О кадровом обеспечении деятельности Администрации президента Турецкой Республики – Комитет по политике в сфере культуры и искусства. Часть 1

Турецкая Республика перешла от парламентской к президентской форме правления. Приступаем к рассмотрению кадрового состава вновь созданного Комитета по политике в сфере культуры и искусства. Напомним, что во всех девяти комитетах при Администрации президента председательствует лично Р.Т.Эрдоган. Он же единолично отбирает и назначает членов во все комитеты из числа ведущих специалистов страны в соответствующей области.

Прежде чем приступить к рассмотрению целей, задач и полномочий, а также кадрового состава Комитета по политике в сфере культуры и искусства заметим следующее.

Приход ко власти в Турции Р.Т.Эрдогана и его Партии справедливости и развития в 2002 году с проводимой ими политикой, которая, официально не отказываясь от кемализма, строит сложный симбиоз идентичности, сочетающей в себе исламизм, тюркизм и османизм, привел к кардинальным изменениям политики страны в сфере культуры и искусства.

Перед последними поставлена задача по тому, чтобы доказывать себе и миру: а) наличие у Турции своей собственной достаточно древней и самобытной культуры, б) тот факт, что турецкая культура, искусство и наука не только не уступают, а даже и превосходят зарубежные, прежде всего, западные аналоги, в) турецкая культура, искусство и традиции являются универсальными и надгосударственными и способны консолидировать и другие страны исламского и тюркского мира. А также могут являться привлекательными и в целом для развивающихся стран.

Здесь Турция действует в последние годы по широкому спектру направлений: в стране массово появляются музеи исламской культуры, науки и искусства. На тему традиционных ценностей и их защиты пишется множество книг, в т.ч. представителями правящей Партии справедливости развития из числа академического сообщества (к примеру, пресс-секретарем президента Турции И.Калыном). Если до сих пор самой популярной сериальной тематикой была турецкая Война за независимость, то её упорно пытаются потеснить франшизой «Великолепного века» и фильмами аналогичной тематики. Турция активно экспортирует «османские» сериалы за рубеж и у них есть своя немалая зрительская аудитория, в т.ч. в России и в странах СНГ.

Заметим, в условиях, когда Турция скована в возможностях использования других инструментов влияния в мире (допустим, военной силы) именно турецкая «мягкая сила», пожалуй, является для страны главной. Турция активно создает за рубежом свои культурные центры и тратит немалые деньги на свое брендирование за рубежом. Как раз в настоящее время проходит международный конкурс, который объявило турецкое Министерство и культуры Турции на формирование и продвижение нового турецкого образа во всем мире (!). Вдвойне это актуально после того, как привлекательность турецкого образа, как по причинам внутреннего свойства, так и активной антитурецкой пропаганды на Западе (в немалой мере, из-за политической конъюнктуры – роста правых настроений) в последние годы заметно пошатнулась – если сравнивать, допустим пик популярности Турции, который пришелся на 2011 год, и положение дел в 2018 году, когда все обстоит не так уж благоприятно.

Потребителями того «контента», который создавался и будет создаваться Турцией, являются, помимо всего прочего, и турецкие соотечественники, проживающие за рубежом.

При этом их функция – двоякая: с одной стороны, они являются потребителями продукции, с другой стороны, проводниками турецкой культуры за рубежом. Впрочем, вопрос того, насколько выходцы из Турции в другой стране сохраняют свою идентичность, а в какой – асиммилируются – абсолютно непраздный. Задача по тому, чтобы «сбивать» зарубежных соотечественников в диаспору и поддерживать её в «тонусе» — не столь простая, как может показаться на первый взгляд. Турки для этой цели — слишком самостоятельный народ, который, при всей своей кажущейся социальности и приверженности традициям, «сбиваться» ни во что не хочет, если только не увидит в этом для себя прямых преимуществ или выгод. Нередко преимущества западного образа жизни и асиммиляции в местной общество перевешивают.

Тем не менее, перечислим содержание Статьи 28 Указа президента Р.Эрдогана №1, содержащей обязанности и полномочия упомянутого Комитета по политике в сфере культуры и искусства:

  1. Формировать предложения по политике с целью того, чтобы адресовать культуру и искусство всем слоям общества, обеспечивать защиту культурного и исторического наследия и развития культурного туризма.
  2. Помогать в определении стратегии, направленной на то, чтобы выявлять проблемы проживающих за рубежом турецких граждан, а также защищать и расширять социальное, культурное, экономическое и проч. виды сотрудничества с родственными сообществами (проживающими за рубежом – В.К.).
40.97MB | MySQL:92 | 1,065sec