О новой геополитической игре Турции с США

События последних двух недель показывают, что нынешнее турецкое руководство во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом сумело на все сто процентов использовать скандал, связанный с жестоким убийством саудовского журналиста-диссидента Джамаля Хашогги на турецкой территории. При этом Анкаре удалось преодолеть ряд разногласий с Вашингтоном и восстановить, хотя бы внешне уровень стратегического партнерства с США. Одновременно Турция в ходе четырехстороннего стамбульского саммита по Сирии вновь позиционировала себя в качестве необходимого партнера для России и Европейского союза в деле урегулирования сирийского кризиса.

Дело Хашогги обнажило давно назревавший кризис в турецко-саудовских отношениях. Турция и КСА являются носителями двух противоположных моделей политического ислама. По мнению бывшего высокопоставленного сотрудника ЦРУ Грэхема Фуллера, бывшего резидента в Турции, всю жизнь занимавшегося Ближним Востоком, «Турция представляет собой рациональное, современное, институционализированное государство, функционирующее по демократическим порядкам, несмотря на то, что президент Эрдоган периодически выходит за пределы того, что позволено в демократическом государстве. Несмотря на это, Эрдоган стал победителем в нескольких избирательных кампаниях, даже если он вел жесткую игру против оппозиции. Может быть, сегодня тяжелее, чем десять лет назад говорить о «демократической Турции», но она представляет собой реальность в рамках политических партий, выборов, политических дебатов в парламенте и в обществе (ограниченных, однако в контролируемых государством СМИ). Политически искушенный электорат, высокий статус женщины, продвинутая экономика, высокий уровень образования и вестернизации все еще существуют в Турции».

По убеждению американского эксперта, Турция, несмотря на все злоупотребления президента Эрдогана, по уровню развития политических институтов и вовлеченности населения в политические процессы превосходит Саудовскую Аравию. Он также упоминает о том, что османская модель ислама с самого начала находилась в конфронтации с ваххабитским вероучением. В 1830-е годы османы, обеспокоенные экспансией ваххабитов по направлению к Мекке, разрушили первый ваххабитский эмират. Правящая в Турции  Партия справедливости и развития (ПСР) тесно связана с международным движением «Братья-мусульмане», активным членом которого был и погибший саудовский журналист. Целью «Братьев-мусульман» является установление своеобразной «исламской демократии», что входит в коренное противоречие с моделью абсолютной монархии в Саудовской Аравии. Значительные противоречия существуют и между турецким исламом, имеющим суфийские корни и толерантный характер и саудовской ваххабитской трактовкой мусульманского вероучения, отличающейся сектантской узостью и нетерпимостью. Правда, реформы наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в КСА нацелены на постепенную секуляризацию жизни и борьбу с религиозным экстремизмом. Во всяком случае, нынешнее руководство КСА позиционирует себя в качестве сторонников умеренного ислама. Однако, если лишить Эр-Рияд боевого потенциала саудовского ваххабизма, то кроме финансовых капиталов и контроля над священными городами ислама Меккой и Мединой королевству в идеологическом плане нечего будет противопоставить турецкой модели.

Что касается саудовской монополии на Мекку и Медину, то в турецких проправительственных СМИ в октябре с.г. раздавались голоса, направленные на то, чтобы поставить эти города под международный контроль. Например, 13 октября в близкой к руководству ПСР газете «Ени Шафак» была опубликована статья Кемаля Озтюрка под названием «Статус Мекки и Медины должен быть изменен». В ней журналист пишет о том, почему, по его мнению, надо говорить о смене саудовского контроля над священными городами ислама: «Сектантский ваххабитский прессинг, плохое управление и ужасное состояние территории являются только одной стороной проблемы. Саудовская Аравия в настоящее время обвиняется в том, что ее спецслужбы убили и расчленили своего журналиста в генконсульстве на турецкой территории.   Иными словами, она не является надежным и безопасным государством». При этом турецкий журналист говорит о том, что лишить КСА Мекки и Медины – все равно, что лишить ее власти и репутации и приравнять к таким странам как ОАЭ и Кувейт.

Несмотря на периодические утечки информации в турецких правительственных СМИ об убийстве Д.Хашогги в помещении генконсульства и причастности к этому саудовских спецслужб, а также угрозы президента Р.Т.Эрдогана разобраться с ситуацией, финальная реакция турецкого правительства оказалась достаточно мягкой. 2 ноября в своей колонке в газете Washington Post Реджеп Тайип Эрдоган написал о том, что приказ об убийстве Хашогги исходил от каких-то таинственных «высокопоставленных лиц в руководстве Саудовской Аравии». При этом он категорически отмел подозрения в адрес короля Сальмана и не назвал имя наследного принца Мухаммеда бен Сальмана. Эрдоган подчеркнул, что Саудовская Аравия и Турция сохраняют дружественные отношения, и что он не сомневается, что приказ об убийстве Хашогги исходил не от короля Саудовской Аравии Сальмана.

Таким образом, президент Турции достиг двух целей: добился значительных финансовых вливаний от КСА и нормализовал турецко-американские отношения. Еще в конце октября Турцию посетил губернатор Мекки, принц Халед аль-Фейсал, который гарантировал предоставление Анкаре саудовской финансовой помощи на сумму 5 млрд долларов с последующим выделением льготного кредита на сумму в 15 млрд. Нет сомнения, в том что турецкое правительство использует эти деньги для стабилизации и укрепления курса лиры, а лира преодолеет последствия августовского падения и вернется на прежний уровень.

Одновременно Эрдоган использовал сложившуюся ситуацию и шантаж саудовского руководства для укрепления отношений с США. Турецкий лидер знает, какое значение имеет стратегическое партнерство с Эр-Риядом для администрации Д.Трампа. 2 ноября правительство США включило Турцию в список из восьми государств, которые освобождены Вашингтоном от санкций за покупку иранской нефти. Эту радостную для турок весть огласил госсекретарь США Майк Помпео, прибывший с визитом в Анкару. Он отметил, что Турция является неотъемлемым союзником США и необходимым членом НАТО. Он выразил уверенность в том, что «турецкое руководство поймет: союз с США и НАТО привлекательнее альянса с Ираном». После визита Помпео турецкий президент  намекнул на то, что американцы готовы закрыть дело турецкого «Халкбанка», против которого было развязано в США уголовное преследование по делу об обходе антииранских санкций в 2012 году.

Одновременно американцы совершили демонстративный дружественный жест по отношению к Турции, не имеющий однако большого реального значения. 6 ноября заместитель госсекретаря США Мэтью Палмер, находясь в Анкаре заявил о том, что США высоко оценивают сотрудничество с Турцией в области борьбы с терроризмом. При этом он объявил о награде, которую объявили американские власти за головы трех лидеров Рабочей партии Курдистана (РПК). К ним относятся Мурад Карайылан (5 млн), Джемиль Байик (4 мдн) и Дуран Калкан (3 млн). Учитывая, что эти лидеры боевиков укрываются в труднодоступном горном районе Кандиль на севере Ирака, желающим получить американскую награду, будет очень сложно осуществить свои намерения. В то же время эти шаги США настолько обнадежили турецкого президента, что он заявил о возможности проведения турецкими вооруженными силами операции против курдов в районе Тель-Абьяда и Кобане по образцу «Оливковой ветви» в Африне и распорядился провести обстрел позиций СДС на севере Сирии.

Таким образом, Турция оказалась главным бенефициаром дела Хашогги. Турецкий лидер показал себя искусным политиком-тактиком, балансирующим между интересами великих держав и использующим уникальное геополитическое положение Турции. В то же время укрепление отношений с Вашингтоном, которое, скорее всего, носит временный характер, не может решить главную проблему Турции в сфере безопасности: ликвидацию курдского квазигосударства на севере Сирии. Курды являются единственной надежной опорой американцев на сирийской территории, и Вашингтон пока не готов отказаться от такого союзника.

52.33MB | MySQL:103 | 0,471sec