Оценки китайских специалистов роли Международного валютного фонда в обеспечении экономической стабильности Пакистана

Как сообщают китайские источники, по состоянию на июнь 2018 г. размер внешнего долга Пакистана составлял 95 млрд долл. США, а объем резервов в иностранной валюте всего 16,4 млрд долл. США. К настоящему моменту размер внешнего долга составляет 33,6% от объема ВВП (по оценке МВФ на 2018 г. данный показатель составляет 307 млрд долл. США).

Как известно, официальный Исламабад установил контакт с Международным валютным фондом еще в 80-х гг. прошлого столетия и начиная с декабря 1988 г. по 2013 г. зарубежный кредитно-финансовый институт 12 (по другим данным 16) раз удовлетворял просьбы военно-политического руководства Пакистана о выделении кредитов на поддержание экономики. Последний по времени кредит, который был выделен по линии МВФ в 2013 г. составил 6,6 млрд долл. США. Следует отметить, что 30% кредитов официальный Исламабад получил после 2000 г.

Последнюю заявку на кредит в размере 12,5 (по другим данным первоначально на 16,5) млрд долл. США  официальный Исламабад направил после того, как пост премьер-министра Пакистана занял Имран Хан, однако после вмешательства официального Вашингтона в кредите было отказано.

Государственный секретарь США Майкл Помпео неоднократно высказывался о недопустимости выделения кредитов или займов для Пакистана, поскольку официальные власти этого мусульманского государства используют заемные средства для финансирования своей доли в межгосударственном экономическом, транспортно-логистическом проекте «Китайско-пакистанский экономический коридор». Известно, что представители высшего эшелона власти Пакистана неоднократно выступали с требованиями, чтобы МВФ исходила из собственных стандартов и требований к заемщикам, однако они не были услышаны.

Очевидно, что благодаря блокированию кредитования в МВФ официальный Вашингтон пытается создать напряженную экономическую ситуацию в Пакистане, что вызовет социальные волнения и протесты и  может привести к смене власти.  Кроме того, за счет расшатывания внутренней социальной ситуации в Пакистане американские политики пытаются склонить официальный Исламабад к переговорам по мирному процессу в Афганистане. Кроме того, представители политико-экономического истеблишмента США намерены самым серьезным образом затормозить реализацию проекта «Китайско-пакистанского экономического коридора» (КПЭК), в рамках которого будет создано от 70 до 120 тысяч рабочих мест для местных жителей.

В своих выступлениях руководитель внешнеполитического ведомства США Майкл Помпео отмечает, что за счет средств, получаемых от МВФ, официальный Исламабад выплачивает свои кредитные обязательства перед Пекином. По данным китайских источников, только в 2017 г. КНР выделила беспроцентный  кредит 5 млрд долл. США, который подлежит рефинансированию, а сроки оплаты  пересмотрены в пользу заемщика. В 2018 г. также по линии двустороннего финансово-экономического сотрудничества Пакистан получил от КНР еще 1,2 млрд долл. США (по другим данным около 2,2 млрд долл. США).

Известно, что благодаря различным некоммерческим организациям специальные службы США пытаются «будировать» обстановку в пакистанском обществе и периодически вбрасывают информацию о желании китайских компаний и корпораций полностью «поработить народ и использовать  ресурсы Пакистана» в своих целях.  Подобные психологические операции практически не имеют эффекта, поскольку на протяжении последних лет местные жители могут самостоятельно наблюдать за улучшением обстановки за счет китайских инвестиций и проектов.

Одновременно с давлением на МВФ военно-политическое руководство США прекратило оказывать финансовую помощь Пакистану по линии борьбы с терроризмом. Как известно, в ноябре 2018 г. президент США Дональд Трамп в нелицеприятной форме высказался о действиях предыдущей администрации Белого дома, поскольку на протяжении последних 15 лет Исламабад получил от Вашингтона 33 млрд долл. США но при этом со своей стороны практически ничего не сделал для ослабления террористической угрозы, исходящей с территории Афганистана.

В ответных высказываниях и официальном письме премьер-министр Пакистана Имран Хан отметил, что считает неприемлемым шантаж и указания со стороны Дональда Трампа и впредь в двусторонних контактах будет руководствоваться только национальными интересами. По подсчетам пакистанских экономистов, за период проведения антеррористической операции ВС США в Афганистане потери бюджета Пакистана составили 123 млрд долл. США. Кроме того жертвами случайных/ошибочных авиационных ударов стали 75 000 граждан Пакистана (военные и гражданские).

Следует отметить, что в ходе официального визита премьер-министра Пакистана Имран Хана в Королевство Саудовская Аравия и переговоров на высшем уровне была достигнута договоренность о выделении займа в размере 6 млрд долл. США, который был разделен на две  равные части. Первая часть была направлена на улучшение валютообменной ситуации внутри Пакистана, а вторая на финансирование программы поставок нефти.

Кроме прямой финансовой помощи официальный Эр-Рияд выделяет Исламабаду средства на реализацию проекта «Китайско-пакистанского экономического коридора» (около 1 млрд долл. США), в частности на развитие инфраструктуры порта Гвадар. По данным китайских источников, руководство королевства также выделяет небольшие суммы на реализацию других менее известных проектов на территории Пакистана.

Участие КСА в проекте КПЭК объясняется тем, что создание и устойчивое функционирование трубопроводной нефте- и газотранспортной системы на территории Пакистана, позволяющей гарантированно доставлять сырую нефть и сжиженный газ в КНР, полностью отвечает интересам национальной экономической безопасности Эр-Рияда, который постепенно переводит все ресурсные контракты на расчеты в юанях. Китайские эксперты спокойно относятся к включению КСА в проект КПЭК поскольку понимают, что участие такого спонсора позволит пакистанским партнерам стабильно выполнять свою часть крупнейшего инфраструктурного проекта, стоимость которого уже выросла до 63 млрд долл. США. Вероятно, при реализации всех сопутствующих контрактов общий объем китайских инвестиций в экономику Пакистана может составить 200 млрд долл. США.

В дополнение к вышесказанному необходимо упомянуть, что кроме МВФ кредитором Пакистана является Азиатский банк развития (АБР, Asia Development Bank) представители которого в первой половине декабря с.г. одобрили выделение 298 млн долл. США на проект по развитию системы сотовой связи. По данным китайских источников, согласно «Национальному плану развития торговли Пакистана» в период с 2019 по 2021 г. официальный Исламабад получит кредит в размере 7,5 млрд долл. США, из которых 5,3 млрд долл. США будут предоставлены на общих условиях, а 2,2 млрд долл. США на льготных условиях. Руководители АБР  отмечают, что в полной мере осведомлены об экономической ситуации в Пакистане и выделяют упомянутые выше средства на спонсирование проектов в области энергетики (повышение пропускной способности сети), водоснабжения и совершенствования газотранспортной системы (2,24 млрд долл. США); развитие торговли и системы управления финансовыми рынками (2,4 млрд долл. США); строительство и ремонт автодорожной сети (1,65 млрд долл. США); стимулирование сельского хозяйства (794 млн долл. США); развитие системы образования и медицинского обслуживания.

Подводя итог вышесказанному отметим, что кроме АБР и других известных банков КНР, в распоряжении официального Пекина есть еще одна специфичная кредитно-финансовая организация – «Банк Куньлунь» , который создан специально для проведения транзакций с максимальной степенью секретности (изначально для оплаты за поставки нефти из Исламской Республики Иран), а значит американским и другим западным спецслужбам будет крайне сложно установить точные условия и объем кредитного портфеля Пакистана.

52.19MB | MySQL:103 | 0,501sec