О ходе формирования нового кабинета министров Ирака

11 ноября, пресс-секретарь спикера парламента Ирака, Мухаммед аль-Таи проинформировал журналистов, аккредитованных при парламенте о достигнутом руководством политических партий, соглашении не предавать огласке протокол их последнего совещания. Сделано это для того, «чтобы исключить давление на премьер-министра, Аделя Абдель Махди касательно имен кандидатов на остающиеся вакантными министерские посты. Голосование по ним будет проводиться «списочно», по всем и сразу, и не один портфель не будет отложен или «выделен в отдельное производство».

Поясним, о чем идет речь. Все это есть прямое следствие той самой «триумвиратности», которая сложилась по итогам парламентских выборов. Ни один из победителей, включая движение «Саирун», не смог обеспечить себе решающего большинства, в итоге, распределив себе самые значимые прибыльные портфели, «Саийрун», проправительственная партия бывшего премьера и центристы Омара аль-Хакима, предоставили судьбу почти десятка министерских постов решению второй половины парламента, немногим уступающей большинству по численности. Проблема в том, что все эти «Коалиция за реформу», «Национальный вектор», «Альянс за изменения», преставители курдов, туркоманов, территориалы, представляющие провинции и, наконец, независимые выдвиженцы, очень мало договороспособны сами по себе, не могут сформировать мало-мальски жизнеспособную фракцию, чтобы провести своего кандидата и, кроме всего этого, постоянно апеллируют к «старшим фракциям», к той самой большой «тройке», жалуясь друг на друга и требуя поддержки. Естественно, при этом идет самая натуральная продажа своих голосов в пользу того или иного кандидата. Триумвирату, сама по себе эта возня мало интересна, и если он и снисходит до нее, то лишь ради решения каких-то своих интересов, улучшения собственных позиций с точки зрения перспективы будущих сделок или противостояний.

Казалось бы, критичным будет начало бюджетных чтений, но первый «пробный шар» с представлением проекта бюджета на 2019 год, ожидаемо закончился его отсылкой назад в правительство, таким образом, дело может обстоять, в принципе, хоть до следующей весны, как было в прошлом году, и потом, сам министр не готовит бюджет по своему ведомству, этим занимается его аппарат, а все значимые, технические аппаратчики, в основной своей массе, как работали, так и работают. И будут работать при следующем правительстве.

Разумеется, Мухаммед аль-Таи, об этом не упомянул. Он рассказал о «ценном практическом взаимодействии между ветвями власти, что есть хороший признак, свидетельствующий о правильности предпринимаемых шагов по формированию правительства».

Воскресные консультации «тройки», по его мнению, указывают на наличие координации между ее членами, кроме того, и президент республики, Бархам Салех, и сам Адель Абдель Махди, «чувствуют постоянную поддержку со стороны законодателей и, прежде всего, со стороны спикера, Мухаммеда аль- Халбуси.

По нашему мнению, если они что и чувствуют, так это крайнее утомление от всего этого бесконечного спектакля, который является неотъемлемой частью того самого парламентарного правления, который в случае с такой страной, как Ирак, совсем не работает.

Значимым в заявлении М.аль-Таи является упоминание о том, что все те, о ком «тройка» договорилась, будут представлены на голосование одним списком, без предварительных обсуждений и возможности вычленить кого-то в отдельное обсуждение. Это, напомним, восемь министерств, оставшихся в подвешенном состоянии, практически сразу и вот почему: во-первых, они малозначимы и малодоходны, кроме одного, внутренних дел, о котором мы поговорим отдельно. Во-вторых, часть из них стала заложником всех этих новомодных тенденций и рассуждений о роли и месте провинций и меньшинств в жизни Ирака, то есть, свое министерство захотели туркоманы, о чем мы уже сообщали ранее на страницах сайта Института Ближнего Востока. Часть из портфелей имеет отношение к освоению бюджета на восстановление пострадавших от военных действий провинций, а суммы там немалые, что обуславливает ожесточенную борьбу за эти места.

Вместе с этим, все причастные к процессу политики не забывают регулярно произносить дежурные мантры о «необходимости выдерживать конституционные рамки», о поддержке одной ветвью власти другой, и, наоборот. При этом, зачастую, именно их конкурирующие кандидаты на министерские посты и являются камнем преткновения и предметом торга и среди парламентского большинства, и в аппарате правительства.

Большинство из имен, как следует из выступления М.аль-Таи, «уже одобрены премьером». Впрочем, никаких других подробностей он не привел.

Из «подвисших» министерств самая ожесточенная схватка развернулась за посты министров обороны и внутренних дел. Многосотмиллионные бюджеты этих ведомств сами по себе являются лакомым куском, не говоря уже о политических моментах. За пост министра обороны до сих пор боролись пять кандидатов, при том, что формально, имена одобренных кандидатов уже были названы. Правда, неофициально.

Интрига развернулась и вокруг кандидатуры на пост министра внутренних дел. Названный в качестве такового Фалех Файяд, бывший советник бывшего премьер-министра по вопросам безопасности и весьма привечаемый в Москве персонаж, пока не может пройти через кадровое и парламентское «сито». Его кандидатура была выставлена от «Альянса за возрождение» и, по инсайдерской информации из парламента была воспринята «в штыки» практически всеми остальными фракциями. Депутаты от движения «Бадр» распространяют слухи о том, что на это пост может вернуться бывший министр, Касем аль-Аараджи, собственно говоря, единственное, что мешает этому, это прежние заявления самого Аделя Абдель Махди, высказавшегося в том смысле, что он не поддержит выдвижение любого из прежних министров или их заместителей. Что касается кандидатуры Ф.Файяда, то, по нашей оценке, возможное отсутствие поддержки его кандидатуры со стороны «большинства», когда выдвинуть выдвинули, а окончательно согласовать не могут, дает еще один повод задуматься о реальном потенциале этого человека, который позиционируется некоторыми кругами в Москве, как проводник российских интересов в Ираке.

Так или иначе, вопрос с окончательным формированием нового кабинета министров, скорее всего, завершится на этой, или следующей неделе, после чего депутаты сосредоточатся на обсуждении бюджета 2019 года.

52.37MB | MySQL:103 | 0,450sec