О вероятности переноса посольства Грузии в Государстве Израиль в Иерусалим

В понедельник утром заместитель министра иностранных дел Израиля Ц.Хотовели, вернувшись из Грузии, где состоялась церемония инаугурации нового президента С.Зурабишвили, написала в твиттере, что стороны обсудили вопрос переноса грузинского посольства в Иерусалим. По ее словам: «в свете тесной и продолжительной дружбы мы бы хотели видеть перенос грузинского посольства в Иерусалим, столицу Израиля». 10 канал израильского телевидения, со ссылкой на заместителя главы внешнеполитического ведомства сообщил, что стороны начали диалог по этой теме. Как отмечают СМИ, находясь в Грузии, Ц.Хотовели пообщалась не только с новым президентом, но и членами правительства, следовательно, заявление, опубликованное ею в социальных медиа, должно быть подкреплено позицией властей республики.

Данный факт имеет принципиальное значение. Так, еще в конце ноября С.Зурабишвили дала интервью израильскому телеканалу i24news. В нем среди вопросов, заданных ведущей новостной программы, значился и перенос дипломатической миссии из Тель-Авива по аналогии с действиями лидера США Д.Трампа. Тогда избранный президент предпочла описать перспективы этого шага уклончиво. Она сослалась на то, что не обладает должными полномочиями, а может лишь вести обсуждение такого рода темы. Право принять окончательное решение находится в руках правительства. Таким образом, можно предположить, что сообщения, сопровождавшие визит Ц.Хотовели на церемонию инаугурации, дают возможность Иерусалиму теоретически надеяться, что Тбилиси присоединится к числу стран, решивших последовать примеру Вашингтона.

Впрочем, перспектива эта пока не кажется определенной, что вытекает из внешнеполитических приоритетов, высказанных  С.Зурабишвили после избрания. В том же интервью i24news она обозначила, что грузино-израильские отношения основываются на многовековых связях двух народов, а также общих проблемах, угрожающих существованию современных государств. Под ними политик понимает защиту независимости от других стран, которые, цитируя интервью, «проецируют силу на их территории и заставляют бороться». В случае с Израилем иерархия агрессоров понятна – это, прежде всего, Иран и его региональные прокси. В том, что касается Грузии, если продолжать обращаться к интервью С.Зурабишвили, одним из источников проблем остается Россия, которая, по мнению нового президента республики, должна осознать, что несет ответственность за стабильность в соседних с ней государствах, включая не только Грузию, но и Украину.

Конфронтация с Москвой Иерусалиму, в свою очередь, крайне не выгодна как раз по соображениям борьбы с региональными союзниками Ирана, такими как «Хизбалла», а также с точки зрения перспектив сдерживания ИРИ в Сирии.  Только 8 декабря стороны смогли провести довольно конструктивные телефонные переговоры по региональной ситуации, после чего Кремль подтвердил израильскую информацию о том, что готовится российско-израильская встреча на высшем уровне, о которой Б.Нетаньяху уже давно мечтает вслух.

Сама по себе Грузия, судя по всему, не так уж и готова встать на сторону своего «многовекового партнера». В ноябре во время эскалации насилия на границе с Газой МИД Грузии выпустил комментарий. Он был ориентирован на грузинских граждан, которые по разным причинам могли оказаться в зоне противостояния и потенциально подвергнуться риску, однако, в нем заметны несколько важных оговорок, позволяющих судить о том, как республика относится к палестино-израильскому конфликту. Так, в тексте утверждалось, что причиной столкновений стал инцидент с израильской группой специального назначения, хотя в ближневосточной стране хотели бы развести два этих события, показав, что ноябрьский всплеск насилия стал лишь еще одним в цепочке аналогичных враждебных действий палестинцев.

Не совсем понятно и то, как излагается характер действий сторон во время обмена ударами. По мнению Тбилиси, Израиль атаковал все же цели боевиков, а не мирное население, как зачастую принято подавать информацию во многих СМИ. Однако на первое место выводятся атаки израильских истребителей, а не ракеты, выпущенные из Газы. Мало того, палестинская агрессия в заявлении не осуждается. Такая позиция, как представляется, стала следствием более глобальной внешнеполитической задачи, стоящей перед грузинскими властями, а именно усиления интеграции с ЕС. Евросоюз в целом, в свою очередь, сильной произраильской позицией не страдает, хотя во время последней эскалации ряд государств, включая Германию, все же высказались за то, чтобы считать палестинскую позицию агрессивной. Вместе с тем вопрос переноса посольства для ЕС является спорным. И несмотря на то, что ряд государств не исключает сценария переноса посольства, как это недавно сделала Чехия, выразив надежду, что открытие т.н. Чешского дома в Иерусалиме станет первым шагом на пути к этому, израильская пресса обвиняет тот же Берлин в том, что именно он блокирует действия партнеров по ЕС.

В целом продолжающееся снижение интереса МИД Израиля к т.н. постсоветскому пространству ослабление значимости этой группы государств в том, что касается перспектив развития отношений с ближневосточной страной. Переломить эту тенденцию способна их переориентация на европейское пространство, как это произошло со странами Балтии, однако, такая позиция таит в себе и потенциальные ограничители сотрудничества. Уже действующие участники ЕС могут позволить себе некое публичное несогласие с общей линией европейской дипломатии, объединяясь в региональные и субрегиональные альянсы по географическому признаку или по причине частичного пересечения точек зрения. В том, что касается государств европейского выбора, т.е. тех, кто только претендует на участие в этом, как им кажется, элитарном клубе, ситуация в корне противоположна. Им наоборот надо доказать лояльность именно Брюсселю, а единая дипломатия Евросоюза зачастую более строга к Израилю, чем отдельные государства. Таким образом, в решении вопроса о действительном переносе посольства Грузии в Иерусалим может сыграть ключевую роль аналогичное действие ведущих европейских игроков. Помимо этого стимул может возникнуть в том случае, если на первое место выйдет усиление связей с  НАТО и большая ориентация на США. Оба эти сценария пока далеки от реализации. Более того, есть основания полагать, что в Израиле это осознают. При таком раскладе новость о Грузии, ни к чему, по сути, не обязывающая ее правительство, кажется ориентированной в первую очередь на поднятие престижа израильской дипломатии. Это особенно необходимо в свете того, что избранный президент Бразилии Ж.Болсонару, по данным СМИ, сообщил американской администрации, что перенос посольства не представляется возможным по причинам несоответствия законодательству, а Австралия, признавшая Западный Иерусалим столицей Государства Израиль, также приняла решения воздержаться от следования примеру Д.Трампа во всем.

52.31MB | MySQL:103 | 0,559sec