Интерес правительства Б.Нетаньяху к европейским правым в связи с визитом в Израиль вице-премьера Италии М.Сальвини

Израиль, а точнее правительство Б.Нетаньяху часто упрекают за излишнюю близость с правыми националистическими представителями политических кругов различных государств. Это проявилось еще в 2015 г. после выборов в Кнессет, когда с победой его поздравили лидеры правых партий Бельгии, Голландии, Швеции и другие. Помимо этого есть осуждаемая многими дружба с премьер-министром Венгрии В.Орбаном, ведущим борьбу с влиянием Фонда Сороса и критикующим ЕС за миграционный кризис, а также крепнущие связи с недавно избранным президентом Бразилии Ж.Болсонару, от которого ждут повторения опыта Д.Трампа в том, что касается переноса посольства в Иерусалим. Впрочем, бытность правым еще не означает автоматической заинтересованности ближневосточной страны в сотрудничестве. Так, «Альтернатива для Германии» — ставшая довольно популярной в последнее время в ФРГ политическая партия, открывшая свою «еврейскую секцию», пока не преуспела в контактах с израильским правительством, которому связи с действующим канцлером, судя по всему, на нынешнем этапе дороже пока призрачных политических прогнозов о преемнике А.Меркель.

Схожая участь постигла и итальянского вице-премьера, министра внутренних дел М.Сальвини, который во вторник начал свой визит в Израиль. Днем ранее в беседе с журналистами он отметил, что считает ближневосточное государство «одной из величайших и современных демократий на планете», а антисемитов – «правонарушителями», чьи взгляды, равно как «исламский экстремизм» пропитывают Европу и угрожают Италии и Израилю. Взгляды эти очень близки израильским подходам к названным проблемам, включая бойкот страны (BDS-Movement) и миграционный кризис, который привел к тому, что в европейских странах, помнящих о Холокосте, вдруг появились большие группы населения, воспитанные в иной традиции восприятия Израиля и евреев. Помимо этого М.Сальвини называют сторонником признания Иерусалима израильской столицей. Впрочем, в интервью перед поездкой эту тему он предпочел затронуть уклончиво, подтвердив лишь общую тональность своей точки зрения на проблему и напомнив, что должных полномочий для принятия такого решения у него нет.

Впрочем, дружественного настроя оказалось, разумеется, мало для того, чтобы гарантированно избежать сложностей. Первой из них стали сообщения об отказе президента страны Р.Ривлина от встречи с М.Сальвини. Сам итальянский вице-премьер сообщил, что в график мероприятий по случаю визита такой пункт не был включен вовсе ввиду краткости поездки. Так, по его замечанию, для 24 часов вполне достаточно переговоров с Б.Нетаньяху, министрами юстиции, внутренних дел и туризма. Канцелярия президента сослалась на «плотный график» Р.Ривлина, не позволяющий ему принять гостя, однако, прессу заинтересовала цитата президента в интервью CNN, прозвучавшая в конце прошлого месяца, в которой утверждалось «Вы не можете заявить: “мы любим Израиль и хотим поддерживать связи с ним, но мы неофашисты”…Неофашизм абсолютно противоположен духу, принципам и ценностям, составившим основу образования Израиля».

Помимо общего недовольства контактами правительства Б.Нетаньяху с правыми националистами такое сильное увязывание взглядов М.Сальвини с возможностью для него стать другом Израиля, во многом объясняется всем комплексом его воззрений, которые в совокупности порождают в глазах многих представление о нем, как о политике, так или иначе связанном с нацистами или поддерживающем их. С одной стороны, итальянский вице-премьер поддерживает отношения с французской националистической партией «Национальное объединение» во главе с Мари Ле Пен, чье название считают созвучным с коллаборационисткой партией во Франции в период Второй мировой войны. Помимо этого М.Сальвини не скрывает своей симпатии к итальянскому диктатору Б.Муссолини, цитируя его в твиттере. Принимая во внимание особенности Холокоста в Италии, где до 1943 г. несмотря на расовые законы, действовавшие с конца 1930-х гг., отношение к евреям было существенно более лояльным, нежели в нацистской Германии, он все же был соратников А.Гитлера, а также именно формально подконтрольное ему марионеточное фашистское правительство санкционировало аресты и депортации евреев в лагеря смерти, начиная с осени 1943 г.

В таком случае, как показывает пример Австрии, где после вхождения «Австрийской партии свободы» в коалиционное правительство Израиль отказался от контактов с представляющими ее министрами, считая данную политическую силу связанной с нацистами, отношения должны серьезно осложниться. Израильские СМИ, особенно Haaretz, действительно пестрят подобными призывами, среди которых предложение считать М.Сальвини «персоной нон-грата», несмотря даже на то, что одобряя часть политических шагов фашистов, он открыто заявил, что считает их виновными в «двух ошибках» — связи с А.Гитлером и Холокосте. Важно, что осуждению подверглась именно часть, касающаяся еврейского вопроса. Так, относительно цыган, он, судя по всему, ошибочной деятельность фашистского режима не считает. Мало того, М.Сальвини летом нынешнего года объявил о намерении создать «досье по цыганскому вопросу», проведя их перепись и выдворив всех нелегалов. Итальянских цыган, как утверждал министр в интервью телеканалу Telelombardia, «придется оставить у себя дома».

Недовольство выражают и итальянские евреи. Так, в понедельник итальянская La Republica опубликовала письмо 100 представителей местных общин, требующих от М.Сальвини «публично осудить антисемитизм и агрессию против цыган и мигрантов со стороны правых партий и движений в Италии и остальной Европе». В своем призыве итальянские евреи близки австрийцам, которые, ранее выражая свое недовольство журналистам немецкого Spiegel, отмечали, что антисемитизм безусловно возрастает на волне прибытия мигрантов с Востока, но данный фактор не является с их точки зрения определяющим. Любопытно, но Конференция европейских раввинов, а точнее ее председатель П.Гольдшмидт считает целесообразным при установлении контактов между Израилем и ультраправыми политическими силами Европы запрашивать взгляд местных общин.

Вероятность того, что такой подход будет принят на вооружение, крайне мала, поскольку Израиль интересует не мнение европейских евреев, не считающих себя диаспорой и мыслящих преимущественно в русле либеральной европейской идеологии, а собственная выгода для ближневосточной страны, нуждающейся в союзниках для решения широкого спектра задач. В этой связи складывающийся общеевропейский антимиграционный правый блок может оказаться выигрышным для израильской внешней политики. Несмотря на то, что взгляды многих его представителей можно считать как минимум спорными, они все же четко осознают, что есть одно табу – еврейский вопрос, включающий антисемитизм, Холокост, да и бойкот Израиля. Стремясь дистанцироваться от связей с трагическими страницами прошлого своих государств они не просто не будут переходить эту грань, а скорее наоборот, пытаться отчетливо демонстрировать обратное, чем израильские власти могут пользоваться вопреки возражениям, рассчитывая и дальше формировать на международной арене фронт своей поддержки, способный стать реальным противовесом арабским голосам.

Частично подобие аналогичного альянса существуют сейчас в Балтийском регионе, где территориальные близкие страны созвучны Израилю в подходе к национальному вопросу. Не случайно Б.Нетаньяху отправился нынешним летом в Вильнюс для обсуждения только что принятого Кнессетом закона о национальном характере Государства Израиль с лидерами Латвии, Литвы и Эстонии. В другой части Европы заметны признаки сближения Италии и Австрии по вопросу мигрантов, что также проявилось летом 2018 г., когда вице-канцлер Австрии Х.-К.Штрахе посетил Рим. Там он встретился с М.Сальвини и поприветствовал сближение Австрии, Италии и Вышеградской группы, также имеющей неплохие связи с Израилем, по вопросу выработки единой линии в том, что касается миграционного кризиса.

52.23MB | MySQL:103 | 0,497sec