Независимые арабские эксперты о социально-экономическом кризисе в странах Ближнего Востока. Часть1

Эпоха политической турбулентности, переживаемая арабскими государствами Ближнего Востока, вылившаяся в период так называемых «арабских революций» во многом обусловлена экономическим кризисом в регионе. По мнению доклада, подготовленного экспертами международного журнала Orient XXI, издающегося в Бейруте, одной из главных причин этого кризиса является неолиберальная экономическая политика, проводимая арабскими режимами с конца 1980-х годов. Структурные реформы, часто инициировавшиеся такими международными институтами как МВФ, не только не привели к оздоровлению и повышению эффективности ближневосточных экономик, но и способствовали расцвету клептократии, появлению паразитической прослойки рантье, колоссальному социальному расслоению и пауперизации широких масс населения.

По данным на 2017 год средний уровень безработицы в арабских государствах (без учета стран ССАГПЗ) достиг 10% против среднего мирового уровня в 5,5 %. В Египте он достигает 12,1%, в Иордании – 14,9%, в Тунисе – 15,4%. Еще выше уровень безработицы среди молодежи (26,1%) и женщин (18,9%). Уровень трудовой активности, то есть процент задействованности в рабочей силе лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, самый низкий в мире. Он составляет 48,6%. Уровень трудовой иммиграции среди выпускников университетов также самый высокий в мире. В то же время уровень безработицы среди этой прослойки молодежи в 2012 году составил 30% в Египте, Тунисе и Иордании.

Арабские государства импортируют до 50% потребляемого зерна и, вообще, являются наиболее крупными импортерами продовольствия в мире. Глобальный продовольственный кризис 2007-2008 годов привел к увеличению цен на пшеницу и рис, инфляции, увеличению госдолга и массовым уличным протестам в Йемене, Марокко и Иордании. Несмотря на то, что в регионе сосредоточено 42% мировых запасов нефти и 29% природного газа, страны Ближнего Востока в последнее десятилетие неуклонно беднели.

Отдельно необходимо упомянуть о финансовых проблемах государств региона. В 2017 году государственный долг 11 стран региона превышал 50% от ВВП. Среди них Иордания (96,6%), Египет (101%) и Ливан (149%). В некоторых случаях расходы на выплату долга составляли до 40% бюджетных трат. В 2012-2016 годах пять арабских государств (Марокко, Тунис, Египет, Ирак и Йемен) занимали деньги у Международного валютного фонда (МВФ). Согласно обязательствам, взятым на себя должниками МВФ, эти государства урезали социальные расходы, сокращали рабочие места в общественном секторе, сокращали свой бюджетный дефицит и вводили «плавающий курс» местных валют относительно доллара и евро. Авторы доклада констатируют: «Это создало предлог для западных «друзей» вмешиваться во внутреннюю политику стран региона в соответствии с их понятиями и стандартами». С 1980-х годов экономической догмой в мире стал так называемый Вашингтонский консенсус, разработанный и внедренный МВФ, Всемирным Банком и могущественными международными финансовыми кругами. Либерализация торговли, приватизация и финансовое дерегулирование были признаны лекарствами, предназначенными для излечения болезней арабских экономик. В идеале они должны были привести к прозрачности и эффективности, политической демократизации. Однако на практике, когда основой бюджетных поступлений в арабском мире наряду с доходами от продажи сырья являются таможенные пошлины, денежные переводы от трудовых мигрантов и зарубежные кредиты это вызвало рост коррупции, непотизма, появление кланов, разворовывающих национальные богатства.

Статья египетской журналистки Майи Кабиль посвящена новой финансовой политике в Египте после одобрения займа МВФ в размере 12 млрд долларов в 2016 году. По ее мнению, новые реформы привели  беспрецедентному росту цен и  падению жизненного уровня большинства египтян. Их результатом стали девальвация национальной валюты и рост стоимости базовых товаров и услуг. В то время как общественные расходы в этих сферах неуклонно снижаются, государство тратит огромные суммы на гигантские инфраструктурные и строительные проекты, ценность и оправданность которых пока неясна.

Соглашение о предоставлении Каиру займа МВФ было подписано  в ноябре 2016 года. Кредит в сумме 12 млрд должен быть выдан четырьмя траншами. В октябре 2018 года МВФ констатировал большие успехи египетского правительства в оздоровлении экономики страны. Рост ВВП в 2017-2018 годах составил по итогам на июнь 2018 г. (конец налогового года) 5,3%, что на 1% выше по сравнению с показателями прошлого года. Эксперты МВФ с удовлетворением отмечают «оживление в туристической сфере, увеличение добычи природного газа и усиливающееся доверие международных игроков к египетскому рынку». Политика девальвации национальной валюты и дерегулирование обменного курса позволили правительству АРЕ накопить беспрецедентные валютные резервы (они увеличились с 17 до 44,5 млрд долларов).

В то же время отчетливо видны и отрицательные последствия имплементации требований МВФ. Внешний долг Египта вырос на 58% и составляет в настоящее время 88 млрд долларов США. На его обслуживание тратится до 40% бюджета. Внутренний долг Египта превысил 3,5 трлн фунтов, что на 38% больше, чем в дореформенный период. В то же время инвестиции в экономику выросли только на 11%. В основном они связаны с нефтегазовым сектором. Вложения в туристический сектор росли не так быстро, как это прогнозировалось МВФ. Одним из последствий проведенных структурных реформ стал массовый наплыв иностранных инвесторов на египетский финансовый рынок долговых обязательств. Иностранные инвестиции в казначейские долговые обязательства и бонды в марте с.г. приблизились к 23 млрд долларов.

Оборотной стороной относительной макроэкономической стабилизации стали меры жесткой экономии и урезания общественных расходов, которые легли тяжким бременем на плечи рядовых египтян. Два года продемонстрировали существенное сокращение правительственных субсидий на топливо, воду, электричество, проезд в каирском метро. Несмотря на меры жесткой экономии, субсидии постоянно приходится менять в сторону уменьшения, так как желаемого результата в форме сокращения бюджетного дефицита правительству Египта так и не удалось достичь. По мнению Майи Кабиль, данные реформы не приведут к созданию в АРЕ устойчивой экономики, зато тяжким бременем лягут на плечи рядовых египтян. Первым ударом стало введение в сентябре 2016 года налога на добавленную стоимость (НДС), который заменил прежний налог на продажи. Затем в ноябре того же года последовала либерализация обменного курса. В результате покупательная способность упала в два раза, что почувствовали на себе египетские потребители. Например, цены на разные топлива выросли от 30% до 80%. В 2017 году цены по сравнению с прошлым голом выросли на 30.7%. Первая половина 2018 года показала снижение инфляции до 11%, но с ростом цен на электроэнергию и бензин, который начался с июня 2018 года пошла новая волна инфляции. МВФ прогнозирует  рост цен в Египте в текущем году на 21%.

По мнению египетского эксперта, деньги, аккумулированные в результате подобных реформ зачастую тратятся на ненужные для большинства египтян проекты. В качестве примеров Майя Кабиль приводит проект строительства новой административной столицы АРЕ стоимостью 45 млрд долларов (880 млрд фунтов по нынешнему курсу), а также город с летними резиденциями и местами отдыха для египетских чиновников стоимостью 50 млрд фунтов. Туда же относится и строительство с помощью КНР скоростной железной дороги протяженностью 498 километров, призванной соединить новую административную столицу с Александрией стоимостью в 1,2 млрд долларов. Работы по строительству новой столицы будет осуществлять консорциум в составе Вооруженных сил АРЕ (51%) и Организацией местных самоуправлений (49%). Оба эти института являются государственными, а все, что касается экономической деятельности ВС является в Египте тайной за семью печатью. Непрозрачность в расходах может привести, по мнению египтян, к большим злоупотреблениям.

62.86MB | MySQL:102 | 0,472sec