Оценки китайских специалистов малозаметного транспортного вертолета МН-Х Silent Hawk 160-ого полка Сил специальных операций ВС США

Как известно, основным транспортным средством для подразделений Сил специальных операций, предназначенным для скоростной доставки/эвакуации военнослужащих и ценных персон является вертолет МН-60М Pave Hawk — принят на вооружение 160-ого полка Сил специальных операций ВС США (также известен под обозначением Task Force 160) «Ночные сталкеры».

Данный вертолет отличается от базовой модели системами предупреждения о ракетном обстреле, системой направленной постановки инфракрасных помех AN/ALQ-144 и штангой для дозаправки в воздухе, что особенно актуально при длительном ожидании разрешения на выполнение задачи. В качестве самолетов-заправщиков американские военные используют винтовые транспортные самолеты КС-130.

160-й полк ССО ВС США получил широкую известность благодаря операции «Копье Нептуна», в результате которой в Пакистане был ликвидирован руководитель группировки «Аль-Каида»  (запрещена в России) Усама бен-Ладен. Как известно, на время операции летчики одной из эскадрилий полка получили в свое распоряжение малозаметную модификацию вертолета МН-60М под обозначением МН-Х «Бесшумный ястреб».

Данный вертолет является побочным продуктом проекта корпорации «Боинг» и компании «Сикорский» по созданию малозаметного двухместного, двухдвигательного ударного вертолета RAH-66 «Команч», который был начат в 1983 г. Достоверно известно, что на разработку данного вертолета в течение 31 года (проект закрыт в 23.02.2004 г.) Министерство обороны США выделило около 40 млрд долл, однако результаты испытаний не удовлетворили заказчиков. Основной целью было создание тяжелого ударного вертолета, тогда как АН-64 планировали использовать в качестве легких разведывательно-ударных машин.

Американские конструкторы использовали материалы и инженерные решения, проверенные при создании малозаметного истребителя-бомбардировщика F-117A Night Нawk. Единственным и самым серьезным достижением американских специалистов стало снижение радиолокационной заметности за счет разработки особой формы воздухозаборника, который полностью скрывал лопатки турбины от излучения РЛС.

Работы над созданием малозаметного транспортного вертолета для ССО ВС США были начаты после того, как компания «Сикорский» смогла добиться повышения мощности турбовальных двигателей, устанавливаемых на МН-60М, которые участвуют в специальных операциях в высокогорных районах Исламской Республики Афганистан. После подтверждения характеристик силовой установки, Командование ССО ВС США в строжайшей секретности санкционировало разработку МН-Х «Бесшумный ястреб» (англ. Silent Eagle).

Как уже было сказано выше, впервые данные вертолеты были применены в операции по ликвидации Усамы бен Ладена в Пакистане, однако некоторые технические новшества и ухищрения сыграли плохую шутку с пилотом одной из винтокрылых машин (позывной «Принц 51»). По данным китайских источников, после того, как специалисты компании «Сикорский» получили подтвержденные данные о том, что композитный материал (на основе стекловолокна) в сочетании со специальным лакокрасочным покрытием, обладающим способностью к поглощению радиолокационных волн определенной длины, они продолжили работу по двум направлениям.

Во-первых, было снижена шумовая заметность вертолета за счет изменения формы лопастей несущего винта (получили изогнутые законцовки) и количества лопастей рулевого винта (увеличено с 4 до 5). Кроме того, вращающиеся части ротора несущего винта и крепежный элемент рулевого винта прикрыты специальными колпаками из композитного материала, который поглощает излучение РЛС и одновременно служит защитой от пуль и осколков.

Конструкторы компании «Сикорский» понимали, что невозможно сделать вертолет полностью бесшумным и сосредоточили свои усилия именно на снижении шумовой заметности вертолета, уровень которой должен быть таковым, чтобы позволять экипажу оставаться незаметным для противника при полете на определенной высоте и заходе на посадку под определенным углом в зависимости от рельефа местности.

Во-вторых, американские специалисты предприняли значительные усилия по снижению тепловой заметности – через перемешивание выхлопных газов (при помощи направленного коллектора рассеченной формы) с окружающим воздухом

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий провели анализ причин крушения одного из МН-Х во дворе дома Усамы бен Ладена и установили, что одним из факторов стало то, что пилот, сидевший в полностью закрытой кабине и выполнявший полет в приборах ночного видения, не услышал  отраженного звука от стены двора, с которой и произошло соприкосновение.  В данной ситуации пилоту также не помогла РЛС слежения за рельефом под обозначением AN/APQ-174B.

По данным китайских источников, на следующий день после операции подразделения ВС Пакистана аккуратно собрали обломки вертолета МН-Х, который в большей части был уничтожен взрывом — согласно требованиям протокола ССО ВС США. Известно, что Государственный департамент по дипломатическим каналам направил соответствующий запрос на возвращение элементов вертолета. Однако, пакистанские спецслужбы достаточно быстро поняли ценность найденных обломков и в оперативном порядке пригласили китайских технических специалистов, которые осмотрели часть хвостового оперения (балку, руль, винт). Большинство представителей спецслужб США уверены, что китайские специалисты провели полноценную материаловедческую экспертизу и в полной мере представляют себе возможности вертолета МН-Х.

Благодаря данным китайских специалистов представляется возможным указать некоторые тактико-технические характеристики рассматриваемой винтокрылой машины:

– длина (с учетом несущего винта) 19,76 м

– ширина 2,36 м;

– высота: 5,13 м;

– диаметр несущего винта: 16,36 м;

– диаметр рулевого винта: 3,35 м;

– длина грузового отсека: 3,84м;

– ширина грузового отсека: 1,88 м;

– высота грузового отсека: 1,34м;

– номинальный вес вертолета: 5263 кг;

– нормальный взлетный вес вертолета: 7950 кг;

– максимальный взлетный вес вертолета: 10000 кг;

– крейсерская скорость: 287 км/ч;

– максимальная скорость в горизонтальном полете: 292 км/ч;

– максимальная скорость в пикировании: 361 км/ч;

– скороподъемность: 915 метров в минуту;

– практический потолок 5837 м;

– максимальная дальность полета: 603 км.

В состав экипажа входят пилот, штурман, бортовой стрелок. В грузовом отсеке предусмотрено 9 мест для размещения десанта. Следует отметить, что на МН-Х установлено два пулемета М134 калибра 7,62 мм, которые бортовой стрелок может использовать с левого или с правого борта поочередно. Для сравнения стандартный вертолет МН-60М позволяет размещать двух бортовых стрелков, которые используют пулемет калибра 7,62 и пулемет калибра 12,7 мм, однако из-за того, что на МН-Х установлен однотипный двигатель, но масса вертолета увеличена американским военным пришлось пожертвовать местом для члена экипажа.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным объяснить высокую заинтересованность китайских экспертов в рассматриваемом вертолете, поскольку в настоящее время 160-й полк ССО ВС США дислоцирует такие винтокрылые машины в Ираке и Сирии и периодически применяет их для выполнения специальных операций в этих странах. Вполне очевидно, что именно благодаря таким вертолетам американские военные вполне успешно эвакуируют сотрудников (полевых агентов) спецслужб и ценных полевых командиров, а также отряды спецназа.   Кроме того, интерес китайских специалистов к МН-Х продиктован тем, что именно такие вертолеты могут быть использованы при проведении специальных операций на территории Исламской Республики Иран.

52.19MB | MySQL:103 | 0,479sec