Роль аграрного сектора в стабилизации социально-экономической ситуации в Алжире

Считаясь одним из экономических локомотивов региона Северной Африки, Алжир за последнее десятилетие успешно демонстрирует устойчивую модель экономического развития, базирующуюся на доходах от нефтяной промышленности. Даже несмотря на резкое сокращение этих доходов в последние годы вследствие волатильности цен на мировых энергетических рынках, алжирская экономика смогла избежать больших потрясений благодаря своевременным реформенным преобразованиям, инвестициям в механизмы социальной защиты, инфраструктурные проекты и образовательный сектор (97% имеют начальное школьное образование).

Даже сокращение экономического роста до 2.1% в 2017 году (по сравнению с 3.3% в 2016 году) не оказало сокрушающего воздействия на национальную экономику, с учетом того, что в предыдущие годы правительство успешно реализовало программу структурных реформ, избавилось от внешнего долга и накопило резервы для такого рода кризисных ситуаций. Прогноз на 2018 году более успешный – 3.5%. В итоге наметились некоторые колебания ряда важных показателей – инфляция сначала устойчиво росла с 4.8% в 2015 г. до 6-7%, но в нынешнем году ожидается ее сохранение на уровне 7.5%. Также незначительно увеличился бюджетный дефицит.

Тем не менее, сохранение устойчивости нынешней экономической модели в условиях сохраняющейся волатильности на энергетических рынках, будет во многом зависеть от прогресса в развитии не нефтяных секторов экономики. В этом контексте роль сельского хозяйства с учетом его роли в экономической системе Алжира (вклад в ВВП – 13%, доля населения, занятого в сельском хозяйстве – 20%), может оказаться существенной. Однако, как показывают экспертные исследования, аграрный сектор, как собственно и весь сегмент не нефтяной промышленности в Алжире не растет столь высокими темпами, чтобы компенсировать кризис в энергетике. После резкого падения в 2016 году алжирский аграрный сектор начал медленное восстановление — темпы его роста увеличились в период 2016-2018 с 2.2% до 2.5%. Прогноз на 2019 год – 2.7-процентный рост аграрного сектора. Такой сценарий не позволяет рассчитывать на стабилизацию всего экономического блока, поскольку рост инфляции и цен, а также увеличение безработицы будет подталкивать страну к бедности и социальному неравенству. Безработица в прошлом году выросла на 1.2% по сравнению с 2016 г. и достигла 11.7% Причем рост безработицы пришелся в основном на высокообразованных алжирцев, преимущественно среди женщин и молодежи. Таким образом, достигнутые за прошлое десятилетие впечатляющие успехи по сокращению вдвое количества бедного населения Алжира могут быть сведены на нет по мере истощения стабилизационных фондов и финансовых резервов. В частности, как считают экономисты Всемирного банка, в зоне риска сегодня находится 10% алжирского населения (4.1 млн человек), которые являются уязвимыми и могут вновь вернуться в группу бедного населения. Причем, в настоящее время уровень бедности в стране составляет лишь 5.5%, из которых 0.5% населения живут в условиях крайней нищеты. При этом существует региональное неравенство между различными провинциями страны: в регионе Сахары уровень бедности превышает национальный показатель вдвое, а в регионе Степпе – втрое.

Как отмечалось, действенным решением по минимизации риска дестабилизации экономической ситуации может стать курс на диверсификацию и ускоренный рост не нефтяного сегмента алжирской экономики, в котором роль аграрного сектора является по сути ключевой.  Это обусловлено в первую очередь наличием колоссального потенциала аграрного сектора и природных ресурсов в Алжире, который занимает первое место в арабском мире по площади земельных ресурсов (2.38 кв. км), причем большая часть этих ресурсов остается пока неиспользуемой. Важным показателем является динамика последовательного роста, после декады падения, вклада аграрного сектора в ВВП страны начиная с 2000-х гг. – он стал снова расти с 9% в 2000-2002 гг. до 13% в 2016-2018 гг. Доля сельского населения в Алжире, хотя и снижалась в последние годы в результате урбанизации и модернизации аграрного производства, по-прежнему остается значительной – это 30% населения или около 12 млн человек.

Также важно, что правительство Алжира уделяет приоритетное внимание дальнейшему развитию аграрного сектора страны, его последовательной модернизации и привлечению внешних и внутренних инвестиций в сельское хозяйство. Ставится также важная задача сокращения зависимости от импорта продовольствия (ежегодно Алжир расходует 8 млрд долларов на эти цели) и укрепления национальной продовольственной безопасности за счет самообеспечения и стимулирования внутреннего производства. В частности, на сегодня страна является одним из крупнейших в мире импортеров пшеницы и молочной продукции, однако предпринимает усилия по развитию собственной индустрии. Сегодня, например, 51% орошаемых земель в стране заняты посевами зерновых и бобовых, и есть потенциал расширения посевов пшеницы. В пятилетнем плане развития аграрного сектора на период 2015-2019 гг. правительство планирует удвоить производство зерновых в стране с нынешних 3.4 млн тонн в 2014 г. до 7 млн тонн в 2019 г. В целях достижения этой задачи правительство расширило площадь орошаемых земель дополнительно на 1млн га и реализует политику предоставления фермерам расширенного доступа к семенам и удобрениям. Предпринятые меры принесли хороший результат – в 2018 году производство зерновых выросло на 75% и достигло 6 млн метрических тонн и имеются все предпосылки для достижения заявленной цели в 7 млн тонн в следующем году.

Другим важным вектором аграрной политики Алжира в складывающихся условиях является оптимизация и рационализация системы социальной защиты и социальных субсидий в секторе, повышение ее эффективности и адресного характера.

Таким образом, при проведении грамотной аграрной политики Алжир может гарантировать создание новых рабочих мест и устойчивых источников дохода в аграрном секторе, что позволит эффективно противостоять основным угрозам экономическому развитию страны в контексте неблагоприятной и нестабильной конъюнктуры на рынке энергоресурсов. В частности, в плане сдерживания роста безработицы и бедности, а также предотвращения дальнейшего социального расслоения.

52.79MB | MySQL:104 | 0,541sec