Израиль: бунт в партии Авода

В понедельник более 700 членов ЦК партии Авода подписали бланки проекта решения партийной конференции с требованием отменить ранее предоставленное председателю партии Ави Габаю право на бронирование четырех мест в списке парламентского блока «Сионистский лагерь», основной составляющего которого является Авода, на предстоящих выборах в Кнессет. Важно подчеркнуть, что 700 членов ЦК – это намного больше, чем необходимо, согласно уставу партии Авода для того, чтобы созвать внеочередную партийную конференцию.

Приближенные председателя партии Ави Габая предпринимали отчаянные усилия для того, чтобы любыми доступными им путями, часто не слишком демократическими, избежать подачи подписанных членами ЦК бланков упомянутого проекта решения партийной конференции. Сам Ави Габай отказывался под различными предлогами принимать у членов ЦК партии подписанные ими бланки проекта решения, однако такой  трюк в итоге не удался, потому что генеральный секретарь партии  Эрен Хермони сделал это вместо него (согласно уставу партии Авода, он имеет такое право). Следует пояснить, что, согласно уставу партии Авода после того, как необходимое число подписей будет официально представлено, председатель партии будет просто обязан созвать внеочередную партийную конференцию для утверждения проекта решения вне зависимости от того, хочет он этого или же нет.

Речь идет об открытом бунте в партии Авода, бунте фактически имеющем своей конечной целью отстранение от власти Ави Габая, хотя пока об этом открыто не говорят, несмотря на то, что самая резкая критика в адрес председателя партии уже стала в Аводе почти что нормой. Как стало известно, бунт возглавили депутаты Кнессета от парламентского блока «Сионистский лагерь», члены партии Авода Эйтан Кабель, Йоси Йона, Аелет Нахмиас-Вербин, Мики Розенталь и Нахман Шай. Активное участие в этом бунте принял и известный функционер партии Авода Яир (Яя) Финк, занимавший в прошлом пост председателя предвыборного штаба депутата Кнессета Шели Яхимович, которая была в свое время (в 2011-2013 гг.) председателем партии Авода. Существенно то, что Яир Финк и до сих пор с полным основанием считается одни из наиболее приближенных к ней лиц. Косвенным образом это указывает на то, что депутат Шели Яхимович тоже «в деле», хотя она сама, вроде бы, не занималась организацией сбора подписей и напрямую не может быть обвинена Ави Габаем в попытке подрыва его статуса.

Нет никакого сомнения в том, что настоящей причиной бунта в партии Авода стало на этот раз то, что, согласно всем без исключения опросам общественного мнения, проводившимся за последний год, парламентский блок «Сионистский лагерь», а соответственно, и партию Авода, являющуюся его ядром, под руководством Ави Габая ожидает неизбежная электоральная катастрофа, которая  выразится в том, что «Сионистский лагерь» получит не более половины от тех 24 мандатов (всего в Кнессете – 120 депутатов), которые у него есть сейчас. А это означает, что с учетом бронирования четырех мест для приближенных председателя партии Ави Габая и для членов возглавляемой депутатом Кнессета Ципи Ливни партии «Тнуа», которая является второй составляющей парламентского блока «Сионистский лагерь», но сама по себе никогда не принимала участия в выборах, реальных мест, за которые тем политикам, которые не получат брони, придется более или менее честно бороться на предварительных внутрипартийных выборах («праймериз»), практически не останется. Расчет прост: согласно результатам опросов, «Сионистский лагерь» получит под руководством Ави Габая в лучшем случае 12 мандатов. Минус 1 мандат для него самого; минус 4 мандата, забронированных для его приближенных; минус те мандаты, которые забронированы для представителей партии «Тнуа» (сейчас у нее 5 мандатов из 24, можно полагать, что из 12 мандатов у нее будет 3). Таким образом, речь идет всего о 4-5 оставшихся мандатах, за которые и будет вестись борьба на предварительных внутрипартийных выборах.

Именно поэтому бунтовщики требуют немедленного созыва партийной конференции, на которой они намерены провести решение об отмене четырех персональных забронированных мест в списке, право назначать на которые председатель партии Ави Габай потребовал и получил на партийной конференции сразу же после своего избрания на этот пост летом 2017 года. Следует напомнить о том, что незадолго до этого он перешел в партию Авода из правоцентристской партии «Кулану», возглавляемой министром финансов Моше Кахлоном. Это право на персональную бронь на четырех реальных местах в предвыборном списке партии Авода было представлено тогда Ави Габаем в качестве части условий, названных им «ящиком с инструментами», необходимыми ему  для того, чтобы привести партию Авода к победе на выборах.

Собственно, ради того, чтобы добиться победы на выборах и отстранить Ликуд от власти, члены партии Авода и согласились избрать председателем «варяга», перебежавшего к ним из правого лагеря. Однако он не оправдал возлагавшихся на него надежд, а потому бунт против его власти был лишь вопросом времени. Большинству нынешних депутатов от парламентского блока «Сионистский лагерь» ясно в силу изложенных выше причин, что при двукратном сокращении числа мандатов в сочетании с бронированием четырех мест для приближенных председателя партии Авода Ави Габая шансов оказаться среди депутатов Кнессета следующего созыва у них нет.

Бунтовщики, естественно, стараются не подчеркивать корыстные мотивы своего протеста, а настаивают на том, что они борются за сохранение демократического характера партии Авода и за право всех членов партии самим избирать список своих представителей на выборы в Кнессет. Однако уместно напомнить, что лишь полтора года назад большинство из них согласилось предоставить Ави Габаю право фактически назначать четырех кандидатов по своему выбору в надежде, что он вернет партию Авода, а с ней и левый лагерь в целом к власти.

Пока не ясно, каким образом закончится бунт, удастся ли Ави Габаю и его приближенным какими-то средствами избежать созыва внеочередной партийной конференции, последует ли за этим снятие Ави Габая с поста председателя партии Авода. Однако совершенно очевидно, что левая оппозиция, то есть, прежде всего, «Сионистский лагерь» приходит к выборам в Кнессет расколотой и ослабленной как никогда. Вне зависимости о того, отстранят ли Ави Габая от руководства партией или нет, ясно, что в Авода (и в «Сионистском лагере» в целом) нет лидера не только масштабов премьер-министра Биньямина Нетаньяху (лидер Ликуда), но и масштабов тех более молодых политиков как в Ликуде, так и в других партиях правого лагеря (прежде всего, «Еврейский дом» и НДИ), которые дают сейчас понять, что намерены попытаться со временем сменить Биньямина Нетаньяху в качестве лидера правого лагеря, хотя пока они явно не в состоянии конкурировать с ним на равных. Всё это свидетельствует о том, что реализация сценария электоральной катастрофы «Сионистского лагеря», о которой предупреждают результаты опросов, по сути, уже началась.

62.52MB | MySQL:102 | 0,481sec