О попытках подрыва СВПД с помощью частной израильской разведывательной компании

Итоги промежуточных выборов в Конгресс, которые напрямую угрожают политике американской администрации лишь отчасти,  как ожидается, могут нанести ущерб её завуалированной борьбе с иранской ядерной сделкой, организованной с привлечением экс-сотрудников израильской разведки. Речь идет о компании Black Cube, основанной в 2010 г. и специализирующейся, судя по информации, размещенной на ее сайте, «на индивидуальном подходе к решению сложных бизнес-задач и судебных тяжб». Как стало известно ранее, люди, связанные с президентом США Д.Трампом, привлекли Black Cube для поиска информации о членах команды бывшего американского лидера Б.Обамы, работавших над согласованием иранской сделки на разных этапах. Сообщается, что так или иначе сбор сведений начался в отношении 20 должностных лиц прежней администрации.

Организация занималась поиском всех возможных данных, указывающих на то, что тогда президент и его помощники обошли законодательство США, а также пыталась выяснить, не финансировал ли Тегеран напрямую или опосредованно кого-то из чиновников, работавших над соглашением. Предполагалось, что таким образом секретная информация, полученная Black Cube, поможет дискредитировать сделку, одновременно давая шанс раскрыть неизвестные иранские активы в Европе. Первоначально главными фигурантами этого расследования стали заместитель советника президента по национальной безопасности в администрации Б.Обамы Б.Роудс, с 2007 г. являвшегося его спичрайтером,  а также советник вице-президента Дж.Байдена по национальной безопасности К.Кал. После того, как эта история получила резонанс нынешней весной, предполагалось, что это все громкие случаи.

Как стало известно в конце октября из расследования, проведенного израильской газетой Haaretz, еще одной фигурой в прежнем составе администрации, интересовавшей Black Cube, является К.Тесс, курировавшая в Совете национальной безопасности все вопросы, касающиеся законодательства. Именно она занималась работой над подготовкой к одобрению СВПД в Конгрессе, а также прорабатывала иные аспекты, связанные со вступлением соглашения в силу. Из этого можно сделать предположение, что не исключался сценарий дискредитации сделки в том, что касается ее правомерности.

Любопытен и способ действия Black Cube, часто называемой в израильской прессе «частным Моссадом». В случае с окружением Б.Обамы, равно как и в других, менее значимых делах, главным источником информации становились агенты, которых под разными предлогами подсылали или пытались направить к нужному лицу. Для того, что вызвать наименьшее количество подозрений, тщательно прорабатывалась вся личная информация об объекте наблюдения, присутствующая в открытых источниках. Главным фронтом работы, разумеется, становились социальные сети. К примеру, на основе фотографий, размещенных К.Тесс в фейсбуке, и групп, в которых она состояла были выявлены ее увлечения, в числе которых дайвинг. Далее «жертва» получила письмо от агента Black Cube, в котором фигурировала личная информация, создававшая условия для начала диалога без лишних подозрений.

Аналогичным образом строились попытки наладить контакты с другими участниками работы над СВПД. К К.Калу сначала пытались подобраться через его жену, отправляя ей письма, касавшиеся школы, в которой обучаются их дети. Затем сам К.Кал получил приглашение в качестве эксперта поучаствовать в серии мероприятий по Ближнему Востоку в Париже, однако, ввиду того, что подготовка к ним приходилась на летний сезон, встречу с организаторами предполагалось провести в частном формате. При этом, судя по всему, считалось, что доверительное общение поможет агенту рано или поздно подобраться настолько близко, чтобы получить доступ к свидетельствам возможных личных связей с ИРИ, повлиявших на дальнейшую судьбу соглашения.

Первая волна протестов членов Демократической партии относительно неправомерной активности Black Cube началась еще весной. Главными активистами борьбы с частной израильской разведкой стали Э.Каммингс и Э.Энджел. В мае, основываясь на публикациях в СМИ, они отправили письмо в организацию на имя ее руководства с просьбой дать пояснения, но тогда далеко расследование, начатое демократами в ответ, не пошло. На этот раз ситуация складывается уже в пользу Демократической партии. Так, Э.Энджел претендует на пост главы комитета Палаты представителей по международным делам, а Э.Каммингс – в комитете по надзору. Мало того, последний уже заявил, что после промежуточных выборов намеревается усилить нажим на главу государства и его окружение. Таким образом, сейчас не исключается возобновление этого дела с более серьезными последствиями для  Black Cube.

Впрочем, и сама организация не стоит на месте. Так, в воскресенье стало известно, что ее совет директоров будет усилен за счет экс-директора Моссада Э.Халеви. На начальном этапе он будет курировать такие сферы, как проверка клиентов, а также разведывательные и тактические направления работы. Не исключено, что в будущем он может занять пост руководителя компании. Возможно, его приход позволит Black Cube тщательнее наладить деятельность, исключив или минимизировав случаи раскрытия, нынешний из которых стал самым громким, но не единственным.

В том, что касается дискуссий о судьбе СВПД, данный инцидент является свидетельством попыток найти способ бросить тень на сделку по иранской ядерной программе в целом, что было актуально до одностороннего выхода США из нее. Тогда, узнав о коррумпированности представителей бывшей американской администрации, европейские участники соглашения могли бы воспринять ее более скептически. Помимо этого возникло бы опасения по поводу обнародования нелицеприятных фактов, затрагивающих и европейское направление работы над договорённостями с ИРИ. Однако в реальности этого не произошло, а на основании произошедшего, наоборот, проявляется обратная тенденция, при которой европейцы с неприятием относятся к намерениям США уничтожить их дипломатический успех, одновременно порвав с наследием Б.Обамы. Правда, в отличие от России, чьё вмешательство в американские президентские выборы активно обсуждают в США, Израиль в данном случае не считают причастным к этой составляющей борьбы с СВПД, а вопросы вызывает лишь конкретные действия компании Black Cube.

52.23MB | MySQL:103 | 0,395sec