Проблема терпимости к практике рабства осложнила отношения между США и Мавританией

4 ноября с. г. США сообщили  о том, что исключают Мавританию из своего списка  преференциальных торговых партнеров, обвинив  эту североафриканскую страну в слишком терпимом отношении к принудительному труду и наследственному рабству. Решение Вашингтона отменит право Мавритании на торговые преференции с США с 1 января 2019 года. До настоящего времени Мавритания  входила в список стран, которые пользуются преимуществами закона «Об обеспечении роста и возможностей в Африке» (African Growth and Opportunity Act или Agoa), который регулирует торговые отношения между США и рядом африканских стран; он предоставляет ряд тарифных преимуществ (в частности, позволяет беспошлинно экспортировать товары на рынки США) африканским странам, удовлетворяющим установленным критериям[i].  Последние подразумевают, что  эти страны соблюдают права человека и соответствуют трудовым стандартам.

Американские профсоюзы подали петицию в торговое представительство США на исключение Мавритании из списка преференциальных торговых партнеров еще в 2017 году, обосновывая это требование «полным провалом Нуакшота в принятии мер по пресечению рабовладельческой практики в стране»[ii]. Джероен Бейрнаерт, координатор по правам человека и профсоюзов Международной конфедерации профсоюзов, которая поддержала эту петицию, сказал, что «правительство мало что сделало для обеспечения соблюдения своего Закона о борьбе с рабством». Сейчас же США заявили, что их решение было основано на ежегодном обзоре правомочности в соответствии с законом «Об обеспечении роста и возможностей в Африке», который требует от африканских стран улучшать и поддерживать уважение к правам человека и трудовым стандартам. «Мавритания не достигла достаточного прогресса в борьбе с принудительным трудом, в частности, с бедствием наследственного рабства», — говорится в заявлении торгового представителя США.

Реакция со стороны Мавритании последовала незамедлительно. Так, пресс-секретарь правительства Мавритании Мухаммед Ульд Махам (Mohamed Ould Maham) написал в «Твиттере» 5 ноября, что считает этот шаг «предательством дружественных отношений между нашими странами и отрицанием наших усилий, чтобы искоренить практику рабства»[iii]. Он привел в пример ситуацию, которая сложилась вокруг Саудовской Аравии в связи с обвинениями  турецких властей в ее сторону в деле убийства журналиста Джамаля Хашогги. Мухаммед Ульд Махам заметил, что в случае с Саудовской Аравией Дональд Трамп «с готовностью закрывает глаза на далекий от демократии режим Эр-Рияда», поскольку видит экономическую выгоду в поддержании хороших отношений с ним. Пресс-секретарь правительства Мавритании задал риторический вопрос, «принял бы Трамп подобное решение (в отношении Мавритании – авт.), если бы его также ожидал контракт на 110 миллиардов долларов?»[iv].

Напомним, что Мавритания объявила рабство вне закона в 1981 году, став, таким образом, самой последней страной в мире, которая сделала это. Оно криминализировало рабство только в 2007 году и менее чем десять лет спустя, в 2015 году, квалифицировало его как преступление против человечества, наказуемое лишением свободы на срок до 20 лет. Но очень немногие рабовладельцы когда-либо привлекались к ответственности судами, а если такое и случалось, то они получали лишь минимальные приговоры и иногда вообще были признаны невиновными. Правозащитные группы жалуются на отсутствие «политической воли» к фактическому обеспечению соблюдения законов[v]. Дело в том, что практика рабовладения существовала в этой стране на протяжении многих поколений и играла решающую роль в ее социальной иерархии, при этом статус раба передавался наследственно. По оценкам местных экспертов, около 20% населения Мавритании по-прежнему живет в той или иной форме рабства[vi]. Правительство Мавритании оспаривает это, заявив, что страна уже не является местом, где все еще процветает рабство, а скорее всего лишь сталкивается с его «пережитками», включая нищету, социальную и экономическую изоляцию и неравный доступ к образованию для представителей бывшего рабского класса страны, известного как Харатине (Haratine)[vii].

К тому же власти Мавритании крайне нетерпимы к активистам и правозащитникам, открыто выступающим за права человека, полную отмену рабства и против расовой дискриминации.  Согласно недавнему докладу организации Amnesty International, репрессии в отношении правозащитников все более усиливаются. Amnesty International сообщает, что «как отдельные активисты, так и целые группы постоянно находятся под пристальным вниманием со стороны властей Мавритании», и «систематические запреты на их собрания являются нормой, также как и масса арестов, пыток и заключения активистов в отдаленные тюрьмы»[viii]. Нуакшот же обвиняет активистов по борьбе с рабством в преувеличении ситуации, дестабилизации страны и создании плохого имиджа Мавритании во всем мире. Проблема не столько в том, что мавританские власти лишь делают вид, что они намерены реально бороться против рабства, не предпринимая к этому реальных шагов (все законы против рабства существуют лишь на бумаге), но и в том, что само население страны не спешит рвать с давними традициями, а это приводит к тому, что явление, называемое ими «анахронизмом» (рабовладельческая практика – авт.), благополучно эволюционизирует по мере дальнейшего развития Мавритании[ix].

Решение США об исключении Мавритании из своего списка  преференциальных торговых партнеров, однако, можно назвать более символическим, поскольку двусторонняя торговля между странами незначительна. По официальным данным Нуакшота, в 2017 году  импорт Мавритании из США составил более 80 млн евро, а ее экспорт всего 1,33 млн евро. Эта меру скорее можно назвать сигналом для Мавритании, чтобы власти  наконец всерьез занялись решением проблемы искоренения  рабства в стране.

[i] https://www.state.gov/p/af/rt/agoa/

Закон «Об обеспечении роста и возможностей в Африке» был принят в 2000 году и изначально был рассчитан на 8 лет, но поправками от 2004 года срок его действия был продлен сначала до 2015 года, а затем еще на десять лет. Преимущества в соответствии с положениями данного закона получали 38 стран.

[ii] https://www.theguardian.com/global-development/2017/aug/25/us-warned-mauritania-total-failure-slavery-trade-benefits

[iii] https://www.middleeasteye.net/news/us-and-mauritania-dispute-over-slavery-charge-2130376506 «US and Mauritania in dispute over slavery charge»

[iv] https://www.middleeasteye.net/news/us-and-mauritania-dispute-over-slavery-charge-2130376506 «US and Mauritania in dispute over slavery charge»

[v] http://venturesafrica.com/its-2018-still-slavery-discrimination-and-repression-prevails-in-mauritania/

[vi] https://www.theguardian.com/global-development/2018/jun/08/the-unspeakable-truth-about-slavery-in-mauritania «The unspeakable truth about slavery in Mauritania»

[vii] https://unpo.org/article/19245 «Haratin: Slavery Major Obstacle to Mauritania’s Development» Jun 09, 2016

[viii] https://www.middleeasteye.net/news/13-anti-slavery-activists-given-15-years-prison-mauritania-56043805  «Mauritanian anti-slavery activists jailed for up to 15 years»

[ix] http://www.iimes.ru/?p=27003 «Удастся ли Мавритании искоренить рабство?» Балмасов С.С.

52.25MB | MySQL:103 | 1,285sec