О 9-й конференции, посвященной Турции, состоявшейся в вашингтонском Институте Ближнего Востока. Часть 3

4 декабря 2018 года в вашингтонском Институте Ближнего Востока состоялась 9-я по счету, традиционная конференция, посвященная Турции. Продолжаем делать обзор этого мероприятия, организованного старейшим мозговым центром США, ориентированным, целиком и полностью, на ближневосточные дела. В частности, анализируем выступления, прозвучавшие на первой, экономической секции под заголовком: «Экономика Турции и внутренняя политика — в бедственном положении?».

Следующим докладчиком на секции стал бывший президент Ассоциации турецких промышленников и предпринимателей Абдулла Акйюз.

Говоря о состоянии турецкой экономики, А.Акйюз, в частности, отметил, что кризис лета 2018 года «не случился за 1 ночь», а стал результирующей силой многих факторов. Перечисляя важнейшие из них, он указал на то, что на протяжении ряда лет руководство страны ставило перед собой высокие темпы роста экономики страны в качестве самоцели. Достижению этой цели способствовал большой объем свободной ликвидности, который существовал в мире. Однако, в 2013 году эти объемы начали сокращаться. Турция оказалась не очень успешной страной на региональной уровне. Возник целый ряд проблем: Сирия, беженцы, отношения с США.

В итоге, в отношении Турции возник целый ряд рисков. При этом при всем, судейская власть в стране утратила свою независимость и стала частью исполнительной власти. В Турции образовалось то, что получило название «режим одного человека». Это явление подорвало доверие к стране.

С другой стороны, Турция встала на путь конфронтации с Западом. И это при том, что, чем была страна на своем пике, стало возможно благодаря отношениям с Западом. Приблизительно 80% инвестиций в стране – именно западного происхождения. При этом руководство Турции делает конфликтные обращения к инвесторам, а президент Р.Т.Эрдоган прямо-таки читает им лекции про базовую экономическую теорию и процентные ставки. Как отметил докладчик, не дело президента страны заниматься процентными ставками – для этого есть соответствующие ведомства, включая Центральный банк страны.

Подводя итоги своего выступления, докладчик отметил, что Турция образца 2018 года – это даже не Турция образца первого десятилетия 21-го века, это – Турция образца 1990-х годов. Значительно ухудшилось распределение доходов между различными слоями населения страны. Но, что самое плохое – полное отсутствие долгосрочных планов и долгосрочного видения у руководства.

Наконец, четвертым докладчиком на сессии стал Синан Джидди – исполнительный директор Института турецких исследований Университета Джорджтауна.

В частности, он, наряду с предыдущими выступающими, указал на то расслоение, которое сегодня наблюдается в турецком обществе. Важным триггером стали события на площади Таксим и в парке Гези, которые, по его словам, «сильно удивили турецкое руководство».

Ситуация осложняется тем, что в стране отсутствует достойная оппозиция. Те, кто по идее должен заниматься этим делом – так называемая «главная оппозиционная» Народно-республиканская партия – увлечены совсем не тем. В партии продолжается «драка» между председателем партии и его заместителями. Партия стала партией «микроамбиций». В преддверии мартовских выборов в местные органы власти, Партия все никак не определится со своими выдвиженцами (мы на страницах ИВБ уже писали о том, что самую сильную на сегодняшний день фигуру в НРП, со всем наработанным в ходе президентских выборов – 2018 избирательным потенциалом – М.Индже – председатель НРП К.Кылычдароглу просто задвинул, не дав ему баллотироваться на выборах в мэры Стамбула, посчитав это слишком «опасным» с точки зрения своих дальнейших личных политических перспектив – В.К.).

Что же до курдов и их Партии демократии народов, то там ситуация обстоит ещё хуже. Свыше 100 курдских мэров городов сидят в тюрьмах. На их места посажены прорежимные руководители.

Докладчик задается вопросом, что случится на выборах в местные органы власти в 2019 году? И – небезынтересный вопрос – что будет, если Партия справедливости и развития на них все-таки провалится. Впрочем, на этот счет есть опыт провальных парламентских выборов июня 2015 года.

На самом деле, сегодня, по словам докладчика, у ПСР есть две основных цели. Первая – краткосрочная: самозащита Реджепа Тайипа Эрдогана и сохранение его во власти. Вторая – долгосрочная: она затрагивает образовательную сферу и подразумевает воспитание поколения, у которого отсутствует критическое мышление, способность задавать вопросы, которое настроено антизападно и определенным образом смотрит на гендерный вопрос. В рамках этих целей, ПСР подмяли под себя все СМИ в стране. Допустим, лишь только одно агентство Анадолу имеет право на освещение итогов выборов, что является неправильным.

Ну, а турецкая оппозиция, как резюмирует докладчик, ведет себя как «любители», совершая нелепые ошибки и отдавая поле боя Партии справедливости и развития.

Итак, как мы видим, турецкой власти дана достаточно жесткая и, во многом, справедливая оценка. Отдельно стоит отметить высокую квалификацию докладчиков. То, что они смотрят с западных позиций на Турцию, – совершенно неудивительно с учетом того, что мероприятие происходит в Вашингтоне. Оно же стало одним из многих индикаторов того, насколько глубока сегодняшняя трещина в американо-турецких отношениях. И те, кто беспокоится относительно будущего сближения между США и Турцией – делают это напрасно.

62.81MB | MySQL:102 | 0,675sec