Турция: о развитии национального проекта танка Altay

9 ноября 2018 г. в Турции состоялась торжественная церемония подписания соглашения на серийное производство танков Altay.

Церемония подписания соглашения состоялась в салоне Управления по оборонной промышленности при Администрации президента Турции (в турецком варианте: Savunma Sanayii Başkanlığı или SSB). На ней, кроме главы Управления по оборонной промышленности Исмаила Демира, присутствовали представители частного сектора, кому доверена реализация этого проекта. В их числе были: председатель Совета директоров компании ВМС Этхем Санджак и член Совета директоров компании Талип Озтюрк, председатель Совета директоров компании Aselsan и, одновременно, её же генеральный директор Халюк Гёргюн, генеральный директор компании Roketsan Сельчук Яшар и представитель генерального директора компании Makina ve Kimya Endüstrisi (MKEK) Мехмет Унал.

Итак, что же предполагает это соглашение, которое, разумеется, выходит за рамки поставки ВС Турции национального танка?

Перечислим: проект предполагает производство 250 единиц  основных боевых танков Altay. Подписанное соглашение предусматривает сервисную поддержку изделия на протяжении всего его жизненного цикла, создание и функционирование Центра технологий танковых систем (в турецком варианте: Tank Sistemleri Teknoloji Merkezi или TSTM). Согласно подписанному документу, первый танк должен поступить на вооружение ВС Турции через 18 месяцев. Также соглашение предусматривает проектирование, разработку и производство одного танка Altay в беспилотном исполнении. Как официально сообщается, танк Altay будет оснащен башенным орудием калибром 120 мм, современной системой контроля ведения огня, развитыми системами обеспечения живучести, возможностью лазерного наведения огня и «прочими техническими особенностями».

Выступавший на церемонии глава Управления по оборонной промышленности Исмаил Демир, в частности, отметил, что соглашение было подписано после разработки прототипа танка и сложного процесса торгов: «Соглашение стало результатом работы, направленной на максимальную оптимизацию сторон и на создание танка, конкурентоспособного с точки зрения стоимости». Также он отметил, что подписанное соглашение представляет собой важную веху на пути развития оборонной промышленности Турецкой Республики. В своей речи он подчеркнул, что наряду с использованием в серийной продукции технических решений прототипа, будут применены и новые технологии: «Мы сделаем все возможное для того, чтобы наш танк был оснащен самыми современными технологиями».

Отдельно он отметил ту решимость, которая проявляется Турцией и SSB в плане разработки и производства двигателей и упомянул, что ими инициирован целый ряд проектов на производство их различных модификаций (для танков, бронемашин, БПЛА, ракет, самолетов и т.д.).

Процитируем главу турецкого ОПК: «Во всех этих проектах двигателей наши подрядчики, со всей определенностью, настроены решительно, мы – тоже решительны. Возможно, потребуется работать намного больше, однако, в результате Турция должна избавиться от всех элементов, порождающих её зависимость. Чтобы в этом смысле ни приходило на ум – коробка передач, электронные системы, системы контроля огня, различные электронные схемы, системы ночного видения, различные камеры, связанные с ними вспомогательные системы – мы решимы в том, чтобы преодолевать все барьеры на пути к независимости действий и решений Турции. Конечно же, мы никогда не закрываем дверей перед различными зарубежными партнёрами, их помощью или сотрудничеством с ними. Мы готовы сотрудничать со всеми, кто имеет добрые намерения и кто разделяет наши конечные цели».

Отдельным образом, коснулся Исмаил Демир и вопроса создания беспилотных танков: «BMC производит не только танки, но и бронетехнику. Некоторые из бронированных машин среднего класса используют дистанционное управление, по некоторым ведутся работы с тем, чтобы сделать их беспилотными. Мы ждем этого. Иншаллах, они добьются прорыва в танках и мы станем этому свидетелями».

При этом Исмаил Демир, все же, признал, что двигатель первого танка Altay, который поступит на вооружение, не будет местного производства. Однако, на последующих этапах, по его словам, будут производиться и танки с турецким двигателем.

В своей ответной речи, глава Совета директоров компании ВМС Этхем Санджак подчеркнул, что на этапе оценки проекта, они прошли серьезный экзамен: «В качестве турецких предпринимателей, мы произведем лучший танк в мире. Он будет на 100% местным и национальным танком. Даст бог, мы не подведем. Мы обязательно добьемся успеха в этом деле».

Итак, подведем черту. Самое главное для турецкого ОПК заключается в том, что, вопреки мнению скептиков (в том числе, из числа российских экспертов по вооружениям), проект по запуску танка Altay из прототипа в серию состоялся. Очевидно, что он не представляет собой ни на 100% собственную турецкую разработку (в конце концов, использование зарубежных, в т.ч. южнокорейских аналогов, турецкая сторона не скрывает), ни на 100% — продукт местного производства (двигатель и коробка передач будут использованы немецкие). Однако, невозможно отрицать, что это — серьезный прорыв для турецкого ОПК как в отдельно взятом направлении танкостроения, так и в целом – в рамках немалых усилий турецкого руководства, направленных на обеспечение большей независимости Турции в вопросах поставок оружия и боеприпасов из-за рубежа. Факт многократно возросших в последнее время усилий турецкого руководства в этом направлении – налицо. И состоявшаяся церемония стала очередным тому подтверждением.

Тактико-технические характеристики танка Altay

Экипаж, чел.: 4
Разработчик: Турция Otokar (главный разработчик)
Республика Корея Hyundai Rotem (техническое сопровождение)
Производитель: Турция Savunma Sanayii Mustesarligi
Годы разработки: 2007 — 2017

Вес — 60 тонн

Размеры — Длина корпуса, мм: 7735
— Длина с пушкой вперёд, мм: 10 307
— Ширина корпуса, мм: 3972
— Высота, мм: 2640

Тип брони: комбинированная противоснарядная

Вооружение:

— Калибр и марка пушки: 120-мм MKEK120
— Тип пушки: гладкоствольная
— Длина ствола, калибров: 55
— Боекомплект пушки: 57
— Пулемёты: 1 × 7,62-мм; 1 × 12,7-мм

— Тип двигателя: дизельный
— Мощность двигателя, л. с.: 1500

— Скорость по шоссе, км/ч: 70
— Запас хода по шоссе, км: 500
— Преодолеваемая стенка, м: 1,0
— Преодолеваемый ров, м: 2,8
— Преодолеваемый брод, м: 1,2 (4,1 с ОПВТ)

52.14MB | MySQL:103 | 0,550sec