Мартином Гриффитсом в ноябре, чтобы обсудить детали прекращения огня. Помпео повторил слова Мэттиса, возложив на хоуситов обязательство по безусловному прекращению ударов по Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам ракетами и беспилотными летательными аппаратами. Он также призвал командование коалиции так же прекратить авиаудары по населенным пунктам Йемена. Эти в общем-то логичные условия для начала каких-то внятных консультаций между противоборствующими сторонами эмоционально поддержал президент США. Военные Саудовской Аравии не знают, как правильно использовать оружие, заявил президент США Дональд Трамп 4 ноября, в интервью Axios. Поводом для критического высказывания стал инцидент с обстрелом коалицией во главе с Саудовской Аравией автобуса с детьми в Йемене. Трамп заметил, что лично он не стал бы держать в американской армии людей, которые «стреляют по автобусам с детьми». 9 августа коалиция нанесла авиаудар по школьному автобусу, проезжающему мимо городского рынка в провинции Саада на северо-западе Йемена. Тогда погибли более 50 человек, в большинстве своем — дети. При этом надо отметить, что такие скоординированные призывы со стороны американцев прозвучали как раз в тот момент, когда, по некоторым данным, сторонами противостояния ведется подготовка к еще одному раунду в битве за стратегический портовый город Ходейда, который служит основным пунктом ввоза продовольствия и гуманитарной помощи в Йемен. Но помимо этого этот порт является важнейшим стратегическим активом для хоуситов с точки зрения получения материально-технической помощи от Ирана, в том числе и компонентов для производства тех самых ракет, о которых говорили М.Помпео и Дж.Мэттис. По ряду данных, в настоящее время под городом сейчас концентрируется новый «кулак» численностью до 10 тыс. членов южнойеменских харакат для начала нового наступления. В этой связи сразу же отметим, что говорить именно о приоритетной роли саудовцев в рамках предыдущего и нынешнего наступления на Ходейду мы бы не стали: там основную роль выполняли и всю тяжесть несли на себе как раз силы южнойеменских харакат под командованием прежде всего ОАЭ. И в общем-то провал предыдущего наступления был вызван как раз тем фактом, что часть наступающих сил из числа бойцов бывшей Республиканской гвардии экс-президента страны А.А.Салеха просто дезертировали с поля боя в разгар наступления на аэропорт. Участие в данном процессе самих саудовцев и подконтрольных им сил салафитов и племенного ополчения был тогда минимальным. Если ее проще, то Эр-Рияд не поддержал в нужный и должной мере наступление проэмиратских сил с моря по побережью Красного моря аналогичными действиями с севера. При этом заметим, что на острие критики сейчас находится именно Эр-Рияд, но не Абу-Даби, об участии которого в аравийской коалиции никто публично почему-то не говорит. А без участия ОАЭ о каком-то осмысленном наступлении на Ходейду вообще говорить не приходится. Если еще проще, то без ОАЭ саудовцы и подконтрольные им силы на штурм Ходейды не пойдут, но сам запал именно антисаудовской критики четко говорит нам о маневрах Белого дома именно в рамках дела Хашогги.
Почему США именно сейчас решили выступит за прекращение огня? Прежде всего по причине усиления политического давления на Белый дом внутри Соединенных Штатов и в мире в целом, особенно после невнятной первоначальной реакции властей КСА на убийство журналиста Джамаля Хашогги. Эта реакция Эр-Рияда самым серьезным образом пошатнуло доверие к саудовцам со стороны части Конгресса США (причем, не только демократического крыла), где доля скептицизма «успехами» саудовских военных в Йемене была уже и так высока. В этой связи в Конгрессе группа законодателей уже активно готовят законопроект, согласно которому американская поддержка кампании КСА в Йемене должна серьезно сократиться. Все это происходит на фоне нового доклада ООН об катастрофическом гуманитарном кризисе в Йемене в связи с высокой опасностью широкомасштабного голода в стране. Это в добавок к эпидемии холеры. Ситуация в Йемене стала самым тяжелым гуманитарным кризисом в мире. Об этом заявил 2 ноября журналистам генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. «Я хочу сделать заявление о ситуации в Йемене — самом тяжелом гуманитарном кризисе в мире, — сказал он. — Гуманитарная ситуация безнадежна. Мы должны сделать все возможное, чтобы уберечь кризис в Йемене от сползания к наихудшему голоду за десятилетия». «Срочно необходимо предпринять ряд мер, — констатировал он. — Во-первых, насилие должно быть повсеместно остановлено. Во-вторых, в Йемен должны быть разрешены поставки продовольствия, топлива и других товаров. В-третьих, необходимо оказать поддержку йеменской экономике». Генсек также обратился к сторонам конфликта с призывом сесть за стол переговоров в текущем месяце. «Я приветствую недавнее объявление йеменских сторон о готовности возобновить консультации, — указал он. — Я призываю все стороны преодолеть препятствия и преодолеть различия путем диалога на консультациях в текущем месяце». На этом фоне активизировались и основные союзники США в лице Франции, ФРГ и Великобритании. Великобритания обсуждает с партнерами по Совету Безопасности ООН возможности поддержки усилий спецпредставителя генерального секретаря ООН по Йемену Мартина Гриффитса в решении гуманитарного кризиса и поиске путей достижения полномасштабного перемирия в этой стране. Об этом 5 ноября сообщил МИД Соединенного Королевства. В заявлении Форин оффиса указывается, что перемирие окажется эффективным лишь тогда, когда оно будет подкреплено необходимой договоренностью между конфликтующими сторонами. «Слишком долго в йеменском конфликте обе стороны считали допустимым военное решение, которое оборачивается катастрофическими последствиями для людей», — заметил министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант. По его словам, «сейчас впервые возникает временной промежуток, когда обеим сторонам может быть настоятельно рекомендовано сесть за стол переговоров, прекратить убийства и найти политическое решение, которое и является единственным путем долгосрочного выхода из катастрофической ситуации». Хант пообещал, что Лондон «будет использовать все свое влияние для продвижения такого подхода», и напомнил, что в минувший вторник он уже встречался с Гриффитсом. По словам руководителя Форин оффиса, первоочередной задачей в йеменском конфликте сейчас должна стать реализация возможности прекращения боевых действий и облегчения страданий жителей этой страны. К этому же призыву чуть раньше присоединился и Париж. Франция считает необходимым, чтобы военный конфликт в Йемене был как можно быстрее прекращен. Об этом говорится в распространенном в пятницу заявлении официального представителя МИД Франции. «Франция совместно со своими партнерами требует, чтобы оружие немедленно замолчало в Йемене и уступило место переговорам», — указывается в заявлении. «Франция призывает все стороны конфликта прекратить военные действия. Она полностью поддерживает усилия спецпосланника генсекретаря ООН по Йемену Мартина Гриффитса, направленные на то, чтобы заставить стороны конфликта сесть за стол переговоров», — заявил представитель МИД. Он уточнил, что срок возможного возобновления переговоров отсчитывается уже с нынешнего месяца. «Франция выражает надежду, что та работа, которую господин Гриффитс осуществляет с целью обретения мер доверия [между сторонами], как можно быстрее приведет к улучшению гуманитарной ситуации населения [в Йемене]», — добавил официальный представитель. Если мы прибавим к этому позицию Москвы, которая также почувствовала общий тренд и провела ряд консультаций в прошлом месяце, как с представителями хоуситов, так и «законного правительства» Йемена, то становится ясной общая позиция основных мировых игроков: артикулирование необходимости нового раунда двусторонних консультаций на фоне гуманитарной паузы. В этой ситуации с учетом предстоящих выборов в Конгресс и дела Хашогги американцам совершенно не с руки вставать в оппозицию. Гораздо легче этот процесс возглавить, а заодно и использовать этот момент в качестве демонстрации своей негативной реакции на действия КСА в деле Хашогги. В этой связи можно частично, если убрать чисто пропагандистские штампы, согласиться с позицией хоуситов по этому вопросу. Соединенные Штаты стоят во главе сил, которые выступают за продолжение войны в Йемене, и используют политику двойных стандартов при решении проблем в этой арабской стране. Такое мнение телеканалу «Аль-Маядин» высказал в воскресенье член политбюро йеменского мятежного движения «Ансар Аллах» (хоуситы) Али аль-Кахум. «Высказанные недавно Вашингтоном инициативы [по урегулированию конфликта в Йемене] предназначены только для потребителей информации внутри самих США и имеют целью [повлиять на] предстоящие выборы в Америке», — сказал А.аль-Кахум. По его убеждению, «именно Соединенные Штаты стоят в авангарде сил, которые выступают за продолжение войны против Йемена». Как считает член политбюро «Ансар Аллах», США «проводят политику двойных стандартов в отношении Йемена». Если бы Вашингтон действительно имел бы добрые намерения, добавил А.аль-Кахум, то американская администрация «способствовала бы прекращению агрессии [против Йемена] и снятию со страны блокады». Он потребовал от Соединенных Штатов и аравийской коалиции, которую возглавляет Саудовская Аравия, «убрать руки прочь от Йемена». А.аль-Кахум уверен, что «йеменцы как единой народ самостоятельно могут разрешить свои внутренние разногласия». Насчет последнего, сильно сомневаемся, но вопрос сейчас не в этом. Отметим два момента.

  1. Хоуситы торгуются по обыкновению, и на консультации в конечном счете согласятся.
  2. Суть американской позиции ими в общем уловлена точно: прежде всего внутриполитические мотивы и попытка за счет йеменского досье смягчить вал критики против администрации Д.Трампа в связи с делом Хашогги и требованием вообще свернуть все оружейные контракты с КСА. И главное в данном случае — позиция Конгресса.

По данным американских аналитиков, в предстоящем году давление со стороны Конгресса с целью остановить или серьезно замедлить военную помощь США Саудовской Аравии возрастет, включая внесение законопроектов по блокированию продажи КСА высокоточных боеприпасов. (Импульс для такого рода действий кратно усилится, если в результате промежуточных выборов демократы получат контроль над Палатой представителей). Уже сейчас часть республиканцев предпринимает попытки не только закрыть для КСА рынок высокоточных боеприпасов, но и заблокировать все совместные программы по использованию мирного атома. Группа членов верхней палаты Конгресса США требует от президента Дональда Трампа прекратить переговоры с Саудовской Аравией о заключении соглашения, которое позволит американским компаниям участвовать в строительстве АЭС на территории королевства. Как сообщила в среду телекомпания Эн-би-си, причиной обращения сенаторов стало убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги. Телекомпания изложила содержание письма, отправленного Трампу республиканцами Марко Рубио (от штата Флорида), Кори Гарднером (от штата Колорадо), Рэндом Полом (от штата Кентукки), Дином Хеллером (от Невады) и Тоддом Янгом (от Индианы). «Разоблачения, касающиеся убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги, а также определенные действия Саудовской Аравии в Йемене и Ливане вызвали дополнительную обеспокоенность в отношении транспарентности, степени ответственности и суждений официальных лиц Саудовской Аравии, принимающих участие в принятии решений», — отметили сенаторы. «Поэтому мы направляем вам запрос о прекращении на обозримую перспективу любых переговоров об американо-саудовском соглашении в области мирного использования атома», — добавили авторы письма. В данном случае очевиден ход уже произраильского лобби, что собственно служит слабым утешением для Эр-Рияда, который эту программу расценивает как вообще ключевой аспект своего сотрудничества с США. Как поясняет телекомпания, сенаторы угрожают заблокировать в Конгрессе любые подобные договоренности Вашингтона и Эр-Рияда, если президент США проигнорирует данное обращение. Сенаторы собираются в таком случае воспользоваться одним из положений Закона об атомной энергии 1954 года, регламентирующего порядок использования ядерных материалов в гражданских и военных целях. Согласно публикации, администрация Трампа в течение последнего календарного года ведет упомянутые выше переговоры с Эр-Риядом. Как сообщало ранее агентство Блумберг, Саудовская Аравия в предстоящие 20-25 лет планирует израсходовать 80 млрд долларов на строительство 16 ядерных энергоблоков. В этой связи американская Westinghouse Electric (Вестингауз электрик) предлагает КСА свой реактор АР1000.
Однако американские эксперты сходятся во мнении, что даже перед лицом растущей американской и глобальной оппозиции Эр-Рияду будет нелегко изменить свою позицию в Йемене. Саудовское участие там обусловлено не только желанием лишить Иран опоры на Аравийском полуострове через своих союзников-хоуситов, но и исторической враждой между Саудовской Аравией и хоуситами. От себя отметим, что так было далеко не всегда: когда в свое время Эр-Рияд «обиделся» на своего бывшего союзника в лице партии «Ислах», он без всякого стеснения позволил хоуситам разгромить все ее базы на севере страны и в столице. Так что «обиды» на Аравийском полуострове вещь временная и проходящая: там вчерашний «враг» может сегодня оказаться «другом» и наоборот. Это вопрос общих сиюминутных союзов против другого более мощного на данный момент времени врага. При этом американцы солидарны во мнении, что «окно возможностей» для Саудовской Аравии и ее йеменских союзников в рамках захвата Ходейды в настоящее время резко ссужается с учетом неминуемых дипломатических последствий. С одной стороны нарастающее международное давление, вероятно, стимулирует Эр-Рияд попытаться вернуть порт военным путем в очень короткий промежуток времени с целью поставить международное сообщество перед фактом и заодно объявить о начале широкомасштабных поставок гуманитарной помощи через него. Но повторим, что тут есть два «но». Во-первых, с учетом глубоко эшелонированной обороны, городских условий, минных полей и т.п. наскоком эту проблему решить не получится. Тем более, с учетом боевого потенциала наступающих. Во-вторых, основную роль в этих военных усилиях играют ОАЭ, а не КСА. С другой стороны, если саудовцы действительно начнут в ближайшее время наступление, то возникшие в результате этого гуманитарные потери и издержки могут ускорить реальные шаги со стороны Вашингтона и других союзников в рамках сворачивания своей поддержки. Такой вариант очень вероятен с учетом необходимости для Вашингтона каким-то реальным образом отреагировать на дело Хашогги и выполнить требования демократов и части республиканцев. Зная, что массовые жертвы среди гражданского населения в результате такого наступления только усилят негативную реакцию и давление на КСА в международном поле, хоуситы будут оборонять город, что называется, «до последнего». Еще одна стратегия (и она наиболее вероятная сегодня с учетом всех обстоятельств), которую могут рассмотреть в Эр-Рияде, — это согласие на переговоры о прекращении огня с целью вынудить хоуситов саботировать их и тем самым обвинить их в очередном срыве переговорного процесса. То есть, разыграть примерно тот же самый сценарий, который был апробирован на предыдущем раунде консультаций, когда хоуситам было запрещено пользоваться для перелета из Саны оманским самолетом и использовать в качестве промежуточной площадки для посадки Оман. При этом отметим, что военная поддержка США усилий аравийской коалиции в Йемене, включая дозаправку самолетов ВВС КСА в воздухе, разведку и консультативные услуги, очень ценна для Эр-Рияда. Собственно это стало практически главным итогом визита наследного принца и министра обороны КСА Мухаммеда бен Сальмана в США весной 2018 г. Признаком того, что Соединенные Штаты сворачивают свою поддержку станет сокращение дозаправочных и целевых миссий, любое четкое перемещение американского персонала из Саудовской Аравии и прекращение поставок высокоточных боеприпасов Саудовской Аравии. Пентагон в начале этого года заявил, что в КСА используется для этих целей «примерно 50» военных США. При этом они работают в основном в рамках поддержки усилий по пресечению угроз применения баллистических ракет со стороны хоуситов. Имеются также неподтвержденные сообщения о том, что американские военные помогают саудовским силам осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности границ королевства. В этой связи американские эксперты, тесно аффилированные с Пентагоном, полагают, что, независимо от того, насколько сильной станет оппозиция ВТС с КСА в Конгрессе, США вряд ли полностью разорвут свои связи с Эр-Риядом на йеменском направлении. И дело в данном случае прежде всего идет о сдерживании иранского влияния и борьбе с угрозой запуска баллистических ракет по территории КСА и ОАЭ с позиций хоуситов в Йемене. То есть, будет сделан акцент исключительно на оборонительных программах королевства, что должно смягчись уровень внутренней критики Белого дома. При этом программа поставок высокоточного оружия однозначно подвисает в воздухе: сейчас идти на ее продление американские власти не хотят опять же в силу внутриполитических рисков. Наконец, любые изменения в американском присутствии в Йемене, связанные с борьбой возглавляемой Саудовской Аравией коалиции против хоуситов, не повлияют на предпринимаемые Вашингтоном усилия по борьбе с терроризмом. Соединенные Штаты не отступят от своей борьбы против «Аль-Каиды» (запрещена в России), чья йеменская франшиза («Аль-Каида на Аравийском полуострове») остается сильной в центральной и южной частях Йемена. В этой связи надо отметить, что собственно эти структуры в своей массе находятся под прямым кураторством Управления общей разведки (УОР) КСА, и поэтому именно борьба с этим явлением не является приоритетной для американцев. Как в силу очевидной слабости сейчас этих структур, так и в силу необходимости решения более важной задачи: сдерживания иранского влияния в стране в первую очередь.

52.52MB | MySQL:104 | 0,261sec