О гипотетической партии бывшего министра обороны Израиля Моше Яалона

В преддверии выборов в Кнессет – согласно закону, они должны состояться осенью 2019 года, но не исключается возможность досрочных выборов – в Израиле обсуждаются возможности  появления на политической арене новых сильных игроков и даже новых партий. Последнее происходит реже, чем первое, но редкая избирательная кампания в еврейском государстве обходится без попыток провести новый список в Кнессет. Нередко заявления о создании тем или иным политиком своей собственной партии служат средством давления для усиления его позиций на переговорах об условиях присоединения к той или иной уже существующей и имеющей представительство в Кнессете партии.

На этот раз в роли одной из наиболее заметных фигур, намеренных присоединиться к большой израильской политике (точнее в данном конкретном случае будет сказать – вернуться в большую политику), оказался бывший министр обороны генерал-полковник запаса Моше (Буги) Яалон, который в прошлом был членом возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху крупнейшей правой израильской партии Ликуд. Следует напомнить, что он объявил о своем уходе с поста министра обороны и из Кнессета 20 мая после 2016 года, сразу же после того, как ему стало известно о намерении премьер-министра Биньямина Нетаньяху передать портфель министра обороны лидеру партии «Наш дом – Израиль» Авигдору Либерману, с которым тогда велись переговоры о присоединении его партии к правящей коалиции. От предложений остаться в правительстве в ином качестве, получив другой министерский портфель Моше Яалон отказался. В итоге он не только ушел в отставку из правительства и из Кнессета, но и вышел из Ликуда, после чего неоднократно выступал средствах массовой информации с резкой критикой по различным вопросам в адрес премьер-министра Биньямина Нетаньяху.

Эта критика была весьма и весьма благосклонно воспринята левой оппозицией и поддерживающими ее СМИ. На определенном этапе левые даже питали определенные иллюзии в отношении Моше Яалона. Высказывались предположения, что он может присоединиться к возглавляемому Ави Габаем левому парламентскому блоку «Сионистский лагерь», который объединяет партии Авода и «Тнуа». Эти иллюзии и предположения базировались в определенной степени на происхождении Моше Яалона – он родился в светской семье и до сих пор ведет светский образ жизни, в юности был членом социалистического молодежного движения «Га-ноар га-овед ве-га-ломед», а затем стал и до сих пор остается членом кибуца Грофит, расположенном к северу от Эйлата. То есть, по происхождению Моше Яалон связан со старыми социалистическими элитами еврейского государства. Однако более существенным тут был тот факт, что его уход из Ликуда произошел на почве острого конфликта, вызванного его решительной позицией по поводу военнослужащего ЦАХАЛа Эльора Азарии, который 24 марта 2016 года добил в Хевроне раненного арабского террориста, чтобы было зафиксировано другим арабом на камеру. В итоге солдат получил тюремный срок (который он уже отбыл), однако позиция министра обороны по этому поводу вызвала бурю негодования среди израильских правых. Мягко говоря, Моше Яалон не нашел широкой поддержки в Ликуде – ни в руководстве этой партии, ни в широких кругах ее сторонников. Данное обстоятельство сделало изначально сделало невозможным возвращение Моше Яалона в большую политику в рамках Ликуда.

Однако довольно быстро стало очевидно, что и надежды левых на то, что бывший министр обороны присоединиться к их рядам, пусть в виде «левого центриста», не обоснованы. Моше Яалон решительно дистанцируется от левых, во всяком случае, от левых в израильском понимании. Следует напомнить, что, в отличие от большинства других государств, в Израиле «левые» и «правые» это, прежде всего, понятия, касающиеся внешнеполитических взглядов, а точнее взглядов на пути решения арабо-израильского конфликта. При этом социально-экономические программы в расчет фактически не принимаются. Тот, кто не готов идти на уступки арабам – правый. Чем меньше он готов идти им на уступки, тем он правее. Соответственно, тот, кто готов идти на уступки арабам – левый, и чем больше те уступки, на которые он готов пойти, тем он левее.

В создавшихся условиях Моше Яалон пока (автор подчеркивает – пока) настаивает на том, что он примет участие в предстоящих выборах в Кнессет в составе новой партии, которую он намерен создать. О том, какой он видит эту партию, министр обороны рассказал в минувшее воскресенье корреспонденту поселенческого интернет-сайта «Седьмой канал». «Я готовлюсь представить силу, знаменем которой будет ястреб в вопросах безопасности, но государственник, — сказал он частности, — И жаль, что надо это говорить, но это потому, что сейчас мы находимся в ситуации, когда мы потеряли государственный подход. И если я обеспокоен, то это только из-за внутренних угроз, из-за дискурса раскола, подстрекательства. А наш Храм (имеется в виду разрушение римлянами Иерусалимского Храма в 70 году н.э. – В.Ч.) был разрушен именно из внутренних конфликтов и расколов. Я не теряю надежды на то, что израильское общество будет образцовым обществом, и я хочу видеть надежное, процветающее и справедливое еврейское демократическое государство». Следует пояснить, что термин «государственник» («мамлахти» на иврите) имеет в Израиле несколько иное звучание, чем в России. Под ним подразумевается, прежде всего, безусловный примат государственных законов, недопустимость их нарушения во имя той или идеологии.

На вопрос корреспондента «Седьмого канала», как бы он определил место своей будущей партии между правыми и левыми, Моше Яалон твердо и однозначно ответил: «Деление на правых и левых с моей точки неуместно. Однако на сегодняшний день это представляется как правые. Я – ястреб».

Как и можно было ожидать, Моше Яалон отказался представить в рамках интервью хотя бы частичный список людей, вместе с которыми он намерен создать свою новую партию. «В тот момент, как станет известно, когда состоятся выборы, мы представим этих людей, — ответил он.

Подводя итог, представляется возможным сделать осторожное предположение о том, что участие Моше Яалона в предстоящих выборах в рамках самостоятельной новой партии маловероятно. Скорее можно рассматривать эту гипотетическую партию в качестве платформы для переговоров о присоединении к какой-либо существующей партии. Таковыми, по мнению автора, могут оказаться либо возглавляемая министром финансов Моше Кахлоном правоцентристская партия «Кулану» — сильнейшие трения между Моше Кахлоном и его «вторым номером», министром жилищного строительства и генерал-генерал-майором запаса Иоавом Галантом, который, согласно упорно циркулирующим в СМИ утверждениям, намерен перейти в Ликуд, освобождают место в списке этой партии для отставного генерала, либо – находящаяся в оппозиции центристская партия «Еш атид», возглавляемая депутатом Кнессета Яиром Лапидом, который стремится дистанцировать свою партию от левых. Уместно напомнить о том, что в прошлом партия «Еш атид» входила в состав одного из правительств, возглавлявшихся Биньямином Нетаньяху.

62.86MB | MySQL:102 | 0,468sec