Об инициативе иранских парламентариев отставки министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа

Для правительства Хасана Роухани 2018 год был довольно тяжелым с точки зрения внутренних и внешних вызовов. В начале года широкомасштабные акции протеста прошли по всей стране, финансовый рынок находился в критической ситуации в течение длительного времени, а санкции США против Ирана были восстановлены во второй половине года, и они уже вступили в силу с начала ноября.

Политическая жизнь также была напряженной, как Хасан Роухани, так и члены его правительства регулярно подвергались нападкам со стороны различных политических сил. Летом президент Роухани был вызван в Меджлис, чтобы разъяснить проблемы, стоящие перед Ираном, а затем несколько министров, отвечающих за экономику, были отстранены от занимаемых должностей в результате давления со стороны парламента.

В то время как иранские власти ищут пути преодоления экономических проблем, возникших в результате американских санкций, правительство Роухани столкнулось с новой внутренней проблемой.

После заявления  министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа о наличии случаев отмывания денег в стране, группа иранских парламентариев  начала процесс выражения ему недоверия.

Напомним, что в октябре нынешнего года Меджлис Ирана в довольно напряженной обстановке принял закон о присоединении к Конвенции о борьбе с финансированием терроризма (CFT). Принятие этого законопроекта было одним из предварительных условий Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

Интересное совпадение: 5 ноября, в день когда американские санкции вступили в силу, Совет стражей конституции Ирана (этот орган утверждает законы, принятые Меджлисом – авт.), не одобрил законопроект, принятый парламентом о присоединении Исламской Республики Иран к CFT.

После этих процессов министр иностранных дел ИРИ в одном из своих интервью относительно отмывания денег сделал следующий комментарий, за которым последовал процесс выражения ему импичмента.

«В действительности, в нашей стране существует практика отмывания денег, и многие содействуют этому. Я не хочу связывать отмывание с какой-либо силой, но те, кто отмывают миллиарды, имеют столько финансовых возможностей, что тратят миллионы на пропаганду, чтобы создать для себя благоприятную атмосферу», — в частности сказал Мохаммад Джавад Зариф.

Говоря о кампании иранских парламентариев против министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа, отметим, что проект его импичмента был передан председательству Меджлиса 27-го ноября (проект подписали 24 парламентария – авт.).

Мотивы выражения недоверия министру иностранных дел Ирана были следующими:

  • Игнорирование экономических интересов Ирана
  • Неэффективная внешняя политика, в частности, нежелание развить отношения с Латинской Америкой, Африкой и со странами Азии
  • Неправильная кадровая политика, не назначение послов в таких ключевых странах, как Индия и Китай
  • Факты ареста иранских дипломатов в Европе
  • Неудовлетворительная защита национальных интересов Ирана в международных договорах;
  • Введение важных переговоров с участием лиц, не вызывающих доверие

 

На проект выражения импичмента Зарифу отрицательно откликнулись как президент Х.Роухани и его реформистские сторонники, так и высокопоставленные  религиозные деятели, имеющие высокий авторитет.

Касаясь инициативы депутатов, президент Роухани выразил свою поддержку министру иностранных дел Зарифу, в частности отметив: «Мы большая семья, состоящая из 80 миллионов человек, естественно, что мы можем иметь профессиональные разногласия по многим вопросам. Если возникают какие-либо проблемы, то их должны изучить и дать свою оценку эксперты. Конечно, во всех странах есть случаи отмывания денег, покажите мне страну, где нет коррупции».

Глава администрации президента Ирана Махмуд Ваези в свою очередь отреагировал на случаи отмывания денег в Иране следующим образом: «Заявление министра иностранных дел Зарифа об отмывании денег выражает позицию иранского правительства. Министр иностранных дел не обвинил ни одно иранское государственное учреждение в отмывании денег. Процесс, начатый против Зарифа, преследует политические цели. Если у какой-либо группировки есть разногласия с иранским правительством, то последняя не должна начинать процесс выражения импичмента министру иностранных дел, подобные действия ослабят министерство иностранных дел».

Депутат иранского Меджлиса, реформист Парване Мафи, в интервью газете Arman провела сравнение между законопроектом об импичменте министра иностранных дел Зарифа и Конвенцией CFT, затем отметила: «Сегодня депутаты, выступавшие против конвенции CFT, пытаются выразить импичмент министру иностранных дел. Некоторым парламентариям не понравилось заявление Мохаммада Джавада Зарифа об отмывании денег. Депутаты, должны в конце концов объяснить, почему они не довольно заявлением Зарифа об отмывании денег».

Следует отметить, что противники Зарифа требуют, чтобы он представил факты о наличии случаев отмывания денег в стране.

В этом контексте, Эсмаил Герами Могадам пресс-секретарь «Партии национального доверия Ирана», основанной реформистом Мехди Карруби, в интервью газете Arman  отметил: «Самым очевидным фактом отмывания денег в Иране является иранская банковская система. В Иране любой без каких-либо ограничений может осуществлять переводы через банки, тогда как в странах присоединившимся к  FATF  и CFT при переводе больших сумм должны предоставлять информацию об их происхождении ».

Как правило, духовенство Ирана выражает нейтральную позицию по таким внутриполитическим вопросам, но на этот раз, помимо поддержки политических сторонников, Мохаммаду Джаваду Зарифу также выразило свою поддержку духовенство, которое играет важную роль в общественно- политической жизни Ирана, чья позиция, безусловно, повлияет на окончательное решение депутатов.

В частности, аятолла Макарем Ширази в знак протеста против инициативы депутатов о выражении импичмента  министру иностранных дел Зарифу сказал: «Неправильно, выражать импичмент министрам, которые борются с противником, в таких ситуациях не надо ослаблять правительство».

После начала процесса импичмента министр иностранных дел Зариф был приглашен в комисию по вопросам национальной безопасности и внешней политики Меджлиса для того, чтобы дать разъяснения парламентариям по поводу своего заявления относительно отмывания денег.

После этой встречи 14 парламентариев из 24 взяли обратно свою подпись и фактически инициатива об импичменте главе МИД ИРИ была заморожена.

Подводя итог, отметим, что инициативу по импичменту самому авторитетному представителю правительства Хасана Роухани необходимо рассматривать с двух сторон.

В первую очередь процесс против Мохаммада Джавада Зарифа начался в то время, когда президент США Дональд Трамп заявил о выходе из ядерного соглашения, параллельно чему начались напряженные обсуждения относительно присоеденения к FATF.

Депутаты-консерваторы осуждали Зарифа не только за провал ядерного соглашения, но и обвиняли его в том, что он поставил страну перед новыми вызовами, аргументируя это его усилиями направленными к присоединению к конвенции CFT.

Другое обстоятельство обусловлено внутриполитическими событиями в стране. В течение продолжительного времени правительство Хасана Роухани подвергалось нападкам со стороны консервативных парламентариев, которые критикуют президента за неэффективную политику. В результате этих противоречий, как мы уже отметили, некоторых министров отправили в отставку.

Судя по событиям вокруг Зарифа инициаторы импичмента, вероятно, предполагали, что их инициатива будет одобрена различными политическими группами и они смогут продолжить процесс отстранения от должностей членов правительства Хасана Роухани, но произошла консолидация, в результате чего некоторые депутаты заметив, что не только не одобряется, но и подвергается критике решение об импичменте, взяли обратно свою подпись, обьясняя это тем, что министр иностранных дел дал разъяснения в ходе обсуждения в Меджлисе, и они были удовлетворены его ответом.

Даже те круги, которые используют любую возможность, чтобы ослабить позицию правительства Роухани, на этот раз воздержались от применения острых мер, осознавая, что действия против министра иностранных дел могут ослабить позицию Ирана во внешнем мире, а на данный момент Зариф является одним из уникальных иранских чиновников, которые благодаря своим профессиональным возможностям и личным связям все еще могут смягчить давление на Иран.

 

Источники:

«Ghanoon» newspaper, No: 1351, 22 Nov 2018, p. 2

«Jahan Sanat» newspaper, No: 4064, 22 Nov 2018, p. 2

«Javan» newspaper, No: 5525, 27 Nov 2018, p. 1

«Arman» newspaper, No: 3757, 27 Nov 2018, p. 2

«Kayhan» newspaper, No: 22061, 29 Nov 2018, p. 2

«Jomhuri eslami» newspaper, No: 11312, 03 Dec 2018, p. 3

https://www.isna.ir/news/97090602455/

http://www.president.ir/fa/107003

52.26MB | MySQL:103 | 0,514sec