Глава анкарского института исследований России (RUSEN) о факторе США в российско-турецких отношениях

17 декабря 2018 года глава Анкарского института исследований России (RUSEN) проф. д.н. Салих Йылмаз написал для турецкой государственной теле- и радиовещательной компании TRT статью под заголовком: «Фактор США в турецко-российских отношениях» (статья доступна как на турецком, так и на русском языках). Отметим, что RUSEN стремятся стать главным мозговым центром Турции по России. А С.Йылмаз является одним из авторитетных в Турции специалистов по России.

В своей статье автор говорит о том, что США пытаются ослабить Россию через воздействие, в том числе, на блок ОДКБ. Слабым звеном С.Йылмазу представляется Армения при премьер-министре Н.Пашиняне. Армения также рассматривается им как средство давления на Иран. Американцы пытаются перехватить инициативу в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, не желая его оставлять России и Турции. Разблокирование Нагорно-карабахского конфликта может позволить США создать новый альянс в регионе. И, наоборот, как пишет автор, если оставить этот вопрос России и Турции, то отношения между ними могут выйти на «беспрецедентно новый уровень».

Тот факт, что на ОДКБ можно влиять, автор иллюстрирует на примерах непризнания членами организации присоединения Крыма к России и сохранения нейтралитета в вопросе Керченского кризиса. ОДКБ в составе 6 членов (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Беларусь и Армения) признается американцами неустойчивой конструкцией, которую можно расшатывать через наращивание отношений с её членами. Цитируем: «Россия оказалась окружена Восточной Европой, Кавказом, Средней Азией и Сирией».

С другой стороны, автор говорит о решимости Турции на выстраивание отношений с Россией и о недовольстве этим фактом стран НАТО. Особенно это касается вопроса Сирии. Следовательно, как он пишет, США могут попробовать установить с Турцией сотрудничество по вопросам как Сирии, так и Кавказа. Процесс этот может быть ускорен из-за недоверия, которое питает Россия и «определенные российские круги» к Турции.

Определяющую роль в том, как в дальнейшем будут строиться отношения в этом треугольнике – Россия – Турция — США – сыграет отношение сторон к сирийским курдам. Отдельно автор отмечает то, что «Россия пытается загнать Турцию в угол по Идлибу», что вызывает в турецком обществе мнение о том, что что бы не сделала Турция «Россия не будет удовлетворена». Подводит автор черту той мыслью, что России следовало бы четко артикулировать свою позицию о сирийских курдах и о Востоке Евфрата, пока американцы не освободили там пространство для турок. А последнее, в свою очередь, может привести к тому, что астанинский процесс может «стать недействительным», как выражается автор.

И приведем заключительную цитату: «В случае, если  астанинский процесс будет продолжаться, то России следует прекратить  критику Турции, еженедельно выступать с новыми требованиями, а вместо этого выказать поддержку борьбе Турции против  РПК / ПДС».

Итак, если свести статью автора, процитированную в своих отдельных положениях выше, в нескольких постулатах, то получается следующая картина: структуры, созданные при активном участии России, такие как ЕЭС и ОДКБ, являются ненадежными и существуют предпосылки для их расшатывания извне. Однако, вопрос ещё имеет и оборотную сторону: насколько высока репутация США в мире с точки зрения их договороспособности и когерентности американской внешней политики. США демонстрируют полное пренебрежение к взятым на себя ранее обязательствам и отсутствие последовательности даже применительно к «образцовым партнёрам», к числу которых в официальных речах относится и Турция. Этот кризис доверия продлится, как минимум, всю каденцию президента Д.Трампа.

Во-вторых, автор говорит о смелости Турции, которая заключается в налаживании ею партнёрства с Россией. Однако, если вглядеться в параметры этого партнёрства, то получится следующее: АЭС «Аккую» — проект, полностью финансируемый Россией, и создающий прецедент для реализации подобных проектов на территории Турции (за станцией последовал проект «Синоп»). Газопровод «Турецкий поток» — важный проект с точки зрения ухода от ненадежного и дорого транзита через Украину и прецедент с точки зрения транспортировки российских энергоносителей в Европу. С-400, как мы видим, разблокировал возможную сделку с США по поставкам в Турцию систем «Пэтриот». 18 декабря 2018 г. американский Конгресс, после многолетних мытарств, согласовал поставку Турции этих систем на сумму в 3,5 млрд долл. Астанинский формат – это формат, который позволил Турции присоединиться к побеждающей (!) стороне, в отличие от международной коалиции, чья борьба с терроризмом в Сирии ни к какому результату не привела. Помимо этого, Турция заработала себе очки и продемонстрировала США и Западу, как и в прочих перечисленных выше случаях, наличие у неё альтернативы в лице России и Ирана. Заметим, что эти шаги Турция предприняла не в какой-либо, даже минимальный, ущерб своим отношениям с США и НАТО. Поэтому говорить о какой-либо особой смелости не приходится, скорее о нормальной дипломатической работе по всему периметру возможностей.

Что же до «бесконечных требований России по Идлибу», то соглашение (подписанное в Сочи) – на то и соглашение, чтобы выполнять его условия. Когда появляются конкретные сроки с договоренностях, документ перестает быть декларацией о намерениях, а требования следовать им становятся полностью законными. Но, как бы то ни было, встреча министров иностранных дел России, Турции и Ирана в Женеве 18 декабря, где было в очередной раз заявлено о формировании Конституционной комиссии, демонстрирует то, что астанинский формат продолжает функционировать. Что же касается сирийских курдов, то позицию по поводу незаконности американских усилий по созданию квазигосударства на сирийской территории и о недопустимости расчленения страны неоднократно озвучивал министр иностранных дел РФ С.Лавров. Так что, поддержку от России Турция в этом вопросе получила. А свой выбор в отношении курдов предстоит сделать американцам.

52.33MB | MySQL:106 | 0,618sec