О позиции ФРГ в связи с заявлением президента США Д.Трампа об уходе из Сирии

В числе государств, обеспокоенных заявлением президента США Д.Трампа о завершении миссии по борьбе с группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), а следовательно и выведением американских сил из САР, оказалась ФРГ. В близком американскому лидеру формате, а именно через твиттер, свою точку зрения на проблему представил глава немецкого внешнеполитического ведомства Х.Маас. В четверг он написал: «Внезапное решение США о выводе войск из Сирии не только удивляет нас. ИГ оттеснили, но угроза все еще есть. Существует риск того, что это решение нанесет ущерб борьбе с ИГ и поставит под угрозу достигнутые успехи». При этом еще 3 октября глава МИД ФРГ и его американский контрпартнер М.Помпео подтвердили общность целей в отношении ограничения иранского присутствия в САР, что стало следствием заявления, прозвучавшего в конце сентября из уст спецпредставителя США по Сирии Дж.Джеффри, который сообщил тогда, что американский президент якобы одобрил новую стратегию действий в САР, в соответствии с которой американские войска не будут выводиться с территории республики, поскольку они необходимы для противостояния с ИРИ. При этом в своем заявлении он четко дал понять, что уверен в позиции президента.

На тот момент данный факт стал важным объединяющим элементом для германо-американских отношений, осложнившихся из-за выхода США из ядерной сделки с Ираном. Фактически Берлин дал понять, что несмотря на критику Вашингтона за конкретное действие, он разделяет взгляды на общую опасность Тегерана, а это немаловажно и для израильской стороны. На этот раз слова американского лидера наоборот отдаляют государства друг от друга, одновременно подталкивая к поиску альтернативных сценариев выживания в САР без американского присутствия. Так, продолжая свою мысль в твиттере, Х.Маас отметил, что Германия будет работать с партнерами при ведущей координационной роли ООН.

Под партнёрами, как кажется, он подразумевает, прежде всего, Францию и Великобританию, которые также оказались в недоумении из-за очередного судьбоносного твитта американского лидера. Подобно Берлину Лондон и Париж также распространили заявления о том, что считают борьбу с ИГ неоконченной, поскольку, даже лишение территории не означает полный разгром террористической сети. Надо сказать, что такие предположения совпадают с израильскими оценками еще годичной давности, когда эксперты Информационного центра изучения терроризма им. М.Амита высказали предположение, что группировка, отказавшись от идеи халифата, продолжит существование в качестве полупартизанской структуры. Однако перед этим на время снизит свою активность, взяв перерыв на реорганизацию. При этом в таком качестве она будет угрожать Европе в гораздо большей степени. Вместе с тем те же эксперты отмечали, что и опасность для Израиля может увеличиться, поскольку боевики ИГ могут усилить активность на Синае, а также попытаются развить связи с джихадистами в Газе.

Таким образом, очевидно, что политические и стратегические цели Израиля и ФРГ  в том, что касается необходимости американского присутствия в САР, во многом совпадают. Отсюда возникает вопрос, возможна ли большая координация усилий между ними в условиях, в которые поставил их Д.Трамп. Ответ на него на официальном уровне пока не прозвучал, а о судьбе ближневосточной страны пытаются позаботиться пока только оппозиционные партии. Так, представитель немецких «зеленых» в Бундестаге, депутат иранского происхождения О.Нурипур считает, что «если США  преследовали стратегическую цель в Сирии, то это было блокирование прямого пути для Ирана к израильской границе. С уходом американцы подвергнут Израиль высокому риску». В этой связи, как полагает политик, в 2017 г. из-за своих иранских корней заработавший запрет на въезд в США, ФРГ в сотрудничестве с Израилем должна помочь предотвратить дальнейшую эскалацию.

Здесь стоит сделать небольшую оговорку о самом  О.Нурипуре, выглядящем сейчас адвокатом израильских интересов. Таковым он был далеко не всегда, к примеру, до 2012 г. выступая против того, чтобы считать «Хизбаллу» террористической организацией. Вместе с тем ему не чужды и другие идеи, прорабатываемые израильским правительством. Так, он выступал с предложением при помощи Германии добиться прогресса в развитии в ИРИ возобновляемых источников энергии с тем, чтобы разрешить кризис вокруг ядерной программы. Как кажется, данная инициатива коррелируется с прозвучавшим ранее в этом году планом Б.Нетаньяху помочь иранскому народу, поделившись с ними израильскими технологиями. Однако израильская идея была ориентирована на проблему водных ресурсов, ограниченность которых подпитывает протесты против иранского режима.

Еще одним сторонником идеи задуматься о том, что будет с Израилем, стал А.Ламбсдорфф из СвДП.   По его словам: «Иран может  почувствовать себя воодушевленным, вес России и Турции возрастет. Для курдов и Израиля это плохие новости». Такой прогноз удивительным образом совпадает с собственными израильскими оценками, опубликованными местной прессой, исключая лишь рост лидерских амбиций Б.Асада, которого Иерусалим также не хотел бы, беспокоясь за свой суверенитет над Голанами. Так что невольно возникает мысль о возможном намеренном учете израильских опасений причем их широкого спектра, поскольку в рядах немецкой оппозиции ориентироваться на ближневосточную страну стало довольно модно. Запустила этот тренд партия «Альтернатива для Германии», однако, в сложившейся ситуации АдГ в целом и ее «еврейская секция» в частности пока молчит, хотя в отличие от тех же «зеленых» склонна делать ставку на совместное будущее во взаимодействии с Израилем, а не трагическое прошлое.

В целом главным опасением для ФРГ все же остается судьба присутствия в Сирии Бундесвера, чей мандат на участие в операции против ИГ был продлен Бундестагом в середине октября на год. В соответствии с ним предусмотрены полеты немецких самолетов Tornado, а военные специалисты из ФРГ должны заниматься подготовкой вооруженных сил Ирака. Состав немецкой миссии, как и ранее, был определен в 800 военнослужащих. Пока есть версия, что они так и будут продолжать свою миссию, руководствуясь октябрьским решением, однако, есть и вопрос о ее необходимости в условиях решения США. Таким образом, Берлину для принятия окончательного решения требуется большая координация с Парижем и Лондоном, а также дополнительные консультации с Вашингтоном, который, судя по заявлениям политиков, предоставил пока немецкой стороне минимум сведений. Возможно, в нынешних условиях Израиль, консультировавшийся с Д.Трампом и М.Помпео в начале недели, обладает даже большим объемом данных. Однако вопрос о том, удастся ли стране хотя бы частично решить свои проблемы, лишь за счет на европейцев, также недовольных выходом США из САР, пока открыт. Кроме заявлений, никакой иной поддержки Иерусалиму они пока не предлагают, да и комментарии, звучащие из уст немецких политиков, причем оппозиционных, скорее, отвечают интересам внутриполитической борьбы, нежели нацелены на реальное содействие.

52.25MB | MySQL:103 | 0,576sec