Оценки китайских специалистов некоторых аспектов вероятного военного противостояния между США и ИРИ

Как отмечают обозреватели китайского специализированного военно-политического издания «Военная литература», органы военной разведки и специальные службы США, начиная с 2002 г. пристально наблюдают за ростом военной мощи Исламской Республики Иран и используют для этого все доступные возможности, как собственные, так и региональных союзников. По данным некоторых китайских источников, американские военные регулярно сосредотачивают самые тяжелые разведывательные спутники серии КН-11 и КН-12 над территорией Ирана и осуществляют тщательное фотографирование территории страны.

Основными целями спутниковой группировки являются обнаружение новых надземных сооружений военного назначения, а также слежение за испытаниями новых образцов вооружений и военной техники (последний по времени факт сосредоточения спутников-разведчиков зафиксирован в ноябре 2018 г.). Кроме того, благодаря космическим аппаратам глубинного зондирования земли и моря ВС США способны обнаруживать подземные укрепленные объекты  — командные пункты (основные и запасные), ракетные базы, шахтные пусковые установки и т.д.

Внимание к иранским подземным объектам обусловлено, по мнению китайских специалистов, тем, что официальный Тегеран обладает технологиями по созданию ядерных/специальных боеприпасов/головных частей, но специальные службы США пока не в состоянии однозначно определить наличие таковых. Китайские специалисты отмечают, что в случае если американские военные выявят наличие ядерных боеприпасов в ИРИ,  то в оперативном порядке будет сформирована межвидовая группировка, которая нанесет одновременные удары по всем выявленным объектам ракетно-ядерного комплекса ВС ИРИ и КСИР.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что ВС США моделируют различные варианты проведения ударной операции в ИРИ согласно принципов и положений стратегии «Авиационно-морской единой боевой схемы». Данная стратегия подразумевает, что ВС США сформируют пять основных эшелонов: космический, воздушный, морской, сухопутный и информационный (сетевой), которые в совокупности позволят установить информационную блокаду и ослепить систему боевого управления ВС ИРИ и КСИР. Как известно, все пять эшелонов должны действовать одновременно, а именно:

– космический эшелон обеспечит стратегическую и тактическую разведку, а также подавление систем связи и действий иранских спутников-разведчиков и аппаратов связи;

– беспилотные летательные аппараты стратегической разведки RQ-4  выполнят разведку иранских ракетных подразделений с целью выявления и подготовки к применению (или пуски ракет);

– стратегические малозаметные бомбардировщики нанесут удары при помощи крылатых ракет без входа в зону действия ПВО, а после подавления таковой, применят тяжелые бетонобойные бомбы по укрепленным объектам;

– малозаметные самолеты оперативно-тактической авиации обеспечат прикрытие бомбардировщикам;

– противолодочные самолеты разведчики Р-8А выполнят обнаружение подводных лодок;

– вертолеты противоминной борьбы проведут поиск и обезвреживание минных постановок в районах развертывания корабельных ударных групп;

–  центры интернет-разведки обеспечат блокирование любых источников информации, которые могут обнаружить подготовку ВС США к боевой операции.

Китайские аналитики полагают, что основную роль в перспективной военной операции США против ИРИ будут играть малозаметные боевые самолеты ВВС США, а именно: стратегические бомбардировщики В-2 и истребители F-22 (первое боевое применение в 2014 г.) и F-35 (первое боевое применение в октябре 2018 г.). Экипажи данных летательных аппаратов при согласовании действий с малозаметными палубными летательными аппаратами ВМС США должны выполнить три сложнейших задачи.

Во-первых, нарушить деятельность органов управления (штабов), узлов связи, центров обработки данных, разведывательных центров и систем наблюдения/сбора данных.

Во-вторых, практически одновременно ликвидировать военную технику и подразделения, которые предназначены для блокирования действий ВМС США в Персидском заливе.

В-третьих, уничтожить подразделения и части, укомплектованные обычным вооружением.

Основная трудность подобной операции состоит в том, что необходимо сосредоточить значительное количество летательных аппаратов на передовых аэродромах в регионе, из расчета именно одновременного удара по множественным целям в разных районах Ирана. Последовательные налеты или действие по схеме «волн» не позволят добиться успеха в сжатые сроки и приведут к развязыванию крупномасштабной войны в регионе.

В качестве ответной меры официальный Тегеран придерживается стратегии «Регионального блокирования», которая подразумевает активное применение ВМС и ракетных комплексов (противокорабельных, оперативно-тактических и баллистических) против смешанных корабельных группировок. По данным китайских аналитиков, одним из основных средств, которые иранские военные могут применить в ходе вооруженного противостояния с ВС США являются противокорабельные ракеты С-801 и С-802 китайского производства.

Вероятно, на складах ракетно-артиллерийского вооружения  у иранских военных сосредоточено около 2000 таких боеприпасов, поскольку в Исламской Республике налажено серийное производство указанных ПКР. Представляется возможным указать некоторые тактико-технические характеристики упомянутых ракет.

Таблица 1

Сравнительные тактико-технические характеристики ПКР С-801и С-802

Характеристика/модель С-801 (С-801К) С-802
Длина (м) 5,814 (4,5) 6,37
Диаметр  (мм) 360 0,4
Стартовая масса (кг) 815 (610) 715
Вес БЧ (кг) 165 165
Тип БЧ Полупроникающая, бронебойная Полупроникающая, бронебойная
Скорость полета (МАХ) До 0,9 0,9
Максимальная дальность пуска (км) до 42 (50 в авиационном варианте) 80 (120 в корабельном варианте)
Минимальная высота полета (м) 5-7 5-7
Тип запуска горячий Холодный/горячий
Тип системы наведения Бортовой компьютер + активная  РЛС Бортовой компьютер + активная РЛС

 

По данным китайских источников, надежность рассмотренных боеприпасов составляет 80%, а точность попадания достигает 90%, т.е. у иранских ракетчиков есть возможность уверенно поражать надводные цели – боевые корабли, которые осуществляют постановку помех. С учетом массы взрывчатого вещества попадания одной ПКР С-801 или С-802 будет достаточно для нанесения серьезного ущерба даже такому боевому кораблю как эскадренный миноносец проекта «Орли Берк» или крейсеру проекта «Тикондерога».

Согласно рекомендаций китайских военных, для уверенного поражения корабельной группировки необходимо обеспечить единовременный пуск 24 ракет (возможность одного дивизиона береговых ракетных войск). Иранские военные учли опыт, полученный в Йемене, и рассчитывают в полной мере использовать маневренные возможности дивизионов береговых ракетных войск.

Кроме того, иранские военные отрабатывают действия «москитных сил» национальных ВМС и морских подразделений КСИР. В качестве основного образца военной техники используют малоразмерные ракетные катера проекта С-14 «Китайский кот» (поставлено 10 ед.). Это достаточно компактные катера с длиной корпуса 13,65 м, шириной 4,8 м, оснащенные двигателем мощностью 1150 л.с., который обеспечивает максимальную скорость 55 узлов и дальность плавания 300 миль.

Каждый такой ракетный катер оснащен двумя пусковыми установками для ПКР С-701. Данные противокорабельные боеприпасы при длине 2,507 м, диаметре 180 мм и массе 100 кг (из которых 30 кг это масса полупроникающей бронебойной БЧ)  имеют дальность пуска всего 15 км. Соответственно применение таких ракет возможно только при условии полного ослепления радиоэлектронных систем надводных кораблей ВМС США.

Как было отмечено выше, в перспективных боевых действиях ВМС и ВВС США должны действовать согласно принципов и положений стратегии «Авиационно-морской единой боевой схемы», которая разработана с учетом особенности действий вероятного противника, который придерживается схемы «Регионального блокирования» (Иран, КНР). В этой связи обозреватели китайского специализированного военно-политического издания «Военная литература» рассматривают образцы военной техники, которые американские военные могут применить в ходе межвидовой операции в отношении Исламской Республики Иран.

В-первую очередь американским военным необходимо будет провести подробную разведку системы ПВО Ирана и установить схему размещения батарей и дивизионов зенитно-ракетных систем/комплексов. Следует отметить, что детальная информация о состоянии систем ПВО, дежурных режимах и других аспектах позволила в 2007 г. ВВС Израиля провести операцию по уничтожению ядерного объекта на территории Сирии, который был задействован в проекте АМАД (производство урана оружейного уровня).

По данным китайских источников, израильские летчики пилотировали истребители-бомбардировщики F-15 и истребители F-16, которые были оснащены контейнерными системами постановки ослепляющих помех типа SHUTE. Известно, что именно по причине применения данной системы сирийские подразделения ПВО, укомплектованные ЗРК «Бук-М1» не смогли обнаружить воздушные цели.

Американские военные до сих пор расценивают такую операцию как крайне рискованную и с учетом появления на вооружении ПВО ИРИ комплексов С-300 рассчитывают, что для борьбы с российскими зенитными средствами необходимо применять малозаметные палубные беспилотные летательные аппараты. Первым образцом такой техники стал Х-47В «Пегас». Благодаря данному БПЛА американские оружейники смогли отработать посадку и взлет с авианосца, а также проверили возможность выполнения дозаправки палубного истребителя от БПЛА.

Известно, что малозаметные палубные БПЛА ВМС США должны обладать возможностью прорыва сквозь рубежи ПВО за счет бортовых систем РЭБ. Поражение РЛС дивизиона ПВО должны обеспечить две осколочно-фугасные бомбы типа JDAM массой 900 фунтов каждая. С учетом массы взрывчатого вещества и количества поражающих элементов даже двух таких боеприпасов будет достаточно для уничтожения пункта управления дивизионом и других РЛС.

После разведки системы ПВО ИРИ  будут задействованы палубные истребители F/A-18E/F и стратегические бомбардировщики В-1В «Фехтовальщик». Данные самолеты планируется вооружать малозаметными противокорабельными ракетами большой дальности под обозначением AGM-158C. Рассматриваемые ракеты должны быть переданы ВМС США в 2019 г. Китайские специалисты отмечают недостаточную надежность данного боеприпаса – количество безотказных пусков составляет всего 53%.

Следует отметить, что даже при создании первой модификации ПКР AGM-158C конструкторы Lockheed-Martin поставили перед собой задачу создать боеприпас, который позволял бы не просто наносить удары без риска «получить» зенитную управляемую ракету в ответ, но и вообще остаться вне поля зрения радиолокационных станций, входящих в состав ЗРК.

В результате размещения значительного количества топлива и достаточно мощного турбовентиляторного двигателя J402-CA-100 пр-ва компании Teledyne американским конструкторам удалось добиться максимальной дальности в 370 км и при этом масса проникающей боевой части WDU-42B (J-1000) составила 453 кг.

В отношении модуля наведения нового боеприпаса известно, что он создан с использованием технологии помехозащищенной системы навигации под обозначением G-STAR , которая, по словам представителей  корпорации Lockheed-Martin надежно функционирует как в условиях узкополосных, так и широкополосных помех. Кроме того, в головной части ракеты могут быть размещены собственные модули для постановки радиоэлектронных помех в отношении РЛС зенитно-ракетных комплексов вероятного противника.

Кроме рассмотренного боеприпаса, американские военные рассчитывают применять гиперзвуковые ракеты Х-51А, носителями которых являются стратегические бомбардировщики В-52Н. Для борьбы с укрепленными подземными хранилищами баллистических ракет и шахтными пусковыми установками, расположенными в горах Иран рассматривается вариант применения БРПЛ Trident II D5  (будут стоять на вооружении до 2041 г.) с конвенциональными боевыми частями.

Известно, что благодаря новейшему блоку наведения данные ракеты, запускаемые с АПЛ проекта «Огайо», обладают КВО всего 9 м. По оценкам китайских специалистов, мощности подрыва такой БЧ будет достаточно для разрушения шахтной ПУ.

Помимо рассмотренных боеприпасов американские военные рассчитывают применять крылатые ракеты BGM-109 Block IV (также известна под обозначением TLAM-IV, это уже четвертое поколение  КР Tomahawk). Как отмечают китайские специалисты,  первые модификации КР BGM-109 оснащали системой наведения, которая состояла из блоков инерциальной навигации, слежения за поверхностью земли (англ. аббревиатура TERCOM) и модуля памяти образа района цели (англ. аббревиатура DSMAC). В отношении блока/модуля инерциальной навигации/наведения известно, что он обеспечивает КВО в 120 м, что недостаточно для уничтожения объекта высокой ценности, а также не позволяет ликвидировать подвижные цели.

В целях повышения точности поражения, американские конструкторы внедрили систему слежения за поверхностью земли, которая включается на среднем участке полета. Функционирование данной системы обеспечивает компьютер, в память которого загружено две двухмерные карты местности, получающий данные от радиолокационного высотомера и датчика воздушного давления.

Все эти компоненты в совокупности позволяют ракете безопасно огибать рельеф, выполнять предустановленные маневры уклонения, повороты (в том числе полет по кругу), необходимые для обеспечения боевой задачи. По оценкам китайских специалистов, применение модуля TERCOM позволяет обеспечить КВО на уровне 100 м.

На конечном этапе полета компьютер управления подключает систему памяти образа цели DSMAC, которая представляет собой сочетание датчиков, процессора обработки графического изображения, модуля памяти изображений целей (возможна предварительная загрузка 15 образов целей) и центрального микропроцессора обработки конечных данных.

Благодаря приемо-передатчику системы GPS ракета BGM-109 Block IV получает данные по отдельному каналу цифровой связи о координатах района цели или новые данные в случае смены цели. Одновременно второй канал позволяет передавать обработанное цифровое видеоизображение (благодаря тепловизионной камере) с маршрута полета ракеты до момента контакта с целью. По данным китайских специалистов, ракета способна выполнить перенацеливание и поразить новый объект  в течение 4 минут, в случае если он находится  на удалении не более 400 км от места нахождения КР в момент получения новых данных.

По данным китайских специализированных изданий, американские специалисты работают над созданием альтернативных систем наведения под обозначением ASPN и GGNS, которые позволят ракетам в перспективе действовать в зоне блокирования сигнала GPS за счет информации, которую будут предоставлять любые другие источники, действующие в сетях радио- и сотовой связи.

62.89MB | MySQL:102 | 0,572sec