Результаты опроса общественного мнения на Западном берегу р. Иордан и в Секторе Газа. Часть 1

В период с 12 по 16 декабря 2018 года Палестинским центром политического анализа и исследований общественного мнения (PSR) в сотрудничестве с Konrad-Adenauer-Stiftung в Рамалле был проведен очередной соцопрос жителей Западного берега р. Иордан и сектора Газа. PSR является независимым некоммерческим учреждением и аналитическим центром, «основанным с целью продвижения знаний по актуальным для палестинцев вопросов в трех областях: внутренняя политика и деятельность правительства, стратегический анализ и внешняя политика, а также анализ общественного мнения и исследования текущих проблем государственной политики». Возглавляют центр известный палестинский социолог д-р Халиль Шикаки и Валид Лададве[i].

Задачей данного ежеквартального соцопроса PSR является рассмотрение вопросов как внутренней, так и внешней политики палестинского руководства: парламентские и президентские выборы, общая ситуация на палестинских территориях, мирное урегулирование и будущее палестинцев в отсутствии реального мирного процесса.

Период до проведения опроса был отмечен рядом событий. В частности: возросло недовольство Законом о социальном обеспечении; провалились очередные попытки межпалестинского примирения; появилась информация о намерении главы ПНА М.Аббаса распустить Палестинский законодательный совет (ПЗС, палестинский парламент); Катар перевел средства в Израиль для покрытия расходов на топливо для электростанции в Газе и выплаты зарплат сотрудникам из бывшего правительства ХАМАСа в Секторе. Кроме того, в этот период стало очевидным, что некоторые палестинцы продают свое имущество израильтянам в Восточном Иерусалиме и других местах на Западном берегу р. Иордан. Несмотря на усилия по урегулированию ситуации в секторе Газа, в этот период произошла серьезная эскалация насилия между ХАМАСом и Израилем. Администрация США вновь объявила о своем намерении обнародовать собственный план палестино-израильского мирного урегулирования. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в октябре нанес официальный визит в Оман, а израильские министры посетили Объединенные Арабские Эмираты. Наконец, непосредственно в период проведения опроса на Западном берегу р. Иордан произошла серьезная эскалация насилия.

Размер выборки составил 1270 взрослых, опрошенных «лицом к лицу» в 127 случайно выбранных местах. Погрешность составляет +/- 3%.

Результаты 70-го опроса общественного мнения показывают, что 51% палестинцев выражают несогласие с Законом о социальном обеспечении, который вступил в силу в Палестинской национальной администрации (ПНА) с 1 ноября этого года. Только 13% поддерживают закон; 9% поддерживают закон, но только после его пересмотра. Противодействие закону на Западном берегу р. Иордан выше, чем в секторе Газа (65% и 28% соответственно). 49% считают закон несправедливым, 32% заявили, что не доверяют правительству и опасаются коррупции, а 14% говорят, что их зарплата уже и так слишком мала, и они не могут позволить себе дальнейшие сокращения. 31% считают, что Фонд социального страхования или правительство фактически произведут выплаты пенсионерам даже если закон будет пересмотрен в соответствии с требованиями общественности; большинство (56%) считает, что Фонд и правительство не выполнят своих обязательств по выплате пенсий. Таким образом, большинство палестинцев отвергает Закон о социальном обеспечении (Social Security Law), который был подписан Махмудом Аббасом в марте 2016 года.

Закон призван регулировать социальные выплаты, включая пенсии, условия ухода в отпуск по беременности и родам, а также покрытие расходов в связи с несчастными случаями, работникам частного сектора и сотрудникам неправительственных организаций, которые составляют большую часть палестинской рабочей силы. До настоящего времени работники частного сектора после увольнения получали выходные пособия, которые включали месячную заработную плату за каждый проработанный год. Эти выплаты фактически являлись пенсионным пособием. После принятия закона они заменены пенсиями из Фонда социального страхования.

С момента подписания закона президентом М.Аббасом различные палестинские группы, включая Палестинскую сеть неправительственных организаций и Палестинскую генеральную федерацию профсоюзов, выступили против закона в его первоначальном виде.

В попытках успокоить оппозицию на протяжении шести месяцев велись активные переговоры, которые привели к некоторым важным изменениям в первоначальном тексте закона. Изменения были одобрены, и в документ были внесены поправки, касающиеся улучшения прав трудящихся и инвалидов. В октябре 2016 года М.Аббас подписал измененный вариант закона, который предусматривал двухлетний период до его вступления в силу, чтобы у компаний и работников было достаточно времени для подготовки к новым условиям.

Изменения включают уменьшение до 7% (с 7,5%) денежных средств, которые удерживаются из зарплат работников, и увеличение ежемесячного взноса работодателей до 9% (с 8,5%). Владельцы бизнеса и частный сектор согласились с изменениями. Однако на последнем этапе накануне вступления закона в силу различные группы вновь активизировали демонстрации протеста.

В частности, 15 октября этого года в Рамалле протестующие заявили, что не верят в то, что палестинское правительство достаточно стабильно, чтобы гарантировать такой масштабный экономический и административный проект, в котором будет задействована часть денег рабочих. Демонстранты призвали к отставке министра труда ПНА Мамуна Абу Шахлы, который также возглавляет Ассоциацию социального обеспечения.

Как отмечали некоторые сторонники закона, протесты были в основном инициированы работодателями, которые теряют по новому закону больше всех. Они должны будут выплатить все компенсации в связи с прекращением службы (выходное пособие) в дополнение к ежемесячным взносам в размере 9% за каждого работника. По мнению Висама Рафиди, профессора социальных наук в Университете Вифлеема, имеется множество доказательств того, что владельцы различных предприятий и бизнесмены были главной движущей силой демонстраций протеста. Однако даже сторонники закона о социальном обеспечении считают, что взимание с работников 7% – это много. Было бы разумно, если бы отчисления составляли около 4% или 5%[ii].

Как пишет Al-Monitor, хотя большая часть дискуссии посвящена недоверию населения к палестинскому правительству, основным стимулом для принятия и реализации закона являются миллиарды долларов. Дело в том, что Парижское экономическое соглашение 1994 года включает пункт, позволяющий переводить выходные пособия в связи с окончанием службы палестинских рабочих в Израиле в палестинский Фонд социального обеспечения. Таким образом, речь идет о миллионах долларов, которые сможет инвестировать недавно созданный палестинский Фонд социального страхования. Хотя не ясно, сколько же всего денег осело в Израиле. «По слухам, эта сумма составляет не менее 10 млрд шекелей (2,7 млрд долларов), а некоторые говорят, что она достигает 50 млрд шекелей. Вышедшие на пенсию работники уже получили пособия, поэтому речь идет о деньгах, выделенных для выплаты компенсаций тем, кто еще работает».

Эта крупная сумма денег, которая вскоре станет доступна палестинскому Фонду социального обеспечения, привела к конкурентной борьбе между банками. Новый закон предусматривает, что средства должны храниться в местных банках, а не в банках со штаб-квартирой за пределами Палестины. Это положение вызвало серьезные проблемы с Арабским банком, который был создан в Иерусалиме в 1930 году, но стал крупным региональным банком с главным офисом в Аммане (столице Иордании), и, таким образом, исключается из списка претендентов на получение денег, поступающих из Израиля и предназначенных для палестинского Фонда социального страхования.

Предполагается, что реализация закона о социальном обеспечении будет иметь долгосрочные экономические последствия для палестинского населения и, особенно, для представителей рабочего класса. Хотя у многих людей есть законные основания для беспокойства, связанные со стабильностью и долговечностью палестинского правительства, такой закон может значительно содействовать стабилизации и расширению прав и возможностей палестинского правительства и его большей экономической независимости.

Как бы там ни было, наиболее важными факторами противодействия закону о социальном обеспечении являются недоверие к правительству и вера в несправедливость закона. 2/3 респондентов недовольны деятельностью правительства национального единства. Отметим, что в марте 2007 года в ходе договоренностей, заключенных 8 февраля в Мекке между председателем ПНА М.Аббасом и на тот момент главой Политбюро ХАМАСа Халедом Машалем, было сформировано новое палестинское «правительство национального единства» во главе с Исмаилом Ханией, на тот момент лидером ХАМАСа в секторе Газа. Однако с июня 2007 года на палестинских территориях было создано два конкурирующих правительства: одно на Западном берегу р. Иордан с доминированием ФАТХа, а другое в секторе Газа во главе с «Исламским  движением сопротивления» (ХАМАС). Правительство на Западном берегу р. Иордан было в целом признанным правительством ПНА. С другой стороны, власти в секторе Газа заявили, что они являются законным правительством ПНА. После двух очередных соглашений между ФАТХом и ХАМАСом 25 сентября 2014 года ХАМАС согласился разрешить правительству ПНА восстановить свой контроль над сектором Газа и пограничными переходами с Египтом и Израилем. Однако это соглашение было нарушено, и в июне 2015 года М.Аббас объявил о том, что правительство ПНА не может выполнять свои функции в секторе Газа. В октябре 2017 года главы делегаций ХАМАСа и ФАТХа в Каире подписали соглашение о примирении и объявили о завершении состояния палестинского разъединения. К декабрю 2017 года контроль над сектором Газа должен был перейти к ПНА, однако и на этот раз процесс не был доведен до конца.

Опрос PSR выявил, что почти 2/3 требует отставки главы ПНА Палестины Махмуда Аббаса (Абу Мазена).

Положительная оценка условий жизни в секторе Газа составляет всего 4%, а на Западном берегу р. Иордан – 14%.

В закрытом вопросе респондентам было предложено определить партию или политическую силу, ответственную за ухудшение условий в секторе Газа: ХАМАС, ПНА и Махмуд Аббас, Египет или другие. Большая часть респондентов (43%) обвиняет ПНА, М.Аббаса и правительство национального единства; 21% обвиняет ХАМАС, 9% возлагают вину на Египет и 20% – на других. Ответы жителей Западного берега р. Иордан отличаются от ответов жителей сектора Газа: 58% жителей Газы по сравнению с 34% жителей Западного берега р. Иордан обвиняют ПНА, М.Аббаса и правительство национального единства; 28% жителей Газы по сравнению с 17% жителей Западного берега р. Иордан обвиняют ХАМАС.

Восприятие безопасности и правопорядка в секторе Газа составляет 55%, а на Западном берегу р. Иордан – 47%. Три месяца назад в секторе Газа эти показатели составляли 45%, а на Западном берегу р. Иордан – 48%.

Одна треть (32%) населения палестинских территорий заявляет, что хочет эмигрировать из-за политических, экономических условий и из-за ситуации в сфере безопасности. В секторе Газа этот показатель доходит до 48%, а на Западном берегу р. Иордан – до 22%.

Только 35% жителей Западного берега р. Иордан считают, что люди в своем регионе могут без страха критиковать власть, а 61% говорит, что не могут. В секторе Газа 48% полагают, что люди могут без страха критиковать свою власть, а 50% уверены, что они не могут этого делать.

Восприятие коррупции в учреждениях Организации освобождения Палестины (ООП) достигает 80%.

Большинство населения палестинских территорий (53%) полагает, что ПНА является бременем для палестинского народа, а 42% считают ее активом палестинского народа.

Исследователи также выяснили предпочтения палестинцев за последние два месяца как зрителей телевизионных каналов. Результаты показывают, что большая часть населения смотрит «Аль-Джазиру» – 20%, за ними следуют телеканалы «Аль-Акса» (14%), «Маан ТВ», «Палестин ТВ» и «Палестина сегодня» (по 12% каждый), «Аль-Майадин» и «Аль-Кудс» (по 5% каждый) и «Аль-Арабия» (4%).

Результаты декабрьского опроса показывают, что оценка населением внутриполитической деятельности палестинских властей остается на низком, но не критическом, уровне. Говорить об изменении отношения населения к правительству ПНА в положительную или отрицательную сторону в связи с введением чувствительного для народа закона о социальном обеспечении еще рано, т.к. закон вступил в силу за месяц до опроса. Что касается сектора Газа, то социально-экономическое положение его жителей в разы отличается от условий жизни на Западном берегу р. Иордан в худшую сторону, и процент недовольных деятельностью властей в этом анклаве высок, однако в Газе вину за проблемы в социально-экономической сфере, а также политические решения, прежде всего, возлагают на ПНА и ее председателя, Махмуда Аббаса.

[i] Опрос общественного мнения № (70) Пресс-релиз // PSR. 18.12.2018. URL:

http://www.pcpsr.org/en/node/738 (на англ. яз.)

[ii] Закон о социальном обеспечении делает палестинцев менее защищенными // Al-Monitor. 22.10.2018. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/10/palestinian-social-security-law-implementation-amendments.html (на англ. яз.)

52.23MB | MySQL:103 | 0,464sec