О значении выставки вооружений и военной техники в г.Чжухай для расширения присутствия ОПК КНР на рынках Ближнего Востока

Как известно, один раз в два года в г.Чжухай провинции Гуандун в ноябре месяце предприятия оборонно-промышленного комплекса КНР проводят выставку вооружений и военной техники под названием Zhuhai Airshow. Вполне естественно, что акцент сделан на демонстрацию продукции предприятий, специализирующихся на проектировании и серийном выпуске летательных аппаратов разных типов/классов и назначений, а также авиационных средств поражения (АСП).

В рамках 12-й выставки в г.Чжухай, которая прошла в период с 9 по 11 ноября 2018 г. были проведены демонстрационные полеты как пилотажных групп, так и эскадрилий усеченного состава. Следует обратить внимание, что ВВС Пакистана находятся в списке постоянных участников в течение последних четырех лет и активно демонстрируют летные возможности легкого одномоторного истребителя JF-17 «Гром».

Высокая надежность этого боевого самолета пакистано-китайской разработки и его доступная цена позволили уже заключить несколько контрактов на поставки небольших партий самолетов в Нигерию и Мьянму. Известно, что серьезный интерес к этим самолетам проявляют и представители ВВС стран Персидского залива, поскольку могут наблюдать достаточно активный процесс эволюции данного истребителя и АСП.

Ключевым моментом выставки 2018 г. стал демонстрационный полет легкого одномоторного истребителя поколения 3++ «Цзянь-10В», оснащенного двигателем с отклоняемым вектором тяги. Пилот самолета смог продемонстрировать специалистам из ВВС стран Ближнего Востока и широкому кругу зрителей такие фигуры высшего пилотажа как «Кобра», «Колокол» и «Плоский штор». Следует отметить, что ранее при выполнении первых двух фигур двигатели китайского производства серьезно теряли мощность или вообще отключались, а при попытке выполнения «плоского штопора» пилоты истребителя «Цзянь-10» полностью теряли управление, что приводило к крушению.

По данным китайских источников, на данном самолете установлена модификация двигателя WS-10 TVC, которая позволяет отклонять вектор тяги на 15 градусов по вертикали и на 12 градусов по горизонтали. Китайские специалисты рассчитывают, что после демонстрации возможностей двигателя с ОВТ они получат больше заказов на свои экспортные варианты истребителя «Цзянь-10» под обозначением FC-20, но вполне вероятно, что они смогут повысить привлекательность и JF-17 за счет применения модуля ОВТ на двигателях WS-13E.

Известно, что китайские авиастроители сохраняют надежду на поставку значительной партии легких ударных вертолетов «Учжи-10» для подразделений армейской авиации СВ ВС Пакистана и с этой целью провели дополнительную модернизацию экспортной версии машины, которая получила обозначение «Учжи-10МЕ». Известно, что для снижения массы корпуса вертолета китайские разработчики предлагают выполнять внутреннее бронирование с применение керамических материалов, которые по своей прочности превосходят авиационный алюминий в 100 раз.

Дополнительным поводом к тому, что китайским вертолетостроителям удастся заполучить этот контракт является информация о том, что США заблокировали очередной перевод денежных средств официальному Исламабаду в размере 1,66 млрд долл. США по линии антитеррористического сотрудничества. Несколько ранее появилась информация о том, что официальный Вашингтон снова вернулся к размышлению о возможности поставки ударных вертолетов АН-1Z.

Кроме пилотируемой техники на выставке в Чжухае были представлены и беспилотные летательные аппараты, которые привлекли внимание, как китайских, так и иностранных специалистов.

На очередной выставке вооружений и военной техники ВВС в г. Чжухай на стенде Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (КАНТК) был представлен макет малозаметного разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата средней продолжительности полета под обозначением «Радуга-7». Разработку данного БПЛА выполнили специалисты 11-ого НИИ КАНТК на основе информации, полученной при анализе конструкции разведывательного БПЛА RQ-170, который был захвачен подразделениями ПВО Исламской Республики Иран еще в 2011 г.

«Радуга-7» имеет длину 10 м, размах крыла составляет 22 м и благодаря применению специальных композитных и лакокрасочных материалов эффективная площадь рассеивания такого аппарата составляет 0,01 кв.м., что существенно меньше, чем у существующих истребителей пятого поколения.

Основным отличием «Радуги-7» является большая взлетная масса – 13 тонн, поскольку китайские конструкторы использовали в качестве силовой установки реактивный двигатель РД-93. Известно, что для полетов на дозвуковой скорости от 0,63 до 0,75 МАХа может быть применен дефорсированный вариант под обозначением WS-12, а для достижения околозвуковой скорости на данный аппарат могут установить форсированный вариант под обозначением WS-13. Оба двигателя обеспечивают крейсерский полет на скорости 0,5 МАХа.

Вероятно, первый полет рассматриваемого аппарата состоится уже в 2019 г., а всего китайским специалистам потребуется от 3 до 4 лет для проведения полного комплекса испытаний и подтверждения заданных характеристик.

Кроме указанной новинки на выставке были представлены более привычные модели. По данным китайских источников, делегация ВВС Арабской Республики Египет подписала контракт стоимостью 400 млн долл. США на поставку 32 разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов «Птеродактиль-1Д» (стоимость одного БПЛА составляет 12,5 млн долл. США), который является модернизированной версией аппарата «Птеродактиль-1». Последние уже приняты на вооружение ВВС АРЕ и египетские военные достаточно активно используют упомянутые БПЛА в операциях против исламистов на Синайском полуострове.  Следует отметить, что цена модели «Птеродактиль-1» составляла всего 6,3 млн долл. США и ее серьезное увеличение на обновленную модель объясняется тем, что китайские производители установили более эффективные системы наведения и прицеливания и применили новые материалы в конструкции аппарата.

Как известно, БПЛА серии «Птеродактиль» разработаны специалистами НИИ авиационного проектирования г.Чэнду еще в 2005-2007 гг. По внешнему виду «Птеродактиль 1» похож на американские MQ-1 и MQ-9 и имеет следующие тактико-технические характеристики:

– высота 2,77 м;

– длина 9,34 м;

– размах крыла 14 м;

– ширина фюзеляжа: 1,063 м;

– высота фюзеляжа: 1,092м;

– нормальная взлетная масса 1100 кг;

– максимальная взлетная масса 1200 кг.

– практический потолок: 5300 кг;

– максимальная скорость: 280 км/ч;

– максимальная продолжительность полета: 20 часов (по другим данным не более 15);

– максимальная дальность полета: 4000 км;

– дальность пробега при взлете: 800 м;

– дальность пробега при посадке: 600 м.

Отличительными особенностями «Птеродактиль-1Д» являются корпус и крылья (размах увеличен до 17,8 м), которые полностью изготовлены из углеволоконных материалов в специальных автоклавах компании Sichuan Xinwanxing Carbon Fiber Composite Material Co.,Ltd. В совокупности применение углеволоконных материалов и удлинение крыльев (с винглетами) позволило повысить прочность корпуса, увеличить количество внешних точек подвески, а также практический потолок до 7500 м.  Вполне вероятно, что последний показатель улучшен за счет установки более мощного двигателя.

За счет повышения прочностных характеристик на «Птеродактиль-1Д» можно разместить не только шесть тяжелых противотанковых управляемых ракет типа AR-1 (масса 40/45 кг) или большее количество легких AR-2, но и дополнительные топливные баки или контейнерные РЛС с синтезированной апертурой.

Кроме достаточно низкой цены и полученного ранее опыта эксплуатации «Птеродактилей» специалистов ВВС АРЕ привлекает то, что китайские оружейники ведут достаточно активную работу по совершенствованию авиационных средств поражения серии AR, которая включает не только тяжелые или облегченные ПТУР, но и малокалиберные крылатые ракеты моделей AR-3 и новейшие АR-4, позволяющие поражать цели на дальности до 100 км. и с высот более 5000 м.

Кроме указанных боеприпасов в номенклатуру АСП для БПЛА «Птеродактиль-1Д» входят сверхлегкие ракеты класса воздух-поверхность TL-2 (масса 12 кг), малокалиберные бомбы AG-300 и LS-6 (масса 50 кг) и высокоточные корректируемые бомбы TG-100, оснащенные многокомпонентными системами наведения.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным отметить высказывание представителей ВС Объединенных Арабских Эмиратов, которые также намерены расширять военно-техническое сотрудничество с КНР в области беспилотной техники, оперативно-тактических ракетных комплексов и самоходной артиллерии.

52.29MB | MySQL:103 | 0,564sec