Об отношениях между Израилем и Бахрейном

В воскресенье премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе своей совместной пресс-конференции прибывшим с официальным визитом в Израиль президентом Чада Идрисом Деби сказал, когда речь зашла о его недавнем видите в Оман, где он встречался с монархом этого арабского государства, султаном Кабусом, что «очень скоро состоятся визиты и в другие арабские государства». Премьер-министр Израиля, являющийся одновременно министром иностранных дел, безусловно, хотел процитированной фразой подчеркнуть свои весьма ощутимые успехи на ниве налаживания отношения Израиля с мусульманским и с арабским миром – поскольку в Чаде преобладает мусульманское население, имеется заметное арабо-язычное меньшинство, а арабский язык имеет официальный статус. В контексте первого в истории визита президента Чада в еврейское государство такое замечание выглядело вполне уместным. Можно было бы отнестись к нему как к неопределенному обещанием, за котором на данном этапе не стоит ничего конкретного.

Однако специализирующиеся на внешнеполитических контактах Израиля журналисты, для которых это заявление стало неожиданностью, уже успели привыкнуть к тому, что, если премьер-министр Биньямин Нетаньяху, делает даже туманные обещания, за ними, как правило, стоит нечто вполне конкретное. Поэтому они предприняли определенные усилия для того, чтобы понять, о чем же конкретно шла речь на этот раз, и довольно быстро выяснили, что премьер-министр имел в виду в первую очередь свой предстоящий визит на Бахрейн. Конкретные сроки этого визита еще не определены, однако то, что этот визит действительно состоится в обозримом будущем – естественно, если не произойдет каких-то непредвиденных событий – можно считать практически уже свершившимся фактом. Во всяком случае, так это выглядит сейчас в израильских СМИ, которые уделили Бахрейну довольном много внимания.

Это маленькое (население – 1,2 млн человек по данным 2010 года, из которых несколько более половины составляют иностранные рабочие; площадь – 766 кв. км), но богатое (добываются, нефть, газ, жемчуг) островное арабское государство на протяжении уже длительного времени проводит сравнительно дружелюбную (по арабским понятиям) политическую линию по отношению к еврейскому государству, хотя не имеет и никогда в прошлом не имело дипломатических отношений с ним. В смысле отношения властей Бахрейна к Израилю весьма показателен тот факт, что в октябре этого года министр иностранных дел Бахрейна Халед бен Ахмед аль-Халифа, принадлежащий, как и все члены бахрейнской королевской семьи к суннитскому меньшинству, выступил с публичным заявлением в поддержку Израиля в его противостоянии с Ираном.

«Право Израиля – наносить удары по источникам угрозы (в данном конкретном случае имелись в виду иранские военные объекты в Сирии, по котором, согласно сообщениям зарубежных, в первую очередь арабских СМИ, наносили удары ВВС Израиля – В.Ч.). Иран – это государство террора, и оно является одним из факторов, вызывающим конфликты на Ближнем Востоке. Израиль – это защитник жертв террора, — заявил в частности министр Халед бен Ахмед аль-Халифа. Справедливости ради следует отметить, что нынешний министр иностранных дел Бахрейна известен своими подчеркнуто антииранскими взглядами даже в этом островном королевстве, в котором враждебное отношение к Ирану – скорее норма для местной политической элиты. Известен он и тем, что активно поддерживает идею сотрудничества Бахрейна и других суннитских арабских государств с Израилем, прежде всего, в рамках противостояния с Ираном. В прошлом Халед бен Ахмед аль-Халифа уже неоднократно высказывался в поддержку Израиля и его борьбы против иранской военной угрозы. Вне прямой связи с еврейским государством на прошлой неделе глава бахрейнского МИДа высказался против заключенного великими державами ядерного соглашения с Ираном и называл его «ущербным соглашением, которое развязало руки Ирану и дало ему возможность подрывать мир на Ближнем Востоке».

Представляется уместным упомянуть о том, что Бахрейн является активным членом возглавляемой Саудовской Аравией антииранской военной коалиции. Подразделения бахрейнской армии сражаются вместе с саудовскими войсками против поддерживаемыми Ираном повстанцев-хоуситов, которые захватили контроль над значительной  частью территории Йемена, включая столицу этой арабской страны, город Сану.

Королевство Бахрейн поддерживает тесные военные связи с США, которые, как известно, являются главным союзником еврейского государства. В частности бахрейнские власти уже давно разрешают судам ВМФ США, находящимся в Персидском заливе, пользоваться услугами верфей на Бахрейне. По сути, в окрестностях Манамы, столицы Бахрейна размещается основная оперативная база 5-го флота США, созданного в 1995 году, во времена военного противостояния между США и Ираком, которым тогда еще правил Саддам Хусейн, специально для ведения боевых действий в Персидском заливе. Излишне говорить о том, что и в нынешних условиях противостояния между США и Ираном и реальной угрозы прямого военного столкновения между ними эта оперативная база имеет огромное значение.

В первую очередь готовность Королевства Бахрейн открыто (что отнюдь не само собой разумеется в отношениях между арабскими государствами и Израилем) сотрудничать с еврейским государством против Ирана объясняется тем, что на Бахрейне существует серьезнейшая напряженность в отношениях между правящим суннитским меньшинством и подавляемым шиитским большинством (официальных данных о численности суннитов и шиитов на Бахрейне нет; мусульмане составляют несколько более 70% населения, из которых значительно более половины являются шиитами. Среди коренных жителей Бахрейна шииты составляют отчетливое большинство), которое активно поддерживает шиитский Иран. Так, например, в минувшую субботу на Бахрейне состоялись парламентские выборы, однако бахрейнские власти запретили оппозиционным партиями принять в них участие. В 2011 году на Бахрейне имели место массовые протестные выступления шиитского населения, сопровождавшиеся массовыми беспорядками. Однако власти при поддержке специально присланных подразделений армии Саудовской Аравии, с территорией которой Бахрейн соединяет 16-километровый мост, железной рукой подавили их.

52.25MB | MySQL:103 | 0,461sec