Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (19 — 25 ноября 2018 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты различной интенсивности продолжаются в Сирии, Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии и Сомали. Сложная обстановка сохраняется в северо-западной сирийской провинции Идлиб и прилегающих к ней районах соседних провинций Алеппо, Хама и Латакия. Администрация президента США Д. Трампа отказалась от жестких санкций в отношении Саудовской Аравии в связи с убийством оппозиционного саудовского журналиста Дж. Хашогги.

В МИД России заявили 22 ноября, что «несмотря на серьезные усилия турецкой стороны по выполнению совместного с Россией меморандума от 17 сентября, трудности с формированием демилитаризованной зоны в сирийской провинции Идлиб остаются. Боевики экстремистских группировок продолжают провоцировать вооруженные столкновения с ВС САР. Ранее, 20 ноября, в Сочи министры обороны РФ и Турции С. Шойгу и Х. Акар «обсудили дальнейшую работу по зоне демилитаризации в Идлибе и обстановку в Сирии». При этом С. Шойгу отметил: «Вынуждены были пригласить вас, так как складывающаяся обстановка в Сирии требует нашего незамедлительного решения и обсуждения тех вопросов, которые назрели. Та динамика, которую мы набрали после подписания документов в Сочи по Идлибу, требует поддержки, чтобы, не сбавляя темпа, решить оставшиеся вопросы». На неделе тема Идлиба еще дважды обсуждалась С. Шойгу и Х. Акаром. Власти Турции ждут поддержки от РФ и правительства Сирии для стабилизации обстановки в Идлибе, заявил 22 ноября представитель Совета по безопасности и внешней политике администрации президента Турции И. Сафи, отметив: «Анкара делает все возможное для решения этой проблемы, однако ей не хватает сил, чтобы справиться с этим в одиночку». В то же время российско-турецкий меморандум по Идлибу «очень хорошо реализуется», заявил 23 ноября глава МИД Турции М. Чавушоглу. По оценке же экспертов, «турки ведут пока не вполне эффективные переговоры с различными просаудовскими группировками на предмет их добровольного выхода из зоны демилитаризации».

Россию также продолжают беспокоить действия США в Сирии. Так, самолеты «ведомой ими так называемой коалиции» продолжительное время наносят интенсивные удары по окрестностям занятого боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) города Хаджин, что «сопровождалось гибелью большого числа мирных жителей». Тем временем боевики ИГ значительно активизировали свои атаки против преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» в долине Евфрата. При этом «последние атаки джихадистов говорят о том, что американские массированные бомбардировки района Хаджин — Багуз серьезно не повлияли на боеспособность группировки ИГ не левобережье Евфрата».

Глава Пентагона Дж. Мэттис 21 ноября объявил о намерениях США установить несколько наблюдательных пунктов на сирийско-турецкой границе. Как было заявлено, американцы пошли на этот шаг в связи с обеспокоенностью Анкары из-за нахождения в этом регионе курдских отрядов, которые турецкая сторона считает сирийским ответвлением Рабочей партии Курдистана. Предполагается, что основной целью данных пунктов будет предотвращение столкновений между турецкими военными и курдскими формированиями, которые поддерживает Вашингтон. Установка США наблюдательных пунктов в Сирии усложнит ситуацию в регионе, заявили в Анкаре.

Экстремистские вооруженные группировки обстреляли 24 ноября западные кварталы города Алеппо снарядами с хлором. По информации сирийских властей, число пострадавших составило 107 человек. Артиллерия сирийской армии нанесла удары по позициям бандформирований, обстрелявших жилые кварталы Алеппо снарядами с хлором. Российские военные химики подтвердили факт заражения в Алеппо. По заявлению Минобороны РФ, самолеты ВКС России 25 ноября уничтожили в Сирии боевиков, обстрелявших мирных жителей Алеппо химическими боеприпасами.

19 ноября Россия выступила против проведения в Сирии дополнительных проверок фактов уничтожения химического оружия. В то же время США уверены, что Сирия сохраняет запасы химических веществ, которые могут быть использованы в военных целях, включая хлор и зарин, возможности для их производства, а также боеприпасы для их доставки, заявил 22 ноября американский постоянный представитель при ОЗХО К. Уорд.

20 ноября президент САР Б. Асад на встрече с иорданской парламентской делегацией в Дамаске передал «послание дружбы» королю Абдалле II. В ходе беседы Асад сказал, что осознает, какому сильному внешнему давлению подверглась Иордания в период сирийского кризиса, отметив, что он «смотрит вперед и желает сближения с Иорданией и ее народом». По словам Асада, народ Сирии стремится к завершению войны, что позволит начать процесс восстановления инфраструктуры и национального хозяйства.

Глава МИД РФ С. Лавров 23 ноября вновь подтвердил, что Россия не поддерживает никакую политическую фигуру в Сирии и привержена резолюции Совбеза ООН по сирийскому урегулированию. По мнению Лаврова, страны, которые настаивают на установлении искусственных сроков для созыва сирийского Конституционного комитета, пытаются сорвать астанинский процесс и свергнуть действующую в Сирии власть. «Важнее всего, чтобы был эффективный конституционный комитет в Сирии, а не стремление навязать искусственные сроки для его создания». Лавров считает странными заявления Госдепа США о том, что присутствие Ирана в Сирии мешает победе над ИГ. По словам Лаврова, ИГ является союзником Вашингтона в задаче смены политического режима в Сирии.

20 ноября президент США Д. Трамп допустил, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман знал об убийстве саудовского оппозиционного журналиста Дж. Хашогги. При этом он подчеркнул, что рассмотрит меры Конгресса США против КСА, «только если они не будут противоречить интересам национальной безопасности США». Трамп заверил, что Соединенные Штаты намерены оставаться надежным партнером Саудовской Аравии «для обеспечения интересов нашей страны, Израиля и всех наших партнеров в регионе», а Россия и Китай выиграют от возможной отмены оборонных контрактов США с КСА. К тому же, как считает Трамп, применение США жестких мер против КСА привело бы к резкому росту цен на нефть, чего Вашингтон не собирается допускать. США не намерены предпринимать против КСА «жесткие меры, способные разрушить мировую экономику». 21 ноября Д. Трамп выразил благодарность КСА за низкие цены на нефть, а также призвал к дальнейшему их снижению. Госсекретарь США М. Помпео заявил 21 ноября, что считает уже принятые меры в отношении Эр-Рияда по делу Хашогги «достаточными».

Саудовская Аравия была обвинена в убийстве журналиста без приведения доказательств и до окончания расследования, заявил 21 ноября глава МИД КСА А. аль-Джубейр. По его словам, «убийство не было санкционировано». А. аль-Джубейр считает «беспочвенными и недопустимыми» утверждения о возможности изменений в порядке престолонаследия в королевстве.

Тем временем на минувшей неделе Германия и Франция закрыли въезд 18 подданным КСА, которые, возможно, причастны к убийству Дж. Хашогги. Кроме того, правительство ФРГ полностью прекращает поставки вооружений в Саудовскую Аравию, «включая те, которые уже были одобрены». КСА готово искать альтернативные источники вооружений из-за отказа традиционных поставщиков от сотрудничества на фоне убийства Дж. Хашогги, заявил 20 ноября А. аль-Джубейр.

Россия отмечает усилия Саудовской Аравии по расследованию дела Хашогги, заявил 23 ноября глава МИД РФ С. Лавров.

Иран является страной-участницей Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной  программе ИРИ по причине того, что европейские государства настаивают на сохранении данного соглашения, заявил 21 ноября официальный представитель МИД Ирана.

В МИД России 22 ноября заявили, что Москва и Тегеран обеспечивают безопасность своих торгово-экономических транзакций и защищают их от внешнего воздействия.

Евросоюз и Турция считают важным сохранение СВПД и соблюдение экономических выгод для Ирана. Об этом говорится в совместном заявлении, опубликованном 22 ноября на сайте Внешнеполитической службы ЕС по итогам встречи представителей Евросоюза и Турции в Анкаре.

25 ноября Евросоюз осудил высказывания президента Ирана Х. Роухани, который ранее назвал Израиль «поддельным режимом», созданным западными странами после Второй мировой войны для продвижения своих интересов на Ближнем Востоке.

Противоречия США и Ирана привели к тому, что Катар оказался в неудобном положении из-за его отношений с этими государствами, «потому что это спор между одним из наших сильнейших союзников и нашим ближайшим соседом», заявил 22 ноября глава катарского МИД Мухаммед бен Абдуррахман Аль Тани.

19 ноября на церемонии завершения строительства морского участка газопровода «Турецкий поток» президент Турции Р. Т. Эрдоган, заявил, что отношения между Анкарой и Москвой «не поддаются давлению третьих стран».

Министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу считает приобретение его страной российских ЗРС С-400 «Триумф» «решенным делом», которое нельзя отменить. Об этом он заявил в телефонном разговоре с госсекретарем США М. Помпео. В то же время Турция готова приобрести американские ЗРС «Пэтриот» в случае поступления хорошего предложения от США, заявил 22 ноября официальный представитель Р. Т. Эрдогана И. Калын.

Ведомая КСА коалиция продолжает военную операцию против мятежников-хоуситов в йеменском порту Ходейда, сообщил 19 ноября официальный представитель альянса. В этот же день спецпосланник генсека ООН по Йемену М. Гриффитс приветствовал заявление хоуситов о приостановке ракетных ударов и атак беспилотников по КСА, ОАЭ и их союзникам в Йемене. Вместе с тем, 25 ноября арабские СМИ сообщили о ракетной атаке хоуситов по саудовской военной базе в провинции Асир на юге КСА.

США призывали передать йеменский порт Ходейда нейтральной стороне, чтобы обеспечить распределение гуманитарной помощи. Руководство хоуситов согласилось обсудить передачу ООН контролирующей роли в управлении портом Ходейда. В то же время правительство Йемена, признанное международным сообществом, настаивает на передаче управления портом Ходейда йеменским властям.

Президент США Д. Трамп заявил 19 ноября, что Пакистан является одной из тех стран, которая много брала у США, но ничего не отдавала взамен. Поэтому «мы больше не платим Пакистану миллиарды долларов, потому что они бы взяли эти деньги и не сделали бы ничего для нас». Глава МИД Пакистана Ш. М. Куреши в ответ заявил, что Пакистан не несет ответственность за неудачи США в Афганистане.

23 ноября группа лиц совершила атаку на генконсульство КНР в Карачи. В результате атаки два полицейских, занимавшихся охраной диппредставительства, погибли, один получил ранения. Погибли два мирных жителя. Правоохранительные органы ликвидировали трех нападавших.

Очередной крупный тракт совершен 20 ноября в столице Афганистана Кабуле. Погибли 50 и пострадали 83 человека. Движение «Талибан» (запрещено в РФ) опубликовало заявление о своей непричастности к взрыву.

США готовы работать со всеми сторонами, которые заинтересованы в поддержании мирного процесса в Афганистане, сообщил 20 ноября глава американского внешнеполитического ведомства М. Помпео.

22 ноября 450 тыс. человек вышли на всеобщую забастовку госслужащих в Тунисе. Участники акции выступили против планируемых правительством страны по требованию иностранных кредитных организаций сокращений рабочих мест в государственном секторе, а также добиваются обещанного ранее повышения уровня заработной платы, которое не было включено в проект бюджета на 2019 г.

 

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики ОАЭ

 

 

Для внешнеполитического курса Объединенных Арабских Эмиратов традиционно характерны продуманность, взвешенность, сбалансированность и одновременно высокая динамичность. При этом всячески подчеркивается арабская и исламская идентичность страны. В Абу-Даби гибко реагируют на изменения, происходящие в зоне Персидского залива, на Ближнем Востоке и на международной арене, а в последние годы и в Африке. В целом на сегодняшний день ОАЭ является одним из важнейших региональных игроков.

Эксперты подчеркивают, что «геополитическая стратегия ОАЭ в регионе заключается в выполнении двух задач. Во-первых, противодействие политическому исламу во всех формах, но особенно движению «Братьев-мусульман». На внешнеполитическом направлении проводится деятельность по ослаблению позиций этой организации в сопредельных странах. Во-вторых, противодействие политической экспансии Ирана».

Внешнюю политику эмиратов следует рассматривать в контексте сложного и неоднозначного геополитического окружения страны, расположенной в регионе, насыщенном противоречиями и кризисами, подчас острыми, периодически возникающими вооруженными конфликтами и войнами. В этих условиях руководство ОАЭ уделяет постоянное внимание вопросам обеспечения безопасности государства. Ввиду отсутствия полноценных собственных возможностей для надежного обеспечения внешней безопасности и обороны Эмираты сделали упор на развитие военно-политического партнерства, а фактически союзнических отношений с ведущими странами Запада – США, Францией и Великобританией, с которыми еще в 1990-е гг. были подписаны соглашения о военном сотрудничестве. Одновременно большое внимание уделяется укреплению военно-политического взаимодействия с рядом аравийских монархий и Египтом.

Значимость для ОАЭ отношений с Западом обусловлена также встроенностью страны в глобальную экономику в качестве крупного поставщика нефти и важного международного финансово-экономического центра. Одновременно Запад является основным источником получения эмиратами современных технологий и техники, в том числе военной. В Абу-Даби считают, что пока регион Залива остается в зоне интересов Соединенных Штатов, объектом долгосрочных политических, экономических и военных интересов Вашингтона, это будет гарантировать безопасность ОАЭ. С приходом к власти в США администрации президента Д. Трампа происходит укрепление военно-политических связей между Абу-Даби и Вашингтоном. Вместе с тем, опора на всестороннее сотрудничество с Западом вовсе не означает отказа Эмиратов от проведения независимого внешнеполитического курса по целому ряду направлений.

Сложный характер имеют отношения ОАЭ с Ираном. В Абу-Даби критически оценивают внешнюю политику Тегерана, считают ее экспансионистской, выражают обеспокоенность усилением иранского влияния в регионе. Эмираты в целом поддерживают антииранский курс своего саудовского соседа. Серьезное опасение в ОАЭ вызывает наращивание военной мощи ИРИ, что расценивается как серьезная угроза безопасности и стабильности в зоне Залива. Эмираты выступают против создания Ираном ядерного оружия, с озабоченностью воспринимают проблему нетранспарентности иранской ядерной программы. ОАЭ поддержали восстановление Вашингтоном масштабных антииранских санкций. В то же время США настаивают на полном отказе Эмиратов «от оффшорной зоны торговли с Ираном и более жесткой политики по блокированию «отмыва» денег и осуществления транзакций иранских компаний через банки ОАЭ». Камнем преткновения остается спор о принадлежности трех островов — Абу-Муса, Большой и Малый Томб, расположенных восточной части Залива и оккупированных Ираном в 1971 г. Эта проблема не имеет перспектив быстрого решения, и еще долго будет негативно сказываться на двусторонних отношениях.

Одним из ведущих направлений внешней политики ОАЭ является развитие всесторонних связей с аравийскими монархиями, входящими в ССАГПЗ. В то же время эмираты не желают саудовского доминирования в Совете Сотрудничества. В Абу-Даби справедливо полагают, «что их страна, достигнув значительных успехов в сфере экономики и наработав достаточно солидный политический капитал, имея значительный престиж в мировом сообществе, а, также превратившись в крупнейший финансовый центр в Заливе, уже не вправе оставаться на вторых ролях в ССАГПЗ».

Летом 2017 г. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет инициировали кризис в отношениях с Катаром, заявив о разрыве дипломатических отношений с этой страной и обвинив Доху в поддержке терроризма и вмешательстве в их внутренние дела. В отношении Катара были введены жесткие экономически санкции и установлена транспортная блокада эмирата. «Квартет» также сформировал список требований к Дохе, которые должны были стать базой для восстановления отношений. Катар назвал их невыполнимыми, и призвал пересмотреть. Как видится, перспективы урегулирования кризиса пока отсутствуют. Отметим здесь и продолжающуюся жесткую конкуренцию за влияние между Катаром и ОАЭ в районе Африканского Рога.

Эмираты изначально приняли самое активное участие в военной операции арабской коалиции во главе КСА в Йемене против повстанцев-хоуситов, выступив в ней «вторым номером» и наиболее значимым союзником Эр-Рияда. Вместе с тем, Абу-Даби и Эр-Рияд имеют принципиальные разногласия по Йемену. Так, ОАЭ категорически выступают против любых альянсов с партией «Ислах», которую они обоснованно считают йеменским филиалом «Братьев-мусульман». В то же время КСА в поисках расширения политической базы своей креатуры президента Йемена А. М. Хади, сотрудничают с «Ислахом», что не может не вызвать раздражение у ОАЭ. Эмираты также поддерживают идею о необходимости вновь разделить Йемен на юг и север, скорее всего в форме конфедерации, так как север Йемена «не представляет для них никакого стратегического интереса. Им нужен контроль над портами юга, и именно в этой части страны они и осели наиболее плотно». В Эр-Рияде же против такого сценария и стремятся полностью поставить под контроль всю территорию Йемена. Недовольны в Абу-Даби и низким качеством саудовского командования в войне против хоуситов.

Что касается собственно эмиратско-саудовских отношений, то, несмотря на известное соперничество за влияние в зоне Персидского залива, позиции двух стран совпадают по ряду ключевых региональных вопросов: в отношении Ирана и его ядерной программе, по Катару, ближневосточному урегулированию, борьбе с терроризмом, вопросам безопасности. Две страны зачастую выступают единым фронтом, отстаивая свою «заливную» линию на различных арабских, исламских и международных форумах. В Абу-Даби поддержали позицию Эр-Рияда в деле убийства садовского оппозиционного журналиста Дж. Хашогги. Значительное развитие получают двусторонние экономические связи, программы реализации совместных проектов.

В сирийском конфликте эмираты встали на сторону сил, выступающих за свержение режима президента САР Б. Асада. ОАЭ оказывали им политическую поддержку и материальную помощь, однако, в отличие от КСА и Катара, не предоставляли оружие боевикам радикальных антиасадовских группировок. К тому же эмираты стремились не прерывать все связи с Дамаском. Поступает в Сирию и гуманитарная помощь из ОАЭ. «В последнее время эксперты отмечают и возросший интерес ОАЭ в связи со своим присутствием на сирийском направлении». «Абу-Даби также последовательно выступает против исключения сирийских представителей из заседаний ЛАГ, на чем неоднократно настаивали в Эр-Рияде».

В Абу-Даби поддержали свержение президента-исламиста М. Мурси в Египте летом 2013 г. и приход к власти политических сил во главе с А. Ф. ас-Сиси. Более того, ОАЭ вместе с КСА и Кувейтом оказали новым каирским властям крупную финансовую помощь. Отмечается укрепление разносторонних связей между ОАЭ и АРЕ. Две страны проводят согласованную политику в Ливии, поддерживая командующего Ливийской национальной армией маршала Х. Хафтара.

ОАЭ выступают за сохранение территориальной целостности Ирака, его суверенитета, независимости, арабской и исламской идентичности этой страны.

В последние годы эмираты расширяет свое присутствие, в том числе военное, в районе Африканского Рога, особенно в Эритрее и Сомали.

Эмираты поддерживают создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме и не одобрили решение президента США Д. Трампа о переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. ОАЭ оказывают палестинцам политическую, экономическую и гуманитарную поддержку, при этом «резко противостоят политике» радикального палестинского движения ХАМАС. Одновременно эмираты поддерживают контакты с Израилем.

52.25MB | MySQL:103 | 0,613sec