Оценки китайских специалистов поставки зенитно-ракетных комплексов MIM-104E в Турецкую Республику

Как известно, основу системы ПВО Турецкой Республики составляют зенитно-ракетные комплекс MIM-23 Hawk, которые к настоящему моменту безнадежно устарели и не подлежат модернизации, поскольку выпуск компонентов в США прекращен еще в прошлом столетии. Китайские специалисты внимательно наблюдают за военно-техническим сотрудничеством США и Турции в аспекте совершенствования системы ПВО последней, поскольку у официальной Анкары есть четкое понимание того, что перспективная система защиты воздушного пространства должна обеспечивать перехват не только самолетов различных типов, но и баллистических/оперативно-тактических ракет.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий внимательно наблюдают за контактами турецких военных и представителей ОПК США в вопросах приобретения новых зенитно-ракетных комплексов под обозначением MIM-104Е, которые стоят на вооружении ВС США и некоторых стран-членов НАТО.

По данным китайских и американских источников, Агентство по сотрудничеству в области обороны и безопасности США одобрило поставку для ВС Турции комплекта зенитно-ракетной системы MIM-104E PAC3, который включает следующие элементы:

– 4 буксируемых РЛС с фазированной антенной решеткой AN/MPQ-65 (G-диапазон, секторный обзор)

– 4 мобильных командных пункта AN/MSQ-104;

– 10 мобильных станций радиосвязи типа ОЕ-349 ;

– 20 мобильных пусковых установок М903 (по 16 ракет на каждой);

– 80 зенитных управляемых ракет типа GEM-T;

– 60 зенитных управляемых ракет типа MSE;

– 5 мобильных электростанций типа EPPIII.

По данным из открытых источников, стоимость данного комплекта составляет 3,5 млрд долл. США, что почти на 30% дороже чем ЗРК С-400, которые РФ планирует поставить в Турцию в 2021 г.

Кроме рассмотренных компонентов турецкие военные получат дополнительные радиостанции, техническую документацию для проведения ремонта и обслуживания,  сменно-запасные части, оборудование для проведения проверки узлов и агрегатов, учебные тренажеры, оборудование и программное обеспечение для подготовки позиций, замеров дальности. Подготовку турецких военных и технического персонала, размещение ЗРК, проведение первоначального приведения в боевую готовность проведут американские специалисты.

В состав группы полевой технической поддержки (Technical Assistance Field Team) входят 25 военнослужащих ВС США и еще 40 гражданских специалистов, компаний-подрядчиков. Для размещения иностранных специалистов из США будет доставлен специальный сборно-разборный полевой лагерь, обеспечивающий комфортные условия проживания на местах постоянно дислокации без размещения в казарменных помещениях ВС ТР.

В отношении РЛС AN/MPQ-65 известно, что фактически это станция второго поколения и обеспечивает обнаружение и прием целей на сопровождение только в заданном секторе (максимальный угол поворота приемо-передатчика 120 градусов). Данная станция размещена на прицепе М-860, который буксирует грузовой автомобиль повышенной проходимости типа HEMTT (модель М983). Передача данных от РЛС на командный пункт осуществляется по оптико-волоконному кабелю, что нивелирует возможности радиоэлектронной борьбы вероятного противника.

По данным западных специалистов, конструкторы компании Raytheon уже работают над созданием новой РЛС с АФАР (Х-диапазона), при создании которой используется нитрид галлия. Основными отличиями перспективной станции станут возможность осуществления поиска целей во всех направлениях, снижение стоимости обслуживания на 50% по сравнению с  AN/MPQ-65. Американские военные рассчитывают принять новые станции на вооружение до 2028 г.

Передача данных наведения с командного пункта на ПУ AN/MSQ-104 (размещен на грузовом автомобиле типа М927 ) обеспечена за счет станции радиосвязи типа ОЕ-349MRC (установлены на базе автомобиля М927), которая представляет собой две телескопические антенные мачты (высота подъема до 30 м.), на которых установлены передатчики AN/MSQ-116 (передача данных наведения и управления) и AN/MSQ-137 (коммутация ПУ батареи с КП).

Электропитание РЛС и КП обеспечивает мобильная электростанция типа EEPIII, состоящая из двух генераторов мощностью по 150 кВт. каждый (частота 400 герц, трехфазный ток), установленных на грузовой автомобиль модели М977. Для работы данной мобильной электростанции в кузове автомобиля установлено четыре топливных бака общим объемом 300 галлонов дизельного топлива. Данного объема горючего достаточно для непрерывной работы на полной мощности в течение 8 часов.

Подводя промежуточный итог, следует признать, что единственный положительный момент для ВС ТР при приобретении ЗРК MIM-104E состоит в простоте интеграции четырех батарей как в национальную систему ПВО, так и в общую систему ПВО НАТО.

 

Сирийский аспект

Китайские и американские специалисты сходятся во мнении, что официальный Вашингтон пошел на утверждение возможности поставки рассматриваемых ЗРК с целью снижения уровня напряженности в отношениях с Анкарой в следствие растущей напряженности в сопредельной Сирии, где находится ограниченный контингент ВС США.

Военно-политическое руководство Турецкой Республики решительно настроено на проведение новой «антитеррористической» войсковой операции в северных районах Сирийской Арабской Республики. Беспокойство американских военных и специальных служб вызывает сосредоточение тяжелой бронетехники, которую турецкие военные намерены использовать в борьбе с отрядами курдского ополчения, которые признаны официальными властями ТР как террористические. Как известно, курды пользуются покровительством Пентагона в Сирии и контролируют значительную часть северных районов, в том числе и нефтяные месторождения.

 

Российский аспект

Обозреватели китайских специализированных изданий еще в августе 2018 г. отметили высказывания руководителя внешнеполитического ведомства Турции о том, что официальная Анкара рассчитывает на определенные изменения в переговорном процессе с Вашингтоном о поставках вооружения и военной техники, невзирая на российско-турецкий контракт на поставку ЗРК С-400 стоимостью 2,5 млрд долл. США.  Китайские специалисты отмечают, что российский ЗРК в полной мере отвечает требованиям турецких военных и имеет ряд серьезных преимуществ перед MIM-104E, а именно способен обнаруживать большее количество целей за счет всеракурсной РЛС и поражать их на большей дальности при помощи ЗУР 40Н6, дальность пуска которых достигает 280 км.

Кроме технического превосходства российской техники, заключение контракта продемонстрировало возможности официальной Москвы по работе с ближневосточными партнерами. Как известно, именно «турецкий» контракт спровоцировал заявления военно-политических руководств КСА и Катара о возможности приобретения С-400 для ПВО.

В случае с КСА заявления о намерении приобретения ЗРК российского производства и любые переговоры по этому вопросу направлены в основном на психологическое воздействие на Вашингтон с целью достижения более выгодных условий на поставку ВВТ, поскольку последние контракты заключенные с американскими оружейниками характеризуются систематическим повышением конечных цен. В отношении Катара, который находится в окружении недоброжелателей существует высокая вероятность того, что официальная Доха может заключить контракт с РФ на поставку С-400, что позволит полностью закрыть воздушное пространство от любых нарушений со стороны ВВС стран Аравийского полуострова.

Самый важный вопрос, который в настоящее время привлекает внимание китайских специалистов – расторгнет ли Анкара контракт с Москвой по ЗРК С-400 в случае если официальный Вашингтон определит этот условие ключевым при реализации контракта на поставку 120 истребителей F-35, которые необходимы ВВС ТР.

52.23MB | MySQL:103 | 0,487sec