Дипломатический кризис между Израилем и Турцией продолжается

Эммануэль Нахшон, представитель израильского Министерства иностранных дел, заявил 29 ноября с.г., что Израиль решил не назначать нового посла в Турции в ответ на решение Анкары не возвращать своего посла в Тель-Авив. Об этом сообщает израильская корпорация телерадиовещания «Кан». По словам чиновника, Израиль также решил не назначать нового консула в Стамбуле, руководствуясь принципом зеркальности. При этом Э.Нахшон отметил, что «в интересах Израиля и Турции полностью восстановить дипломатические представительства»[i].

Напомним, что 16 мая этого года МИД Турции по распоряжению президента Реджепа Тайипа Эрдогана выслал из страны посла Израиля и отозвал своего представителя из Тель-Авива и США. В турецком ведомстве объяснили, что это сделано в знак протеста против открытия  посольства Соединенных Штатов в Иерусалиме, а также «убийства 60 безоружных палестинцев в Газе». Израильского посла, который был выслан из Турции, служба безопасности заставила перед вылетом пройти унизительную проверку. Как сообщали израильские СМИ, очевидно, это не было случайностью или ошибкой, поскольку рядом с послом немедленно оказались репортеры турецких СМИ. В ответ на выдворение израильского посла из Анкары МИД Израиля выслал генерального консула Турции из Иерусалима. Турецкое ведомство, в свою очередь, попросило покинуть страну израильского консула в Стамбуле Йоси Леви-Гаспери. Израиль сразу же приостановил импорт сельскохозяйственной продукции из Турции и отменил семинар по развитию израильско-турецких экономических связей. В израильских СМИ сообщалось об отказе израильских бизнесменов посещать Стамбул, Анкару и Измир, а также о падении спроса на авиабилеты с пересадкой в стамбульском международном аэропорту имени Ататюрка. Ухудшение двусторонних отношений сопровождалось обменом личных выпадов между главами двух государств – Р.Т.Эрдоганом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху[ii].

Полгода спустя отказ Израиля вернуть посла в Турцию происходит на фоне разработанного Израилем, Кипром, Грецией и Италией плана по строительству самого длинного и самого глубокого в мире трубопровода для экспорта природного газа из Восточного Средиземноморья в Европу. Об этом сообщили израильские СМИ неделю назад. Как отметили эксперты американского Фонда защиты демократии (FDD), отсутствие в этом масштабном проекте Турции является примечательным фактом. Хотя трубопровод между Турцией и Израилем может быть менее дорогостоящим, расстроенные отношения между Иерусалимом и Анкарой исключили этот вариант[iii].

Турция очень сильно выигрывала от, казалось бы, давно заключенной сделки с Израилем, которая принесла бы значительные доходы и способствовала бы диверсификации турецкого импорта энергоносителей. Анкара закупает почти 60% своего газа у России, что ставит ее, по словам экспертов FDD, в уязвимое положение во взаимоотношениях с Москвой. Однако отношения с Израилем оказались еще более сложными. В мае президент Турции Р.Т.Эрдоган назвал премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху «террористом». Руководители двух стран препираются на протяжении десятилетия, но экономические связи оставались устойчивыми. Таким образом, можно предположить, что с учетом антиизраильского настроя Р.Т.Эрдогана, двусторонние отношения по-прежнему будут сопровождаться развитием торговли и установлением деловых связей, лишенных доверия.

Исторически сложилось так, что турецко-израильское сотрудничество на международной арене и в сфере безопасности было взаимовыгодным. Турция стала первой страной с мусульманским большинством, которая признала еврейское государство в 1949 году. В 1990-х годах экономические отношения получили импульс от растущего сотрудничества в области обороны и разведки, когда Израиль модернизировал турецкие самолеты F-4E и танки М-60 и поставил Heron (Махац) – беспилотный разведывательный летательный аппарат (БПЛА), разработанный израильской компанией Israel Aerospace Industries («Авиационно-космическая промышленность Израиля», IAI). Между тем партнерство Израиля с Турцией смягчило для еврейского государства условия изоляции на Ближнем Востоке. Израильские летчики также обучались в Турции, в результате чего они получали опыт полетов на дальние расстояния в горной местности, напоминающей иранские ландшафты.

Эмоциональная перепалка в Давосе между Р.Т.Эрдоганом и президентом Израиля Шимоном Пересом в 2009 году и кризис в двусторонних отношениях в связи с силовым задержанием в 2010 году турецкой «Флотилии мира», направленной на прорыв блокады сектора Газа, ознаменовали собой резкий поворот в региональной политике Турции. Постепенно Израиль добивался новых партнерских отношений с соперниками Турции в Восточном Средиземноморье – Грецией и Кипром. На Ближнем Востоке Израиль стал ближе к Египту, Саудовской Аравии и ОАЭ, к альянсу стран, которые опасаются Ирана и «Братьев-мусульман» – международную религиозно-политическую ассоциацию, поддерживаемую турецким президентом.

Первая попытка Р.Т.Эрдогана нормализовать отношения с Израилем в июне 2016 года произошла после того, как Турция сбила российский самолет в 2015 году. Как пишут эксперты FDD, поскольку Москва расширила свое военное присутствие и операции в Сирии, турецкий президент почувствовал настоятельную необходимость отойти от «драгоценного одиночества», на которое он обрек свою страну. Израиль, с настороженностью относясь к турецкому лидеру, пошел на сближение с Турцией для создания противовеса Ирану.

Несмотря на обмен послами в декабре 2016 года, турецко-израильские отношения оставались напряженными. Несмотря на то, что турецкий и израильский лидеры впервые встретились в январе 2017 года после сближения, взаимные дипломатические выпады не привели к повышению уровня доверия, необходимого для развития продуктивного сотрудничества в области безопасности и разведки. В июле прошлого года Р.Т.Эрдоган сравнивал израильских политических лидеров с Гитлером. Б.Нетаньяху также не большого мнения о Р.Т.Эрдогане. Он написал в своем аккаунте в Twitter: «Турция под управлением Эрдогана становится темной диктатурой». Наконец, на прошлой неделе Израиль объявил о своем решении не назначать нового посла в Турции вместо высланного турками в мае с.г. в ответ на решение Анкары не возвращать своего посла в Тель-Авив.

Тот факт, что  Р.Т.Эрдоган публично вмешивается в те или иные события в рамках палестино-израильского конфликта является основной причиной взаимного недоверия. Продолжающиеся попытки турецкого лидера приобрести земельные участки и профинансировать группы активистов в Восточном Иерусалиме, настолько очевидны, что Палестинская национальная администрация (ПНА), Саудовская Аравия и Иордания в июле предупредили Израиль, что он «спит за рулем». Анкара активизировала свою деятельность, организовывая турецкие туристические группы и постоянное присутствие турецких «протестующих» вокруг Храмовой горы в Иерусалиме  (Харам эш-Шариф). Р.Т.Эрдоган также на протяжении  многих лет поддерживает ХАМАС, который продолжает проводить свою агрессивную политику в отношении Израиля.

С января Израиль неоднократно предпринимал жесткие меры в отношении деятельности ХАМАСа, организованной на территории Турции. Сюда входит раскрытие в январе 2018 года масштабной схемы сбора и отмывания ХАМАСом денег в Турции, и арест израильтянами в марте 2018 года палестинского студента с Западного берега р. Иордан, обвиненного в получении 150 000 евро от членов организации в Турции. В апреле с.г. Израиль ликвидировал в Малайзии палестинского эксперта по БПЛА, который часто ездил в Турцию, а в июне арестовал турецкую женщину, обвиненную в доставке ХАМАСу наличных денег и оборудования.

Примечательно, что, даже когда Турция выступает в качестве спонсора и защитника ХАМАСа, объем торговли между Турцией и Израилем продолжает расти. Израиль является одним из 10 крупнейших рынков сбыта турецкой продукции. Авиакомпания «Турецкие авиалинии» является второй после израильского национального авиаперевозчика «Эль-Аль» по популярности перелета из Тель-Авива. Израиль является главным покупателем азербайджанской и иракской курдской нефти в мире частично благодаря турецкому содействию. Тем не менее, все эти достижения ставятся под вопрос  каждый раз, когда турецкий лидер начинает осуждать «лобби процентных ставок», эвфемизм мирового еврейства, используемый Р.Т.Эрдоганом.

Президент Турции по-прежнему хотел бы получать выгоды от продолжающихся экономических связей с Израилем. Однако его антисемитизм и антиизраильские настроения, которые раздуваются финансируемыми и контролируемыми государством средствами массовой информации, препятствуют развитию торговых отношений, как в случае с газопроводом. Согласимся с теми экспертами, которые прогнозируют в ближайшей перспективе в лучшем случае ограниченный и тактический характер турецко-израильского сотрудничества. Установление более глубоких и продуктивных отношений между Израилем и Турцией при сохранении текущих тенденций станет возможным лишь после эпохи Р.Т.Эрдогана.

[i] Израиль решил не назначать нового посла в Турции // Агентство Анадолу. 29.11.2018. URL: https://www.aa.com.tr/en/politics/israel-decides-not-to-appoint-new-ambassador-to-turkey/1324892 (на англ. яз.)

[ii] Израиль расквитался с Турцией за публичное унижение своего посла // Вести. Израиль. 16.05.2018. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5262265,00.html

[iii] Отношения Турции и Израиля: процветающая торговля, но мало доверия // Фонд защиты демократии. 29.11.2018. URL: https://www.fdd.org/analysis/2018/11/29/turkey-israel-relations-flourishing-trade-but-little-trust/ (на англ. яз.)

52.17MB | MySQL:103 | 0,482sec